Кое что о ляпартёрах
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Кое что о ляпартёрах Кое что о ляпартёрах](/images/main/koe-chto-o-lyaparterah-ffee8b.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/d2f8a7fdb3d79334bfe7bd9a93e1972a04e7dada/SECzpp046thPOgJ854rDOSqHRJ7A32jG_vuB43LjHEXmfgSL871PMPp_WFYkFz6Ecn4wP2kzLBcoAkTzQlv8PbmBOjPvR0iNjUldZN_YxS87kPOku5UT8UdUWGpvWHKHeh27GzYPtLxqDU_lsdosW252goKE-mF7S7NDqGkKV-4)
Открыл вчерашнюю ленту новостей и увидел ляпорт о том, что мы пристыковали Корабль Союз-02М "к стыковочному отсеку "Пирс" российского сегмента МКС".
В технику не полезу, к СО "Пирс", пилотируемые корабли стыковать вообще не рекомендуется... И мы этой рекомендации придерживаемся. Мы придерживаемся, но "ленточникам" на это плевать, раз отсек "стыковочный", значит к нему и стыкуют.
Расскажу как "добываются" из нас новости сегодня.
Где-то год назад был уволен специальный представитель по связям с обчественностью и на его место тыркнули одного из наших переводчиков. Парень он хороший, но такой гуманитарий, что просто... гуманитарий.
Изнутри это выглядит так:
Рабочая группа сидит на консоли. Да, работает. В комнату входит с мобилой, прижатой к уху, наш "представитель" и начинает задавать вопросы, которые ему задают в трубку.
-Ну что там?
-Летим
-Все штатно?
-Да?
-А может что-то не?...
-Не!
-А когда будет?
-Никогда!..
Объясняю для непосвященных. На ухе у меня висит "гарнитура" - это микрофончик в который говорю я, и затычка в ухе в которую говорят мне. Перечисляю тех кого я слышу себе в ухо, а скорее прямо в мозг:
1. Канал Сменного Руководителя Полета МКС ЦУП-Москва (ЦУП-М). В этом канале СРП МКС отдает распоряжения специалистам группы управления и принимает их доклады. Язык - русский.
2. Канал Полетного Директора (Flight Director, или для краткости Флайт) ЦУП-Хьюстон (ЦУП-Х). То же самое, что п.1, но на английском языке
3. Канал Сменного Руководителя Полета по Кораблям Союз/Прогресс. То же, что п.1, но по группе управления кораблями. Язык - русский.
4. Канал связи Борт-Земля-1. Переговоры ЦУП-М с МКС. Язык - русский.
5. Канал связи Борт-Земля-2. Переговоры ЦУП-Х с МКС. Язык - английский.
6. Канал УКВ-2, связ ЦУП-М с Кораблем "Союз". Язык русский и русский ломаный (на борту один американец, один япнец).
7. Координационный канал ЦУП-М, ЦУП-Х, ЦУП-ЕКА, ЦУП-Япония. Языки русский, английский, английско-французский, японо-английский плюс переводы с одного на другой.
8. Рабочий канал связи ХГП - Хьюстонской Группы Поддержки (тоись меня) с ЦУП-Х для переговоров с отдельными специалистами Хьюстона, чтобы не отвлекать других. Язык - английский.
9. "Внутригрупповой канал" для переговоров только с координатором по международным операциям в ЦУП-Х (мой коллега по ХГП там). Язык английский, перемежающийся русской терминологией и словом "Спасибо".
И еще пара-тройка каналов, которые активируются "по необходимости".
За спиной нудит "представитель" с трубой
-Ну мужики, ну скажите что-нибудь, а?
-Слушай, я тебе сейчас скажу!
-Но у меня РИА Новости на линии, они хотят...
-Хотят, пусть сходят, не надо терпеть!
Перед глазами 4 монитора с телеметрией, плюс телевизионная картинка с борта, плюс американский план полета в электронном виде, плюс российски план полета, распечатанный на бумаге, плюс вал "полетных записок" от разных специалистов по текущим операциям и по планам на следующие три дня.
В предыдущие полетные сутки "полетел" один из движков Союза. Т.е. он не совсем "полетел", а не дает полной тяги. По УКВ-2 ЦУП-М выдает ЦУ экипажу по "обходу" НШ (нештатной ситуации), потому как именно этот движок нужен на стыковке.
