Карл Брюллов, Май Митурич и "Путь на Восток" в ГТГ на Крымском валу

Не верил, что "Карл Брюллов. Рим-Москва-Петербург" на Крымском валу совершенно иное может оставить впечатление, нежели было в СПб на "Великом Карле" -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4859661.html
- и собирался заглянуть попутно, чтоб затем смотреть "Путь на Восток", но пришел и завис... совершенно другая выставка, несравнимая по качеству не только организации (развеска удобная, структура внятная - Москва, Петербург, Италия), но и собственно наполнения; больше чем наполовину - другие предметы; очень много - из региональных музеев и частных собраний; а те, что дублируются - все-таки удобнее рассматривать, несмотря на количество посетителей (но пространство обустроено так, что толкотни у холстов нет... и без дизайнерских вычур, к счастью!). Помимо живописи и графики - интересные настенные стенды с попыткой обозначить локации, привязанные к творчеству художника. Вверх по пандусу - обширный раздел, посвященный "незавершенным" (а у Брюллова таковых множество) произведениям разных жанров.
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4961595.html
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4961837.html
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4962100.html
"Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии" - тоже в своем роде аналог позапрошлогодней питерской выставки "Африка в русском искусстве" в СПб, и тоже несравнимый по качеству с той в лучшем случае банальностью (чтоб не сказать убожеством), которую представлял ГРМ в корпусе Бенуа -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4697445.html
- хотя обе собраны из собственных закромов; там - надерганное механически под "заданную тему" ассорти; тут - скрупулезное, но ярко проиллюстрированное научное исследование; даже Кузнецов - в значительной степени ассоциирующийся именно с Узбекистаном - представлен нетривиальными акварелями начала 1920-х; а далее великолепно прослежены, осмыслены и поданы все пути и грани взаимодействия приезжих художников с местными (в основном речь о территории современного Узбекистана, но не только) реалиями, бытовыми, этнографическими, архитектурными, собственно художественными; авангард и реализм, натурализм и абстракция, кукольный театр (!), советский официоз (вплоть до торжества "сталинской национальной политики" в 1930-е, а как же!) и не слишком прикрытые гомосексуальные подтексты, хрестоматийные - в связи с "восточной" тематикой и колоритом - имена Волкова, Карахана, Уфимцева, Чуйкова, и подзабытые Рувим Мазель, Сергей Калмыков, Петр Котов, Надежда Кашина, Елена Коровай, и выдающиеся безотносительно к теме выставки (но привязанные к ней тем не менее напрямую) произведения Фалька, Исупова, Самохвалова, Петрова-Водкина, Рождественского; "самаркандский" цикл Сергея Герасимова периода эвакуации; а также Беньков и Курзин, чьи полотна мне довелось несколько лет назад видеть и в художественном музее Бухары (а оттуда они в Москву теперь вряд ли доедут...) -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4657313.html
- все это особенно замечательно в параллель с развернутой сейчас совместной выставкой "Нового Иерусалима" и Нукусского музея им. Савицкого "Свет между мирами" -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4946843.html
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4962525.html
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4962768.html
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4962992.html
"Май Митурич. К мысу Радости" в верхнем тупиковом зале галереи - достойная ретроспектива достойного художника, где станковые работы Митурича-сына проигрывают его действительно занятной книжной графике не слишком явно; хотя иллюстрации к книжкам, преимущественно детским (но и "Одиссея" среди них не теряется, благо на стены лестничного пролета вынесена), все-таки гораздо интереснее пейзажей и портретов - с отцом, чьи работы в уголке дополняют экспозицию, расклад иной; недавнюю выставку Мая Митурича в "Открытом клубе" я пропустил, и эта мне с лихвой ту компенсировала.
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