Когда Император смотрит на тебя
shlomo_zimerman — 21.02.2024Портреты анфас не были обычным элементом римской чеканки до конца эпохи Константина, и даже тогда их выпускали в большом количестве только на восточных монетных дворах. В очень редких случаях бюсты анфас выпускались на Западе, и мы можем быть уверены, что в каждом случае обстоятельства были особенными. Некоторые из этих выпусков были отчеканены в Риме и Остии от имени Максенция, чья пропаганда была пропитана традициями, а не инновациями, что делает его подобные портретные монеты еще более примечательными.
Этот аурей - замечательный предмет, который не только входит в число самых желанных из всех типов римских монет, но и происходит из легендарного Аррасского клада. В поисках прецедентов мы можем обратиться к малоизвестным монетам с бюстами анфас Постума или Караузия, и мы могли бы предположить, что такие монеты Максенция были вдохновлены скульптурой. Эти необыкновенные монеты произвели сильное впечатление на современников, поскольку и Лициний и Константин I, позже отчеканили свои собственные ауреи и медальоны с аналогичными портретами. Возможно, это новшество принадлежало вовсе не Максенцию, а талантливому граверу.
Ученые долго ломали голову над основанием Максенцием нового монетного двора в портовом городе Остия в 308/9 году. Выдвигались различные теории, но, скорее всего, он был основан для дополнения производства монет в Риме и диверсификации деятельности по чеканке монет в регионе. Политически напряженная обстановка в столице, несомненно, сделала целесообразным чеканку по крайней мере части монет за пределами Аврелиановой стены. Остия обладала преимуществом непосредственной близости к Риму, хорошей фортификацией и быстрым доступом к морю в случае необходимости эвакуации. Дата появления этого аурея и других тесно связанных с ним выпусков из Остии до сих пор является предметом споров.
Ранние монеты с портретами анфас (Постума, Караузиуса, Максенция и Константина I) выпускались в очень ограниченном количестве для особых случаев или были экспериментами, которые не получили широкого распространения. Ауреи Лициния I и II, отчеканенные к их десятой и пятой годовщинам правления соответственно знаменуют собой первую попытку ввести ауреи с анфасовым портретом в широкое обращение в несколько более значительных количествах и создают прецедент для того, что в конечном итоге станет нормой для более поздних римских и византийских выпусков.
Часто отмечается, что в то время как более ранние портреты императоров пытаются запечатлеть индивидуальность (не обязательно реальность), позднеримские портреты отвергают индивидуальность в пользу квазибожественного образа. Хотя лицинианские выпуски не лишены индивидуализированных черт, но благодаря своей жесткой фронтальности и напряженному взгляду они приковывают зрителя поразительно смелым и выразительным обликом.
Не менее заслуживает комментариев и реверс, на котором Юпитер появляется в одном из своих последних образов на римских монетах. Это можно рассматривать как свидетельство тлеющей вражды между Константином и Лицинием. Их соперничество все больше приобретало религиозный оттенок: Константин теперь отдавал предпочтение христианству, а Лициний принял верховного языческого бога – отчасти из-за своих собственных убеждений, отчасти в противовес Константину. Надпись описывает Юпитера как защитника Лициния, и бог представлен особенно могущественным и древним изображением, по-видимому, заимствованным со знаменитой статуи Фидия из золота и слоновой кости, находившейся в храме Зевса в Олимпии.