Ко Дню рождения Спендиарова

Сегодня День рождения Александра Спендиарова. И я решила чисто по девичьи обсудить героиню самой знаменитой его оперы «Алмаст».
Полный текст либретто от Софии Парнок вот тут. По катом краткое содержание истории об бедной глупой бабе.
Никто в литературе не бесит меня так, как эта пламенная женщина, княгиня Алмаст. Но давайте по порядку.
О чем сюжет: эти армяне крепко сидят в
своей крепости Тмук и никак их персидский шах Надир оттуда не
выкурит. Крепость неприступная, войско отважное с хорошим
командованием. Как же их взять, этих армян?
Немного подумав, персидский шах Надир подсылает к княгине
сладкоголосого ашуга, который, воспевая ее красоту, сообщает, что
княгиня окорила аж самого персидского шаха, который не спит, не
есть, а только о ней мечтает. Глупая Алмаст уносится в рефлексию.
Ах, бедный, бедный шах,пад жертвой ее неземной красоты... М... Она
жена князя Татула, у которого всего-то маленькая крепость Тмук. А
по ней целый иранский шах сохнет!

Как он это сделал: Подослал хитрый перс ашуга. Тот и передал мессидж: «Алмаст, ты достойна большего!». С арией ашуга связан большой цикл мэмов в Армении, но об этом как-нибудь отдельно. А пока отрывок из фильма-оперы 1983. Алмаст здесь играет сама Асмик Папян, которая тогда еще не знала, что станет всемирно известной певицей. Русское либретто оперы написала София Парнок. Именно она перевела поэму Туманяна «Осада крепости Тмук», которая легла в основу сюжета «Алмаст».
Битву Татулу шах проиграл. Но Алмаст открыла ворота и персы все-таки захватили Тмук.
Взрыв неуместных амбиций. И когда шах, перебив все армянское войско желает исполнить с ней танец любви, Алмаст сообщает, что она не наложница ему какая-нибудь, и вообще-то ей нужен трон. «Вы совсем кукухой тронулись мадам?» — осторожно спрашивает ее Надир-шах, не желая обижать молодую дуреху, котоаря еще не понимает, что произошло. «Э, шах,давай-ка быстро мне корону и мировое господство» — «Не дам»- «Ах ты смерж, ты моего убитого мужа ногтя не стоишь! Он боец и настоящий красавчик, а ты крыса»- «Между прочим,этой крысе ты сама открыла дверь». После слов таких оскорбленная Алмаст кидается на шаха с ножом и ее казнят.
И всё остальное. Поэма Туманяна, несомненно, носила политический подтекст, очень актуальный на тот момент. Огромные амбиции и крах из-за собственной глупости- вот о чем эта история. Именно потому ее и выбрал Спендиаров.
Ранее я писала о том, советские цензоры заменили в финале тонкий стеб Туманяна на адский ад с Лениным и дружбой народов.
«Алмаст» была и остается в числе главных армянских опер. И хотя «Ануш» по тому же Туманяну известнее, но «Алмаст» все равно важнее. Потому что именно «Алмаст» вскрывает глубокие причины многих явлений в обществе и не только армянском.
|
</> |