не было ни гроша, да вдруг "Кара Алтын"

топ 100 блогов _arlekin_25.08.2025

Театр Труда, приближающийся к своему, между прочим, 10-летию, отдал репертуарную дань не только металлургической тематике, хотя лично мне больше памятны как раз "Большая руда" Кирилла Вытоптова по Г.Владимову с Михаилом Тройником в главной роли - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3591668.html

- и совершенно неожиданные "Сталевары" в постановке руководительницы театра Алены Лазько по одиозной даже для своего времени, советских 1970-х, пьесе Г.Бокарева - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4712659.html

Но был уже в истории театра "Нефтяной бум", а теперь Алена Лазько с продюсером Павлом Батуевым, режиссером драматической части Василием Буткевичем, художником Зинаидой Саплиной, постоянным соавтором-композитором Ильей Мясниковым и хореографом Александрой Голиковой осуществила мега-проект на базе Музея нефти в Шугурово (Татарстан). Маловероятно, что я когда-нибудь попал бы в этот музей, если бы не спектакль Алены - хотя место и само по себе интересное, уникальное: после закрытия производства часть помещений законсервировали и музеефицировали, в том числе битумный цех и штольню (точнее, ее небольшую часть - так-то она тянулась на сотни метров сквозь гору, задолго до нефтяников перекопанную сурками... их мы тоже видали, жирные такие!), а музейная экскурсия - отдельный "перформанс". С другой стороны, документально-музыкальный (такое вот парадоксальное жанровое сочетание, хотя и не совсем новое для современного театра) спектакль вполне может существовать отдельно от специального пространства и, вероятно, со временем, наверное, его покажут в Москве на какой-нибудь "обычной" театральной сцене. Но все же сочетание действия и места - однозначно принципиальный момент, создающий особенный художественный эффект. В основе драматургии - частично вербатим, частично "автофикшн"; состав исполнителей - что тоже принципиально - целиком непрофессиональный, но при том показательно разновозрастный (только в массовых сценах задействованы театральные студенты), и кто-то рассказывает собственные истории, кто-то озвучивает чужие, но тоже подлинные, записанные от самих героев непосредственно. Что характерно - общее настроение пьесы и в разговорных, и в музыкальных эпизодах, учитывая специфику исторического контекста - скорее благодушно-ностальгическое; однако зрителям из числа современников и "соучастников" истории и такой подход, насколько я услыхал их отзывы краем уха на ходу, кажется чересчур "мрачным"... то есть в целом эмоциональный баланс, можно сказать, выдержан с максимально возможной объективностью. Предыстория татарской нефтедобычи уходит аж к временам Волжской Булгарии с ее "земляным маслом" и ранним письменным упоминаниям о наличии горючих ископаемых в этих землях, относящимся к 16-17-му векам (в информационной экспозиции музея идут дальше и буквально "копают глубже" - к эпосу о Гильгамеше, в котором обнаруживаются намеки на залежи нефти в Месопотамии, то есть нынешнем регионе Персидского залива); непосредственные попытки разработки на территории современного Татарстана датируются уже концом 19-го века, однако американский энтузиаст венгерского происхождения Ласло Шандор так до нефти и не докопался, ресурсов не хватило, а на господдержку тогда он рассчитывал зря; поэтому "Татнефть", отмечающая 75-летие, свою историю считает с 1940-х годов, месторождения активно разрабатывались в годы войны как стратегический ресурс, военной теме (письмам с фронта, работе женщин на производстве нефтедобычи и нефтепереработке в тылу) посвящены особые эпизоды спектакля-променада, охватывающего все главные - кроме штольни (туда нас водили с экскурсией за рамками театрального действа) - музейные локации, но в целом Театр Труда задачу понимает и осваивает широко, да и музейная экспозиция (тоже на свой лад театрализованная - с "оживающими" манекенами и возможностями интерактива... вплоть до предложений битум пожевать... почувствовать буквально на вкус этот прототип "жевательной резинки"! кстати, полезно для здоровья, гигиенично, вредоносных бактерий убивает, говорят... хоть и чернит зубы) тому весьма способствует. Историзм и документальность вместе с тем не отменяют ни условности чисто театральной (в музыкальных фрагментах прежде всего), ни концептуальной (наряду с историческими персонажами возникает образ сказочно-мифологической птицы из татарского фольклора - ее "золотые" крылья дополняют в финальном эпизоде костюм участников из черной униформы и "золотого" головного убора, сочетающего признаки национальной тюбетейки и рабочей шапочки-"докера"; колористика тоже символическая - название "кара алтын" дословно переводится с татарского как "черное золото", хотя оба корня мне, выросшему в Поволжье и с детства слышавшего вокруг татарскую речь, оно понятно и без перевода). В общем театр и музей вошли в идеальный резонанс, и показ спектакля отдельно от музейного пространства, однозначно, будет производить совсем иной эффект, но это в любом случае перспектива отдаленная. А в самом ближайшем будущем, уже на конец сентября, Театр Труда планирует очередную свою московскую премьеру "" (на тему "искусственного интеллекта" - тоже ведь "труд" как ни крути!), площадка уточняется. 

не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
Тащем то - дело в следующем: мест нет, даже за баксы. Друзей больше принять не могу, пока. Хакир Андрей Ильин рулит - но нужно время. Отныне в друзья попадают только те, кто покажет сиськи на входе. Они будут заменяться через удаление олл аре презент - то есть, ныне присутствующих. Да! Из ...
В этом году у меня предновогодняя неделя вся забита отложенными делами. Последний дедлайн я сдала 21-го, но осталось еще пара визитов, один из которых аж 29 декабря. А между ними я пытаюсь сделать в доме хоть что-нибудь, например помыть полы:) Вчера забежала в процессе путешествия между ...
Меня опять некоторое время не будет в ЖЖ. Но в любом случае, я благодарна всем, кто меня ждет и не ...
Здравствуйте, девочки и мальчики. Давно читаю онкобудни, сама хотела подробно рассказать свою историю в красках и деталях, но всё не решалась, стеснялась, что ли :). Но обстоятельства такие, что нужно срочно решать, что делать дальше да и в поддержке нуждаюсь в данный момент остро. Пишу и ...
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, без преувеличения, произнёс одну из самых важных речей в своей карьере "Что касается языков, то вы же знаете мою позицию. Я ...