опыта беды не было: "Жестокие игры" А.Арбузова ЦДР, реж. Фаина Колоскова

топ 100 блогов _arlekin_07.09.2025

Стараюсь внимательно отслеживать любые постановки арбузовских пьес и пристрастно к ним отношусь, а каждый факт обращения к "Жестоким играм" отмечаю с двойной заинтересованностью  - с этой пьесой Арбузова мы ровесники, при том я застал и вживую смотрел, хоть и не с премьерным актерским составом, конечно, легендарный спектакль Марка Захарова в "Ленкоме"... присутствовал на 1000-м (тысячном!) его показе. Ну и потом разной степени "жестокости" постановок видел немало - навскидку: симпатичная, несколько мелодраматизированная постановка Елены Бутенко-Райкиной "Game over" в "Сатириконе" - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2800668.html

- и грешащая не всегда уместными актуализациями, но бодренькая версия Александра Созонова, выпущенная им в Ярославском театре драмы при Евгении Марчелли - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3343560.html

- и спектакль самого Марчелли уже в театре им. Моссовета, ну оооочень "жестокий" - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4444236.html

Однако в музыкальную комедию "Жестокие игры" на моей памяти еще никто не превращал - понятно, Фаина Колоскова вслед за своим наставником и художественным руководителем Владимиром Панковым осваивает пьесу в формате "саундрамы", и присутствие на сцене музыкантов, точнее, превращение в музыкантов, подобие ВИА, героев Арбузова, сюрпризом для зрителей ЦДР вряд ли станет; тем не менее стоило выйти на сцену трем девочкам-припевочкам, очень милым феечкам (Галина Медведева, Полина Медведева, Анастасия Семенова) с накладными крылышками, представившимся "ангелами", далее объявляющим ремарки, "вопящим" хором за единственного новорожденного и все такое, как я оторопел... А того пуще, когда выяснилось из первого же диалога Нелли с Каем, что героиня приехала не из Рыбинска (у автора), а из Нижнекамска; ну пусть бы из Нижнекамска - не так уж далеко от Рыбинска, строго говоря - просто я совсем недавно как раз в Нижнекамске побывал, вернее, был рядом, а прилетал из Москвы в Нижнекамск и обратно улетал оттуда же - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4957716.html

- но зацепился за топографическую подробность не поэтому; Регина Азгамова (очевидно, с подачи или по меньшей мере с одобрения режиссера/ки...) роль Нелли строит в значительной степени на татарском колорите, переходя на родной язык, а то и на песни с танцами национальные... и не то что я резко против, но уж больно это все и необоснованно, и навязчиво получается, пусть и не столь, к счастью, идиотично, как таганско-факельное превращение Эдгаром Закаряном в украинскую беженку Лики из "Моего бедного Марата":

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4776677.html

- а все же радости мало и в Неле-Лене обнаружить грубую, агрессивную оторву из татарской глубинки чересчур за счет того колоритную, перетягивающую все внимание на себя. При том что фигура Кая в этом "ансамбле песни и пляски" совершенно потерялась - в очередь на роль заявлен Александр Фокин, которого я заметил еще в массовке "Скомороха Памфолона", а "бабушки" провозгласили "открытием сезона", и с полным основанием, после его яркого прорыва в панковском "Курьере" - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4882329.html

