когда ты так красив и талантлив: "Голод" К.Гамсуна в МХТ, реж. Елизавета Бондарь

топ 100 блогов _arlekin_14.09.2025

Полтора года назад, когда я смотрел впервые "Голод" на прогоне, спектакль считался "неготовым", хотя производил сильнейшее впечатление, и отнюдь не только за счет потрясающей актерской работы Сергея Волкова, но и тем, как в целом придумана история, как она решена театрально, и главное, как взаимодействует режиссер(ка) с литературным материалом (инсценировка Анны Лифиренко), как она прозу Гамсуна творчески, и весьма безжалостно по отношению и к автору, и его лирическому герою препарирует:  

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4786650.html

Но и сейчас я сказал бы, что на текущий момент "Голод" - самая интересная, наиболее совершенная постановка Елизаветы Бондарь; хронометраж "уплотнился" до часа (на сайте заявлено час двадцать), но вроде бы ничего не сокращено, не выброшено - значит, прибавилось динамики, ускорился темп... хотя ощущения поспешности нет, как не было на прогоне ощущения избыточности. Правда, сколь ни увлекательно следить за игрой Сергея Волкова (и не менее прекрасных Евгения Перевалова, Полины Романовой и остальных участников ансамбля, где большинству достается не по одной роли), лично меня "Голод" Бондарь захватывает не исключительно своими художественными достоинствами - спектакль на редкость точно фокусирует в персонаже из прозы Гамсуна (было бы преувеличением считать его равным лирическому герою романа - герой инсценировки принципиально другой, во всяком случае воспринимается совсем по-другому) все сходу узнаваемые черты, присущие определенному типу людей... а может быть, пусть в меньшей концентрации, и вообще любому человеку; ну если честно, "любой" человек меня не очень волнует, а вот "определенного типа"... И ведь необязательно герой, почитающий себя за гения, абсолютно бездарен, и он (в исполнении-то Сергея Волкова!) точно не урод - неприятным до отторжения, а отчасти и жалким, его делает не бездарность и не уродство, а невыносимое самодовольство... самолюбование в сознательном доведении себя до края ничтожности, физической и социальной ущербности... и чем ничтожнее по факту быт, имидж, статус героя - тем выше он себя ценит, ставит над окружающими, уверенный в собственном превосходстве вопреки, казалось бы, очевидному; равно и в своем даровании, в своих перспективах; в своем, наконец и главное, праве на уважение (если не преклонение), на любовь, на востребованность, на (в том числе) материальную обеспеченность, бытовой комфорт... Что придает ему такую уверенность в себе, внешними обстоятельствами не объяснить; романтический герой остается романтическим, но увиденным тут не в "лирической" оптике изнутри, а со стороны, иронически, скептически... Актер и режиссер(ка) не превращают героя во фрика, не доводят скетчи и клоунаду, им разыгранные (иногда при помощи кукол, и постоянно в сопровождении музыкантов-перформеров), до пародии; вообще этот "Голод" - не "сатира нравов", но и не "апология сумасшедшего", герой Волкова порой выглядит одержимым, только что не в прямом смысле "бесноватым"; романтическая раздвоенность его сознания постоянно грозит перейти грань психопатологии, шизофрении, мании величия ("перед ним немеет небо, перед ним черствеют хлебы"... ну да, ну да, так и поется в заключительной песенке "альтернативного финала" на текст Александра Плотникова); и тем не менее Волков балансирует на грани между трагедией и карикатурой (герой как на самого себя карикатура - это ли не трагедия?..) виртуозно, а Бондарь не превращает утрирование и гротеск в универсальное выразительное средство и не стремится выставить героя в свете максимально неприглядном, сугубо омерзительным типом, он и в отталкивающем самодовольстве, и в ложной самоуверенности, и во всех своих полушизофренических фантазиях остается-таки существом уязвимым, ранимым... В конце концов, не каждый ли убежден про себя, что заслуживает большего, чем имеет, даже если на самом деле (и это всегда так, непременно, обязательно и только так) имеет больше, чем заслуживает?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всеми забытое молодежное подразделение российской партии власти “Молодая гвардия Единой России” - МГЕР теперь займется работой с “улицей”. Все вы помните сколько лжи вылили кремлевские СМИ на Алексея Навального, он выводит на улицу школьников, детей? Чем же в таком случае занимаются ...
Сейчас с девушкой получили дипломы об окончании магистратуры, оба юристы. На вручение ехали на такси. Как только сели в машину, уточнили адрес, недалеко от корпуса университета находится загс, водитель сразу спросил: В: Вы жениться едете? Я: Нет, диплом получать. В: На кого учились? ...
...
Пост навеян рассуждениями о бедном котике, которого «лучше усыпить, чем оставлять на улице жить в постоянных мучениях». Недавно в Инстаграм был пост акушерки о безответственности отдельно взятых матерей. Ситуация следующая. На сроке беременности 18-19 недель на УЗИ плода виден порок ...
Пришлось расфрендить одну хорошую девушку. Из-за вот этого вот. Кнопку "Зачем-то утащить к себе" терпела сколько могла, но когда она обросла этими лайками... Как писал mojo_fm , ставить кнопку перепост - это признавать что у твоих читателей не ...