опыта беды не было: "Жестокие игры" А.Арбузова ЦДР, реж. Фаина Колоскова

топ 100 блогов _arlekin_07.09.2025

Стараюсь внимательно отслеживать любые постановки арбузовских пьес и пристрастно к ним отношусь, а каждый факт обращения к "Жестоким играм" отмечаю с двойной заинтересованностью  - с этой пьесой Арбузова мы ровесники, при том я застал и вживую смотрел, хоть и не с премьерным актерским составом, конечно, легендарный спектакль Марка Захарова в "Ленкоме"... присутствовал на 1000-м (тысячном!) его показе. Ну и потом разной степени "жестокости" постановок видел немало - навскидку: симпатичная, несколько мелодраматизированная постановка Елены Бутенко-Райкиной "Game over" в "Сатириконе" - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2800668.html

- и грешащая не всегда уместными актуализациями, но бодренькая версия Александра Созонова, выпущенная им в Ярославском театре драмы при Евгении Марчелли - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3343560.html

- и спектакль самого Марчелли уже в театре им. Моссовета, ну оооочень "жестокий" - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4444236.html

Однако в музыкальную комедию "Жестокие игры" на моей памяти еще никто не превращал - понятно, Фаина Колоскова вслед за своим наставником и художественным руководителем Владимиром Панковым осваивает пьесу в формате "саундрамы", и присутствие на сцене музыкантов, точнее, превращение в музыкантов, подобие ВИА, героев Арбузова, сюрпризом для зрителей ЦДР вряд ли станет; тем не менее стоило выйти на сцену трем девочкам-припевочкам, очень милым феечкам (Галина Медведева, Полина Медведева, Анастасия Семенова) с накладными крылышками, представившимся "ангелами", далее объявляющим ремарки, "вопящим" хором за единственного новорожденного и все такое, как я оторопел... А того пуще, когда выяснилось из первого же диалога Нелли с Каем, что героиня приехала не из Рыбинска (у автора), а из Нижнекамска; ну пусть бы из Нижнекамска - не так уж далеко от Рыбинска, строго говоря - просто я совсем недавно как раз в Нижнекамске побывал, вернее, был рядом, а прилетал из Москвы в Нижнекамск и обратно улетал оттуда же - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4957716.html

- но зацепился за топографическую подробность не поэтому; Регина Азгамова (очевидно, с подачи или по меньшей мере с одобрения режиссера/ки...) роль Нелли строит в значительной степени на татарском колорите, переходя на родной язык, а то и на песни с танцами национальные... и не то что я резко против, но уж больно это все и необоснованно, и навязчиво получается, пусть и не столь, к счастью, идиотично, как таганско-факельное превращение Эдгаром Закаряном в украинскую беженку Лики из "Моего бедного Марата":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4776677.html

- а все же радости мало и в Неле-Лене обнаружить грубую, агрессивную оторву из татарской глубинки чересчур за счет того колоритную, перетягивающую все внимание на себя. При том что фигура Кая в этом "ансамбле песни и пляски" совершенно потерялась - в очередь на роль заявлен Александр Фокин, которого я заметил еще в массовке "Скомороха Памфолона", а "бабушки" провозгласили "открытием сезона", и с полным основанием, после его яркого прорыва в панковском "Курьере" - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4882329.html

