Когда мы начали ставить памятники событиям древних времен?

Когда у нас в стране появились первые памятники событиям минувших времен? Вопрос очень интересный, учитывая тот факт, какой важный элемент в нашей современной культуре составляют памятники, насколько трепетно мы относимся к тому, где кому его ставят; сколько боли у нас возникает, когда сносят памятники в других странах, относящиеся к нашему прошлому.
Интересную работу на эту тему я нашел у Александра Филюшкина в альманахе "Палеоросия. Древняя Русь" за 2017 год. Автор приводит интересное свидетельство Иоанна Давида Вундерера, который в 1590-м году якобы наблюдал в Пскове целый ряд монументов. Среди них были и монумент, посвященный Ивану III, и памятники в виде пирамид, посвященные павшим воинам. Правда, историк сомневается в правдивости этих свидетельств, так как само исполнение этих мемориалов были не свойственны ни Пскову, ни русской культуре вообще, а характерны больше для Европы. К тому же, никаких свидетельств других об этих памятниках не сохранилось.
Четко мы можем утверждать лишь, что был монумент воздвигнут в Москве в 17 веке. На Красной площади в честь своих побед стрельцы, по всей видимости, в эпоху Хованщины воздвигли некоторый столп, который по понятным причинам до наших дней не дожил, но документальные свидетельства о том, что он воздвигался не вызывают сомнения.
Рубеж 18-19 веков был по-настоящему периодом интереса к нашей древней истории. Результатом стало то, что снова на Красной площади в 1818 году появился памятник, на этот раз Минину и Пожарскому, который и сегодня мы можем увидеть в центре Москвы. А.И.Филюшкин сообщает, что идея этого монумента появилась ещё в 1803-м, когда Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств была инициирована подписка на его создание, а пять лет спустя прошел конкурс на лучший проект. Кстати, многие ли обращают внимание, что Минин и Пожарский изображены в стиле античных героев? Это был единственным памятников нашей древней истории в России. До того в честь знаменательных событий возводили храмы, а культура памятников проявлялась уже в послепетровскую эпоху, но не касалась героев прошлого за границами жизни Петра I.
Но прошедшая Отечественная война 1812 года, победоносные походы наших войск в Европу, побудили на создание новых символов нашей славной истории. Создавались памятники воинам, павшим при взятии Казани, Дмитрию Донскому на Куликовом поле, Владимиру Крестителю в Киеве, монумент "Тысячелетие России" в Великом Новгороде. И дальше больше. Памятники героям нашего богатого прошлого создавались и в Советском Союзе, и уже в новой России. Их становилось столько, что какие-то были снесены с переменой конъюнктуры, какие-то до сих пор вызывают споры.
Памятникам быть, это у нас в культурном коде зашито, может быть прав, историк Филюшкин, утверждая, что это у нас ещё с древних времен, с поры почитания могил павших воинов.
Кстати, вспомнил, что про упомянутого Вундерера и его сообщении о псковских памятниках, мы уже говорили с вами год назад. Помните, речь шла о том, что он даже нам, возможно "изобрел" древнеславянское божество?
|
</> |