Кольбертизм
george_rooke — 28.03.2017 Почему-то кольбертизм у нас понимают только в разрезе производства гобеленов и кружев, меж тем - это понятие гораздо шире. В момент экономического кризиса, в момент, когда страна попросту разворована, Кольбер не стал дожидаться, когдаа) ГОСТы
б) Логистику
в) Сбыт.
Первый акт Кольбера - это радикальное снижение внутренних транспортных пошлин и сборов.
Второй - введение ГОСТов. То есть государство было готово давать субсидии производителям, но только в том случае, если они будут выпускать конкурентный товар. Поверка качества возлагалась на интендантства и инспекции, однако зная продажность чиновников, Кольбер во всех созданных структурах ввел институт доносчиков и осведомителей. Теперь интенданты и инспектора ВЫНУЖДЕНЫ были выполнять свои обязанности КАЧЕСТВЕННО, ибо любой прокол грозил разорением, а далее - в зависимости от тяжести - тюрьмой или смертью.
Были введены сертификаты качества продукции, при этом Кольбер решил устроить внутреннюю конкуренцию товаров - гильдиям, свободным работникам (ИП по сути, те, которые на дому) и привилегированным производствам был дан зеленый свет и отрезок времени - вот кто выживет, кто сможет при гостовском качестве дать меньшую цену - того и будем поддерживать.
Части предприятий были выделены эксклюзивные рыночные права и введен госзаказ, дабы поднять их до уровня зарубежных конкурентов. Кольбер планировал не на всегда дать такие преференции, только на 10 лет. По мысли Кольбера - если за 10 лет предприятие не развилось - то на фиг его вообще поддерживать деньгами или льготами. "Вы должны знать, что всякий раз, как только я нахожу иностранный товар такого же или высшего качества при меньшей цене - я разом снимаю с вашего производства все субсидии и привилегии".
В Версале, например, было прямо запрещено появляться в костюмах иностранного производства. Даже послам других государств. Не нравится - ну значит не фиг при дворе делать.
Кольбер не был высоколобым теоретиком (которые нам часто рассказывают, что "свободный рынок все решит сам", забывая, что в идеальном свободном рынке вход на рынок свободен, товары примерно все одинакового качества, и сам рынок прозрачен. Такого ни разу в истории не было никогда), он был чистым практиком, который понимал, что государство, которое не кормит свою промышленность, будет кормить чужую. Отсюда и заградительные тарифы на иностранные товары, конкурирующие с французскими.
Что представляло из себя тогдашнее производство во Франции? Это не заводы в нашем понимании - это чаще всего сеть кустарных мастерских, разбросанных в сельской местности, работающих либо на заказ, либо в свободное время. Здесь только введение ГОСТов могло спасти качество продукции. Те, кто дают приемлемое качество и цену - достойны поддержки. Те кто не дают - извините, переквалифицируйтесь в управдомы.
Далее из этих кустарных мастерских все свозится на пункт распределения, там интенданты и инспектора проверяют соответствие товаров прописанным ГОСТам. На устраивающие товары ставят печать. На не устраивающие - нет, и далее вариантов два - продавать некачественные товары по бросовой цене, либо их выкинуть. При этом интенданту приходится работать на совесть - ибо за ним проверит инспектор, а рядом наверняка бдит шпион товарища Кольбера, который подмечает все особенности работы интенданта, и наверняка отпишет своему боссу, что и как.
Ну хорошо ткани, черт с ними - да, порвалась рубашка, неприятно, но пережить можно. А пушки? А корабли? Тут ведь уже жизни людей на кону!
По сути система торговых марок и инспекций заменила саморегулирование "дикого рынка", и однозначно пошла на пользу государству. Появился общественный договор между производителем и покупателем по поводу соотношения "цена-качество" на товар, в котором государство выступало как арбитр. Французский экономист Дюсьен Карпик назвал это "экономикой качества".
На 1661 год долг Франции составлял 46 миллионов ливров. На момент смерти Кольбера (1683 год) - 10 миллионов ливров.
На 1661 год Франция собирала в казну 23 миллиона ливров, на 1683 год - 121,4 миллионов ливров (62,8 миллиона - непрямые налоги, 47,7 млн. - талья, остальное - иные выплаты)/
Французский экспорт за период с 1661 по 1690 годы возрос с 40 до 100 миллионов ливров, то есть внутренний рынок потянул за собой развитие внешнего.
То есть всего-то оказалось - надо не на шоу выступать, и не в твиттерах записки писать, а банально - работать. И все наладится.
Ну и надо добавить, что результаты работы Кольбера во многом были просраны после его смерти, а правила, которые он вводил, как адекватные ответы на нынешнюю ситуацию, во многом оказались зацементированными последующими министрами финансов без учета изменившихся реалий. И естественно, потом, свалив из Франции, они писали, что это гадкий Кольбер создал систему, которая привела к Революции. Оправдывая свое собственное ничегониделание.
|
</> |