не было ни гроша, да вдруг "Кара Алтын"

Театр Труда, приближающийся к своему, между прочим, 10-летию, отдал репертуарную дань не только металлургической тематике, хотя лично мне больше памятны как раз "Большая руда" Кирилла Вытоптова по Г.Владимову с Михаилом Тройником в главной роли -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/3591668.html
- и совершенно неожиданные "Сталевары" в постановке руководительницы театра Алены Лазько по одиозной даже для своего времени, советских 1970-х, пьесе Г.Бокарева -
https://users.livejournal.com/-arlekin-/4712659.html
Но был уже в истории театра "Нефтяной бум", а теперь Алена Лазько с продюсером Павлом Батуевым, режиссером драматической части Василием Буткевичем, художником Зинаидой Саплиной, постоянным соавтором-композитором Ильей Мясниковым и хореографом Александрой Голиковой осуществила мега-проект на базе Музея нефти в Шугурово (Татарстан). Маловероятно, что я когда-нибудь попал бы в этот музей, если бы не спектакль Алены - хотя место и само по себе интересное, уникальное: после закрытия производства часть помещений законсервировали и музеефицировали, в том числе битумный цех и штольню (точнее, ее небольшую часть - так-то она тянулась на сотни метров сквозь гору, задолго до нефтяников перекопанную сурками... их мы тоже видали, жирные такие!), а музейная экскурсия - отдельный "перформанс". С другой стороны, документально-музыкальный (такое вот парадоксальное жанровое сочетание, хотя и не совсем новое для современного театра) спектакль вполне может существовать отдельно от специального пространства и, вероятно, со временем, наверное, его покажут в Москве на какой-нибудь "обычной" театральной сцене. Но все же сочетание действия и места - однозначно принципиальный момент, создающий особенный художественный эффект. В основе драматургии - частично вербатим, частично "автофикшн"; состав исполнителей - что тоже принципиально - целиком непрофессиональный, но при том показательно разновозрастный (только в массовых сценах задействованы театральные студенты), и кто-то рассказывает собственные истории, кто-то озвучивает чужие, но тоже подлинные, записанные от самих героев непосредственно. Что характерно - общее настроение пьесы и в разговорных, и в музыкальных эпизодах, учитывая специфику исторического контекста - скорее благодушно-ностальгическое; однако зрителям из числа современников и "соучастников" истории и такой подход, насколько я услыхал их отзывы краем уха на ходу, кажется чересчур "мрачным"... то есть в целом эмоциональный баланс, можно сказать, выдержан с максимально возможной объективностью. Предыстория татарской нефтедобычи уходит аж к временам Волжской Булгарии с ее "земляным маслом" и ранним письменным упоминаниям о наличии горючих ископаемых в этих землях, относящимся к 16-17-му векам (в информационной экспозиции музея идут дальше и буквально "копают глубже" - к эпосу о Гильгамеше, в котором обнаруживаются намеки на залежи нефти в Месопотамии, то есть нынешнем регионе Персидского залива); непосредственные попытки разработки на территории современного Татарстана датируются уже концом 19-го века, однако американский энтузиаст венгерского происхождения Ласло Шандор так до нефти и не докопался, ресурсов не хватило, а на господдержку тогда он рассчитывал зря; поэтому "Татнефть", отмечающая 75-летие, свою историю считает с 1940-х годов, месторождения активно разрабатывались в годы войны как стратегический ресурс, военной теме (письмам с фронта, работе женщин на производстве нефтедобычи и нефтепереработке в тылу) посвящены особые эпизоды спектакля-променада, охватывающего все главные - кроме штольни (туда нас водили с экскурсией за рамками театрального действа) - музейные локации, но в целом Театр Труда задачу понимает и осваивает широко, да и музейная экспозиция (тоже на свой лад театрализованная - с "оживающими" манекенами и возможностями интерактива... вплоть до предложений битум пожевать... почувствовать буквально на вкус этот прототип "жевательной резинки"! кстати, полезно для здоровья, гигиенично, вредоносных бактерий убивает, говорят... хоть и чернит зубы) тому весьма способствует. Историзм и документальность вместе с тем не отменяют ни условности чисто театральной (в музыкальных фрагментах прежде всего), ни концептуальной (наряду с историческими персонажами возникает образ сказочно-мифологической птицы из татарского фольклора - ее "золотые" крылья дополняют в финальном эпизоде костюм участников из черной униформы и "золотого" головного убора, сочетающего признаки национальной тюбетейки и рабочей шапочки-"докера"; колористика тоже символическая - название "кара алтын" дословно переводится с татарского как "черное золото", хотя оба корня мне, выросшему в Поволжье и с детства слышавшего вокруг татарскую речь, оно понятно и без перевода). В общем театр и музей вошли в идеальный резонанс, и показ спектакля отдельно от музейного пространства, однозначно, будет производить совсем иной эффект, но это в любом случае перспектива отдаленная. А в самом ближайшем будущем, уже на конец сентября, Театр Труда планирует очередную свою московскую премьеру "" (на тему "искусственного интеллекта" - тоже ведь "труд" как ни крути!), площадка уточняется.

















|
</> |