Кого стоить бояться больше
auvasilev — 23.07.2024 Теги: ГорбачевПостоянные читатели этого Журнала прекрасно знают, с каким уважением я отношусь к Горбачеву и сколь высоко его ценю, испытывая по отношению к нему глубочайшую благодарность. И, тем не менее, я абсолютно уверен, что сам он не имел представления, какие силы разбудил и что хотел с помощью этих сил создать.
Нет, то есть, конечно, не совсем так. Он как раз сам был уверен, что все прекрасно знает и понимает. И главный вопрос был совсем не в СССР, что большинство его противников ставят ему в вину. Тут как раз всё однозначно. Горбачев безусловно хотел сохранить Союз, пусть на несколько подкорректированных основаниях, однако именно как единое государство. Но самое принципиальное дело в политическом строе. Михаил Сергеевич видел в своих мечтах некую совершенно небывалую и неосуществимую химеру, предельно условно обычно обозначаемую как “социализм с человеческим лицом”. Эдакий хитрый гибрид ужа и ежа, из которого, как известно, мало что может образоваться, кроме метра колючей проволоки. Результат всем известен.
А вот Ельцин, несмотря на то, что, как будто был более грубоват, простоват и прямолинеен, а, может быть как раз благодаря всему этому, уже прекрасно знал, что он строит. Его совершенно не пугало слово “капитализм”. И он готов был многим жертвовать и многое терпеть ради четкой и конкретной цели построения современного цивилизованного именно капиталистического государства. И понимал, с кем для этого придется работать, какие силы использовать и каким угрозам противостоять. Результат известен не менее хорошо.
Путин по всем историческим, всемирно признанным параметрам, вне зависимости от знака плюс или минус перед определением, с моей точки зрения, несомненно, является великим человеком и уже навсегда вошел в историю. Но также я совершенно не сомневаюсь, что он даже не подозревает, какие силы разбудил и что собирается строить с их использованием. То есть, опять же возможно, что у него, как тогда у Горбачева, есть в голове какая-то мифическая теоретическая конструкция, но она полностью эфемерна и не имеет никаких реальных оснований. И каков будет результат ни ему, ни кому-либо другому абсолютно не известно.
А потом будет преемник. Не имеет значения в результате чего, фактор смертности человека никто не отменял. И, скорее всего, согласно просто всем физическим законам, он уже будет знать всё и про разбуженные силы, и про практические цели строительства. И результат ещё более непредсказуем.
Галич писал: “А бойтесь единственно только того, Кто скажет: «Я знаю, как надо!»”
Когда-то эти слова казались мне вершиной мудрости. А сейчас уже и не уверен, кого стоит бояться больше. Того, кто знает или того, кто нет.
|
</> |