когда у сценариста ГОРИТ
red_atomic_tank — 20.05.2019 https://www.facebook.com/lilya.kim/posts/1127618660773112Для лучшего понимания бесконечного трагизма текста - это та самая Ким, которая подробно рассказывала, почему 8-й сезон шедеврален и отчего ссать в физиономии преданных фоннатов - хорошо, правильно, коммерчески выгодно.
_________________________________________________
"До сегодняшней финальной серии - план был написать, как тщательно сезон за сезоном выстраивалось финальное противостояние Джона и Дени на всех уровнях.
Личном - в лав стори мужчина и женщина всегда антагонисты и протагонисты одновременно по отношению друг к другу.
Социальном - оба претендуют на железный трон, у Джона прав больше, а Дени больше надо.
Глобальном - Джона все время выбирают править, а Дени непрестанно вторгается туда, куда ее не звали и жжет всех, кому это не нравится. До мэд квин момента это выглядит как борьба за все хорошее и против всего плохого. Оба действуют по ситуации, но Джон в сходных ситуацих - заключает союзы с врагами, а Дени смотрит как муж брату на голову льет золото и гоняет даже преданного ей по самые помидоры Мормонта.
До сегодняшней финальной серии меня был план рассказать - как и зачем с первого сезона Джона показывали как лидера, который принимает на себя наибольшую ответственность, а Дени как лидера, требующего безусловного поклонения. На ее примере хотела рассказать, что такое "антагонист, считающий себя спасителем" (другой пример Танос). И все это велось к финалу - неизбежному и неожиданному по задумке.
Для этого сезон за сезоном демонстрируют контраст - Джон страдает за своих, ходит во всякие миссии, принимает кинжалы в сердце, не хочет быть королем - а его все выбирают и выбирают. А Дени даже рабы, которых она освободила, иногда просят принять во внимание, что люди разные и ситуации разные.
И все это время армия мертвых с королем ночи во главе шла за всеми, честно исполняя роль главного источника саспенса (ссылка на пост про это в комментариях).
Для наибольшего драматизма в неизбежном финале - сделано все. Они и любовники, и родственники, и вместе победили армию мертвых. До седьмого сезона - GOT придерживался золотого сечения "персонаж и ситуация" - фигура персонажа на фоне социальной ситуации. Все герои делали выбор под "накаленным" давлением социальных обстоятельств. Без так называемой "фундаментальной ошибки атрибуции" - что люди принимают решения исходя из своих свойств, качеств, характера. Хороший Бран ломал мозг сыну конюха, чтобы тот держал дверь, потому что того требовала ситуация. Из любви к сестре и детям от нее - Джеми выталкивал Брана из окна. Трусливый и жалкий Фрей убивал Старков на Красной свадьбе. И это все давало чувство трагедии - неизбежной и невыносимой одновременно. Эсхил, Шекспир, Мартин.
Пиком всей этой динамики, энергии, которую копили все сезоны - явно должен был стать момент, когда Джон убивает Дени, которую любит, несмотря на диктаторские замашки, легкий инцест и тяжелое чувство вины, что первую Игритт он так же довел до цугундера.
Таково было драматургическое намерение. Оно ясно читается, если посмотресь все сезоны подряд.
И вот в финальном эпизоде вся эта махина, цунами напряжения, предчувствие великой трагедии, которое медленно нагревали с первой серии последовательно шесть первых сезонов по книгам Мартина - эта глыба вдруг не ударяет, а просто рассыпается прахом трех абсолютно беспомощных сцен в нудных диалогах.
- Джон, извини что я прошу, но тебе придется ее убить.
- Ох, не трави душу, Тирион.
чуть позже.
- Джон, давай тоталитарно править вместе. Фак сосаети.
- Дени, я тебя люблю, но сорян.
Киса Воробьянинов убивал Остапа драматичнее чем Джон свою королеву в финале, который восемь лет готовили быть великой трагедией.
Дрогон переплавляет мечи на орала, затем уносит тело мамы, оставив нас без ответа на вопрос так горит Джон или нет. Дракон он или Старк. А на небе тучи.
После этого финальный слив всех остальных напряжений - Санса, Тирион, Арья - вызывал только сарказм.
Серёжа:
- Бран?! Что происходит?
- Сам себе и царь, и спецслужба - экономно.
А вот выход процедурала про приключения Арьи королевы воинов анонсировать не забыли конечно.
В финале ненадолго снова проскальзывает след генерального плана саги, о котором шесть сезонов исправно напоминали раскрывая тему, мол, ничего не меняется в мире - антагонист, считавшая себя спасительницей, убита любовью, железный трон дракон дал - дракон взял, второстепенные персонажи обсуждают, что первым делом надо восстановить бордель.
И я так... Эээ... И как теперь на сложных щщах анализировать эти поматрошенные и брошенные арки?! Которые строили-строили хорошо и последовательно шесть сезонов пока были книги, нагнетали, подводили к великой трагедии в финале... И вместо этой трагедии все вдруг скатилось на уровень театра на площади, который в пятом сезоне показывал Арье пьесу про убийство Джоффри.
Если бы это был поэпизодный план - я бы сказала, боже как круто, как это эпично и крышесносно.
Но исполнение этого плана плюс режиссура лично Бениоффа и Вейса на финальном эпизоде - лишили меня сегодня кумиров. Все это время фанаты саги были правы, что сериал держался только на заделе книг Мартина. Книги кончились - еще какое-то время была инерция, она закончилась - и наступило бледное ничто.
Большее разочарование я испытала только когда Дед Мороз снял шапку, бороду, шубу и сел бухать с моим отцом.
Собственно таковы все рецензии на финал, вышедшие сегодня: that is a hurried and unsatisfactory ending to the iconic series"
|
</> |