- параллели с которым "Жестоких игр" могли быть любопытными и плодотворными: функции центральных персонажей, мальчика и девочки, меняются местами на противоположные, но время действия номинально практически одно и то же (конец 1970-х-начало 1980-х), а сходство проблематики (конфликт поколений, слом исторических эпох) лежит на поверхности. Однако премьеру играл Александр Недомолкин, тезка Фокина и очень близкий ему по типажу артист, потенциальное сходство двух спектаклей сошло на нет, в "Жестоких играх" отсутствует исторический или хотя бы "псевдоисторический" фон, в отличие от "Курьера" - единственной приметой времени здесь (но уж зато проходящей через всю постановку) служит лимонад "Буратино", да и он сегодня распространен на рынке (так что может восприниматься и как своего рода "продакт плейсмент", тем более, что в спектакле он упоминается и нагляднее обнаруживается куда чаще, нежели в пьесе...), да еще песня "А я еду за туманом", которая здесь характеризует образ исполняющего ее под гитарку Михаила Земцова (Виктор Сапелкин), но она написана в 1964 и даже к 1978-му звучала бы анахронизмом, как и репертуар составляющих импровизированное ВИА молодых героев Кая, Никиты и Терентия... допускаю, что родившись в 1996 году, режиссер(ка) полагает все написанное в 20-м веке одинаково древним. Как ни странно, из трех друзей самым внятным оказывается Терентий (Камиль Юсипов) и его линия с отцом (Олег Хрычев) - в уста старого алкаша вложен и авторский эпиграф из Эдварда Олби... разумеется, к Олби здесь ничто не отсылает, источник эпиграфа не обозначается, подтекст драмы, раскрытию которого он должен помочь, начисто игнорируется, даже не прощупывается; характер Никиты  (Юрий Курнаков, и в очередь с ним Александр Фокин заявлен тоже...) редуцируется до запоздало подражающего западным рок-н-ролльщикам "стиляги"; ну а функция Кая сводится по сути к хозяину жилплощади, на которой разворачивается основное действие - что у него на душе, как он, по крайней мере, к Нели относится, вовсе не проявлено... и встреча с отчимом (Антон Кирюшин) тоже невнятная, проходная. Что касается лиц второго плана и эпизодических - то мать Нели (Любовь Томилова) вваливается в квартиру на Тверском бульваре как одновременно пугливая и наглая деревенская баба; девица, получившая имя Лариса (Софья Коженкова) в красном платье держит себя не любительницей, но матерой профессионалкой; а уж как Маша (Ирина Кругман) могла променять Мишу на такого Ловейко (Дмитрий Лысенко) просто уму непостижимо и глазам не верится. Ну и в целом, без внятной актуализации, но и без элементов исторического антуража, мудрено уяснить, что за люди тут поют и пляшут больше двух с половиной часов кряду (антракта не предусмотрено): энтузиазм одних смехотворен, уныние других необъяснимо... но те и эти знай себе наяривают "а я еду...", идут по жизни смеясь, приплясывая, подпевая, и следовало бы спектакль "Веселые игры" назвать вместо "Жестоких.." Режиссер(ка) предуведомила, что спектакль будет "про любовь, дружбу и семью в широком смысле", но "широкого" не знаю, а что касается обыкновенного, прямого и "узкого" - исполнительницу главной роли в зале поддерживали родные всех возможных возрастов вплоть чуть ли не до младенческого, у прочих артистов тоже нашлись друзья с любимыми, так что хоть я и никогда раньше не видел, как со спектаклей ЦДР во время действия зрители уходят - да не по одному, не по двое... - оставшихся хватило для шумного успеха с лихвой. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В последние месяцы замечаю у писателей какое-то повальное обострение окололитературного безумия. Судите сами. Присылает такой вот писатель очередной текст. А там: «Александр Васильевич Пушкин в своей небольшой маленькой миниатюре-юмореске «Герой нашего времени» писал о своем герое своего ...
• Серпухов ...
Сегодня пролив Босфор прошел еще один российский корабль, БДК ВМФ РФ проекта 1171 "Саратов", загруженный по самые не хочу военной техникой. Конечно, груз плотно затянут камуфляжной сеткой, но все мы прекрасно понимаем, что если бы это были трактора, то их бы никто не маскировал! Ит ...
Alexus ...
Когда Принцесса Александра развелась с Принцем Йоакимом в 2005 году, ей был предоставлен пожизненный апанаж в размере нескольких миллионов крон в год, и она оставила за собой титул Принцессы, но вскоре Королева сделала ее Графиней Фредериксборгской. Когда она вышла замуж за ...