не было ни гроша, да вдруг "Кара Алтын"

топ 100 блогов _arlekin_25.08.2025

Театр Труда, приближающийся к своему, между прочим, 10-летию, отдал репертуарную дань не только металлургической тематике, хотя лично мне больше памятны как раз "Большая руда" Кирилла Вытоптова по Г.Владимову с Михаилом Тройником в главной роли - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3591668.html

- и совершенно неожиданные "Сталевары" в постановке руководительницы театра Алены Лазько по одиозной даже для своего времени, советских 1970-х, пьесе Г.Бокарева - 

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4712659.html

Но был уже в истории театра "Нефтяной бум", а теперь Алена Лазько с продюсером Павлом Батуевым, режиссером драматической части Василием Буткевичем, художником Зинаидой Саплиной, постоянным соавтором-композитором Ильей Мясниковым и хореографом Александрой Голиковой осуществила мега-проект на базе Музея нефти в Шугурово (Татарстан). Маловероятно, что я когда-нибудь попал бы в этот музей, если бы не спектакль Алены - хотя место и само по себе интересное, уникальное: после закрытия производства часть помещений законсервировали и музеефицировали, в том числе битумный цех и штольню (точнее, ее небольшую часть - так-то она тянулась на сотни метров сквозь гору, задолго до нефтяников перекопанную сурками... их мы тоже видали, жирные такие!), а музейная экскурсия - отдельный "перформанс". С другой стороны, документально-музыкальный (такое вот парадоксальное жанровое сочетание, хотя и не совсем новое для современного театра) спектакль вполне может существовать отдельно от специального пространства и, вероятно, со временем, наверное, его покажут в Москве на какой-нибудь "обычной" театральной сцене. Но все же сочетание действия и места - однозначно принципиальный момент, создающий особенный художественный эффект. В основе драматургии - частично вербатим, частично "автофикшн"; состав исполнителей - что тоже принципиально - целиком непрофессиональный, но при том показательно разновозрастный (только в массовых сценах задействованы театральные студенты), и кто-то рассказывает собственные истории, кто-то озвучивает чужие, но тоже подлинные, записанные от самих героев непосредственно. Что характерно - общее настроение пьесы и в разговорных, и в музыкальных эпизодах, учитывая специфику исторического контекста - скорее благодушно-ностальгическое; однако зрителям из числа современников и "соучастников" истории и такой подход, насколько я услыхал их отзывы краем уха на ходу, кажется чересчур "мрачным"... то есть в целом эмоциональный баланс, можно сказать, выдержан с максимально возможной объективностью. Предыстория татарской нефтедобычи уходит аж к временам Волжской Булгарии с ее "земляным маслом" и ранним письменным упоминаниям о наличии горючих ископаемых в этих землях, относящимся к 16-17-му векам (в информационной экспозиции музея идут дальше и буквально "копают глубже" - к эпосу о Гильгамеше, в котором обнаруживаются намеки на залежи нефти в Месопотамии, то есть нынешнем регионе Персидского залива); непосредственные попытки разработки на территории современного Татарстана датируются уже концом 19-го века, однако американский энтузиаст венгерского происхождения Ласло Шандор так до нефти и не докопался, ресурсов не хватило, а на господдержку тогда он рассчитывал зря; поэтому "Татнефть", отмечающая 75-летие, свою историю считает с 1940-х годов, месторождения активно разрабатывались в годы войны как стратегический ресурс, военной теме (письмам с фронта, работе женщин на производстве нефтедобычи и нефтепереработке в тылу) посвящены особые эпизоды спектакля-променада, охватывающего все главные - кроме штольни (туда нас водили с экскурсией за рамками театрального действа) - музейные локации, но в целом Театр Труда задачу понимает и осваивает широко, да и музейная экспозиция (тоже на свой лад театрализованная - с "оживающими" манекенами и возможностями интерактива... вплоть до предложений битум пожевать... почувствовать буквально на вкус этот прототип "жевательной резинки"! кстати, полезно для здоровья, гигиенично, вредоносных бактерий убивает, говорят... хоть и чернит зубы) тому весьма способствует. Историзм и документальность вместе с тем не отменяют ни условности чисто театральной (в музыкальных фрагментах прежде всего), ни концептуальной (наряду с историческими персонажами возникает образ сказочно-мифологической птицы из татарского фольклора - ее "золотые" крылья дополняют в финальном эпизоде костюм участников из черной униформы и "золотого" головного убора, сочетающего признаки национальной тюбетейки и рабочей шапочки-"докера"; колористика тоже символическая - название "кара алтын" дословно переводится с татарского как "черное золото", хотя оба корня мне, выросшему в Поволжье и с детства слышавшего вокруг татарскую речь, оно понятно и без перевода). В общем театр и музей вошли в идеальный резонанс, и показ спектакля отдельно от музейного пространства, однозначно, будет производить совсем иной эффект, но это в любом случае перспектива отдаленная. А в самом ближайшем будущем, уже на конец сентября, Театр Труда планирует очередную свою московскую премьеру "" (на тему "искусственного интеллекта" - тоже ведь "труд" как ни крути!), площадка уточняется. 

не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын
не было ни гроша, да вдруг Кара Алтын

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Иногда она отрывала свой взгляд от книги. Смотрела на дверь. Иногда в окно. Ее лицо не выражало никаких эмоций. Лишь тонкие длинные пальцы дрожа от какого-то внутреннего напряжения, нервно перелистывая страницы книги, подавали признаки жизни. ...
Просто ссылки на возню вокруг английского отравления В начале Ассанж ядовито комментирует в своем твитере , что завод-полигон по производству ОВ "Новик" находился в Узбекистане. И демонтировали/деактивировали его с участием штатов в 1999-м. То бишь у штатовцев туда был полный доступ. В ...
19 марта время до вечера (по Москве) может быть повышенно аварийным и травматичным. Многие люди перевозбудимы и плохо контролируют эмоции. Рассмотрение спорных вопросов лучше перенести. Конечно, найдутся желающие сыграть на нарастающих нервозности и беспокойстве. Постарайтесь впускать в ...
Несколько лет назад моя кошачья со-клубница попала в неприятную ситуацию. Отдыхали они всем семейством на даче, где глава сначала ушел в запой. Все было бы ничего, по сравнению с горящей избой -- это тьфу, ерунда. Но главе на определенном этапе ...
Мы тут сидим в России, негодуем из-за непогоды, какие-то проблемы обсуждаем, высказываем свои "проф-мнения" насчет политической ситуации в мире, а тем временем, люди в Донецке опять оказались под обстрелами своих "защитников" и "освободителей" - украинской армии. Вот таким интересным спосо ...