Пророчества в стихах


В древности город Колофон был знаменит тем, что контролировал храм Аполлона в Кларосе. В этом святилище, упоминаемом уже в гимнах Гомера, был оракул, к которому широко обращались в греческом, а затем и римском мире. Согласно древнему писателю-путешественнику Павсанию, жрецу сообщали только имена и количество людей, которые искали ответы на свои вопросы у оракула. Вооруженный только этой информацией, жрец затем удалялся в пещеру, где пил воду из скрытого источника. Когда он позже выходил из пещеры, он чудесным образом давал ответы в стихах на вопросы, которые были у каждого человека в голове. Можно только предположить, что ответы были настолько расплывчатыми, что их можно было применить практически к любой ситуации. Однако оракул Аполлона в Кларосе, по-видимому, был пугающе правдив, когда, как сообщается, предсказал смерть Германика, предполагаемого наследника Тиберия.
До наших дней сохранились узкие сводчатые коридоры-лабиринты под храмом, а также основание и фрагменты колоссальной скульптуры Аполлона с лирой. Высота этой частично отреставрированной статуи, по-видимому, превышала семь метров. Монументальный вход в святилище был обнаружен в 1905 году, а в период с 1950 по 1961 год был раскопан еще ряд важных посвященных ему памятников, наряду с самим знаменитым дорическим храмом.

Из-за важности оракула изображение головы Аполлона на аверсе было основным элементом колофонской гражданской чеканки монет с пятого века до нашей эры и продолженной в середине второго века до нашей эры в виде серии стефанофорных (с венком на реверсе) тетрадрахм. Последние были популярны в различных городах Малой Азии и Греции примерно в середине второго века до нашей эры, и их можно отличить по крупному размеру, стандартам веса, которые переходят от полного аттического к уменьшенному аттическому стандарту, и, конечно же, заметной окантовке в виде венка на оборотной стороне.
Хотя эта серия монет, по-видимому, копирует стили, которые начинаются с поздней македонской чеканки и нового стиля чеканки Афин, многие из стефанофорных выпусков Малой Азии, возможно, были выпущены для финансирования поддержки Атталидами претендента Александра Баласа на трон в царстве Селевкидов.
Тетрадрахмы с венками регулярно сочетают голову Аполлона Клариона со стоящей фигурой бога. Однако на первой тетрадрахме (фото 1), которая, по-видимому, совершенно уникальна и не публиковалась ранее, на аверсе изображена голова сестры Аполлона, Артемиды, а на реверсе - сидящая фигура Аполлона. Похожие изображения Артемиды на лицевой стороне встречаются на тетрадрахмах, отчеканенных в Абидосе в Троаде, Магнезии на Меандре в Ионии и на тетрадрахмах меридов в Римской Македонии в III веке до нашей эры.