- параллели с которым "Жестоких игр" могли быть любопытными и плодотворными: функции центральных персонажей, мальчика и девочки, меняются местами на противоположные, но время действия номинально практически одно и то же (конец 1970-х-начало 1980-х), а сходство проблематики (конфликт поколений, слом исторических эпох) лежит на поверхности. Однако премьеру играл Александр Недомолкин, тезка Фокина и очень близкий ему по типажу артист, потенциальное сходство двух спектаклей сошло на нет, в "Жестоких играх" отсутствует исторический или хотя бы "псевдоисторический" фон, в отличие от "Курьера" - единственной приметой времени здесь (но уж зато проходящей через всю постановку) служит лимонад "Буратино", да и он сегодня распространен на рынке (так что может восприниматься и как своего рода "продакт плейсмент", тем более, что в спектакле он упоминается и нагляднее обнаруживается куда чаще, нежели в пьесе...), да еще песня "А я еду за туманом", которая здесь характеризует образ исполняющего ее под гитарку Михаила Земцова (Виктор Сапелкин), но она написана в 1964 и даже к 1978-му звучала бы анахронизмом, как и репертуар составляющих импровизированное ВИА молодых героев Кая, Никиты и Терентия... допускаю, что родившись в 1996 году, режиссер(ка) полагает все написанное в 20-м веке одинаково древним. Как ни странно, из трех друзей самым внятным оказывается Терентий (Камиль Юсипов) и его линия с отцом (Олег Хрычев) - в уста старого алкаша вложен и авторский эпиграф из Эдварда Олби... разумеется, к Олби здесь ничто не отсылает, источник эпиграфа не обозначается, подтекст драмы, раскрытию которого он должен помочь, начисто игнорируется, даже не прощупывается; характер Никиты  (Юрий Курнаков, и в очередь с ним Александр Фокин заявлен тоже...) редуцируется до запоздало подражающего западным рок-н-ролльщикам "стиляги"; ну а функция Кая сводится по сути к хозяину жилплощади, на которой разворачивается основное действие - что у него на душе, как он, по крайней мере, к Нели относится, вовсе не проявлено... и встреча с отчимом (Антон Кирюшин) тоже невнятная, проходная. Что касается лиц второго плана и эпизодических - то мать Нели (Любовь Томилова) вваливается в квартиру на Тверском бульваре как одновременно пугливая и наглая деревенская баба; девица, получившая имя Лариса (Софья Коженкова) в красном платье держит себя не любительницей, но матерой профессионалкой; а уж как Маша (Ирина Кругман) могла променять Мишу на такого Ловейко (Дмитрий Лысенко) просто уму непостижимо и глазам не верится. Ну и в целом, без внятной актуализации, но и без элементов исторического антуража, мудрено уяснить, что за люди тут поют и пляшут больше двух с половиной часов кряду (антракта не предусмотрено): энтузиазм одних смехотворен, уныние других необъяснимо... но те и эти знай себе наяривают "а я еду...", идут по жизни смеясь, приплясывая, подпевая, и следовало бы спектакль "Веселые игры" назвать вместо "Жестоких.." Режиссер(ка) предуведомила, что спектакль будет "про любовь, дружбу и семью в широком смысле", но "широкого" не знаю, а что касается обыкновенного, прямого и "узкого" - исполнительницу главной роли в зале поддерживали родные всех возможных возрастов вплоть чуть ли не до младенческого, у прочих артистов тоже нашлись друзья с любимыми, так что хоть я и никогда раньше не видел, как со спектаклей ЦДР во время действия зрители уходят - да не по одному, не по двое... - оставшихся хватило для шумного успеха с лихвой. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
лично я себе желаю такого - скорее потерять излишний интерес к спирту, успехов в спорте, твирчистве и денег.  много путешествий. мастерства.  про любовь и счастье даже не знаю как желать, я счастлива и так, а любовь это всё так сложно, ...
Принадлежали сказочно богатой и невероятно несчастной женщине – внучке торгового магната и основателя сети магазинов Вулворд, Барбаре Хаттон. В отличие от привычных украшений из драгоценных камней, это действительно просто бусы, пусть и с рубиновой застежкой. Но сделаны они из ...
Собственно, у нас перемирие, верно? А пока перемирие, позиции ВСУ ежедневно обстреливаются и на передовой ведутся настоящие бои, без ограничений. одно радует - украинские войска продолжают точечно и четко отвечать на атаки. Во время одного из таких боестолкновений погибла снайперша Новор ...
Господа хорошие и дамы прехорошенькие! Те, кто собирается на якобы блогерскую конференцию 19.05. 2012. К разуму вашему пытаюсь достучаться. Зачем блогерам конференция? Что там будет такого, чего нельзя обсудить на привычных всем площадках? Тайны ...
Брожу сегодня по выставке вооружений в Абу-Даби, никого не трогаю, смотрю на танки, винтовки, ракеты диковинные. Как говорится, ничто не предвещало беды. Вдруг вижу, суета какая-то… народ толпится. Думаю, может умер кто-то? Подхожу поближе, смотрю, люди в вышиванках, девушки с венками на г ...