На канале Флайта хьюстонский специалист по связи докладывает, что полетел резервный канал связи с бортом. Флайт требует, чтобы мы в ЦУП-М срочно связались с СРП и доложили о НШ. У СРП сеанс связи через НИП (наземные станции), он занят, после сеанса будет проверка "сброса картинки" с борта с задействованием европейског наземного канала... Флайт - ТРЕБУЕТ. СРП - ЗАНЯТ. Кормим Флайта отговорками, слушаем инструкцию экипажу Союза. Флайт на своем канале требует сатисфакции, на нашем канале выясняем со специалистом по связи, что случилось, насколько серьезном, сумеем ли отремонтировать до стыковки, попутно придумываем как объехать неполадку, попутно жалею, что Флайт не "представитель по связи с общественностью".
Не вовремя помянутая "связь" появляется опять:
-Ребята, ну я же должен что-то сообщить СМИ, ну помогите, а?!
-Слышь, отстань, а?!
-Не, ну серьезно, что там у вас?
-Мы летим, а ты сейчас пойдешь, знаешь куда?..
Снимаю гарнитуру, иду к СРП и ЗРП (Заместитель Руководителя Полетов - баальшая шишка). Обсуждаем варианты. Если гавкнется основной канал, останемся слепыми (пропадет телеметрия), глухими (пропадание голосовой связи) и без КРЛ (командная радиолиния). Предлагаю запихать голос в видео канал. Как говорилось в "Крестном Отце" - "сложно, но не невозможно". Вариант принимается, отменять стыковку нельзя. Возвращаюсь. Пока ходил, Хьюстон придумал еще один вариант - вписать голос в систему высокоскоростной передачи дата-файлов. Значит голос по карйней мере останется!
"Связь с общественность", с несчастным лицом и трубкой, снова нарисовывается за спиной:
-А-а-а-а-а
-Иди на... МКС.
-Почему?
-Так надо...
-Что-нибудь случилось?
-Ничего не случилось, все штатно!
Прибегает российский специалист по связи:
-Слушай, у нас сейчас по плану переконфигурация связи для стыковки, а связи-то как раз и не будет, дырка в КРЛ, выйди на Хьюстон, попроси сместить все "влево" на 10 минут.
Выхожу на Хьюстон, догавариваемся.
Флайт в сотый раз спрашивает согласен ли ЦУП-М идти на стыковку "без резерва". Подтверждаю. Основной канал работает без сбоев, "отбивать" стыковку из-за отсутствия резерва ЦУП-М не будет.
На канале УКВ РП (руководитель полетов - очччень большая шишка) еще раз объясняет экипажу Союза как будем работать с "шалящим" двигателем. Голос спокойный, уверенный. Я бесконечно уважаю этого человека. Экипаж отвечает так же спокойно.
В этому времени мы уже провели тест телевидения с задействованием европейских каналов, штатно прошли тесты стыковочных систем, американский член экипажа доложил, что провел реконфигурацию компьютерной сети на борту для голосовой связи, но комп не грузиться. Просим поменять комп, меняет, проверяем связь, следим за маневрами Союза, посылаем представителя общественности совсем далеко.
Появляется телевизионная картинка корабельного дисплея с телеметрией по причаливанию. Видим как станция маневрирует под стыковку. Союз начинает облет. Даем добро на причаливание.
"Связь с общественность" уже молча с телефоном смотрит в телевизор, понимая, что один "бип" и будет послана значительно дальше, чем от нас до МКС.
Корабль пошел. Экипаж выполнил все указания Земли в точности, и беспокоивший всех движок отработал расчетно.
Слышу в канале Борт-Земля-2, переконфигурированного на связь с Союзом, доклад экипажа:
-Есть касание, есть мехзахват.
Канал СРП МКС подтверждает:
-По телеметрии мехзахват подтверждаем, станция в "индикаторном режиме", идет стягивание...
ФФФФСЁ!
Попутно успел проверить план полета на следующие сутки. Планировщики - молодцы, в российском и американском планах все совпадает тютелька в тютельку. Проверил план полета на третьи сутки. Нет, все-таки эти планировщики полные говнюки. Времена комманд не совпадают, смены режимов американцы опять взяли с потолка, у наших с какого-то другого потолка взяты все переконфигурации по СЭПу. Надо будет завтра вставить кому-нибудь. Обязательно вставлю!
-Эй, Связь с Общественностью. Всё! Состыковались, все системы отработали штатно!
РИА Новости: "Космический корабль "Союз ТМА-02М" с тремя членами нового экипажа, запущенный с Байконура в среду, в ночь на пятницу пристыковался к Международной космической станции (МКС) в автоматическом режиме, передает наш корреспондент из подмосковного ЦУПа."
|
</> |