Когда банан — это не просто банан
gull_25 — 22.11.2024
Многие, даже не интересующиеся миром искусства, слышали о том, что арт-объект в виде почерневшего банана, приклеенного к белой стене кусочком серебристого скотча, был продан за 120 тысяч долларов. Покупатель произведения неизвестен. Почему такую простую работу удалось продать за такие большие деньги?


Прилепил банан к стене известный итальянский художник Маурицио
Каттелан, который в основном занимается провокациями
инсталляциями.
Известным Маурицио стал в конце прошлого века, когда выставил инсталляцию «Девятый час». Над инсталляцией ему тогда пришлось потрудиться. Посудите сами: нужно было изготовить скульптуру Папы Римского, которого придавил метеорит. Тогда заваленного Папу удалось продать за 800 тысяч долларов.

Творчество Каттелана отличается провокационностью и нестандартностью, что позволяет его работам вызывать общественный ажиотаж и продаваться за огромные деньги. Стоит отметить, что у художника нет профессионального образования по направлению искусства, он обучился всему самостоятельно.
Искусствоведы в приклеенном банане разглядели крест, у которого одна сторона прямая, а другая – изогнутая. Одна часть креста состоит из кусочка скотча, а другая - из почерневшего банана. Глядя на объект, зрители могут почувствовать приятные эмоции и вдохновение — так считают искусствоведы.
Как же получилось что какая-то фигня стала искусством?
Мне понравилось вот это объяснение.
Слово «искусство» изначально обозначало ремесло, особенно
ремесло цеховое, то есть мастерство ремесленника, прошедшего
испытание в своём искусстве. В современном понимании к этому слову
добавляется слово «изящное», чтобы отличить художника от маляра, а
скульптора от каменотеса. Однако искусство по-прежнему оставалось
ремеслом — способом заработка.
Кроме творческой составляющей, в искусстве была и экономическая,
которая определяла смену стилей. Главными врагами ремесленника были
дилетант и партач. Сейчас эти слова используются как ругательства,
но в их изначальном смысле дилетант — это человек, занимающийся
ремеслом не ради заработка, а для развлечения. Партач же — это
мастер, который не входит в цех, не проходит испытания и не несёт
цеховых повинностей. Он предлагает свои услуги дешевле, сбивая цену
ремесленников.
Чтобы регулировать рынок и бороться с этими явлениями, вводились
сложные требования, которые было трудно удовлетворить вне цеха.
На протяжении средневековья роль фильтров играли
требования к содержанию и композиции картин, а также приемы
подготовки холста, изготовления красок и т.п. Ученик мастера в
процессе обучения узнавал, где и как рисовать святых, как растирать
краски и прочее... Цех мог ограничивать появление новых мастеров,
регулируя конкуренцию.
С ростом грамотности, появлением книгопечатания первый фильтр сломался - гравюру с изображением классической картины можно было приобрести достаточно дешево, равно как и книгу с описанием технических приемов, да и второй не работал - успехи технологии позволили просто покупать готовые краски. Поэтому срочно сформировался новый набор требований - перспектива и анатомия. Изучение перспективы требовало достаточно упорного труда, а анатомия, с обнажёнными телами натурщиков, вообще была недоступна вне Академий.
Конец 18-го века породил сперва камеру-обскуру, а затем и
объектив, так что перспективное и анатомически точное изображение
стало механизированным процессом, а с появлением фото - и вовсе
автоматическим. Сперва на это ответили увлечением сложными
композициями, историческими прежде всего, которые трудно было
рисовать камерой-обскурой, но вскоре время выдержки сократилось до
того, что создание многофигурной композиции свелось к нажатию
спуска фотоаппарата, наведенного на театральную сцену.
Живопись ушла туда, где техника не могла с нею конкурировать - в
цвет и мгновенность. Появился импрессионизм и родственные
направления, передававшие невозможное для черно-белой
фотографии с выдержкой в минуты.
Но уже в конце 19-го века появились первые цветные
фотопроцессы, а выдержка стала составлять доли секунды. Ответом на
это стали живописные стили, видевшие искаженный мир. Но объектив
"рыбий глаз" и подобные оптические ухищрения ему убили это
направление сразу же...
Абстракционизм попытался увести живопись в область, где фотоаппарат
бесполезен - но здесь вполне конкурентоспособен оказывается
компьютер, с генератором случайных чисел (а до него - элементарная
физика и химия).
Таким образом, живопись как изображение реальных объектов
перестала быть способом заработка. Именно эту смерть
символизирует "Черный квадрат".
Разумеется, никуда не исчезли лишние деньги, которые вкладываются в бесполезно-престижные траты, символизируя "крутизну" их владельца, так что все же остается возможность что-то "создавать", но если ценность художников прошлого была самоочевидна, то теперь нужен "эксперт", объявляющий данное творение гениальным и, следственно, выгодным капиталовложением.
===================================================
Банан будет гнить, скотч стареть и терять способность приклеивания.
Интересно, сможет ли тот, кто купил инсталляцию,
самостоятельно ее воспроизводить? Мне кажется, что в
стоимость инсталляции включено систематическое возобновление ее
самим художником и оплата искусствоведов, подтверждающих
идентичность.
|
|
</> |
Транскрибация: как автоматизация процесса ускоряет работу с контентом и повышает производительность
Под угрозой затопления в России окажется часть Краснодарского края,
Русский Исход, Вавилонское пленение и белые нитки
Я здесь
Вчера утром княжеская чета Монако раздала пакеты со вкусностями пожилым людям
Иконы стиля 40-ые годы - I
«Когда сила чумы стала расти...»
Угадай город
Принц и принцесса Уэльские на представлении Королевского варьете.

