Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в](/images/main/ko-dnyu-avtomobilista-kak-priobretalis-avtomobili-v-lichnoe-polzovanie-v-b237cb.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/8c4b5d0cbc527d6085be603f67f4bdd0e3b7a9ce/vDI1qfwjLW2lp8prQnS0yPQkv4aY8sGzoBr0t7YHC7GU7PC145K8iXiwixNWvuBE0LyymzPzKacbEIjTSM_H_TLjaQsh-EAQoG9M6MCmUgpcY8eXJr6wzr_frEq6NuCi)
Процесс приобретения личного автомобиля в Советском Союзе, помимо нищеты большинства граждан, всегда сопровождался трудностями: отсутствием достойного выбора, ожиданием (иногда многолетним) своей очереди, сбором бессмысленных справок. Но тридцатые годы отличались особой суровостью: разрешение на приобретение машины в личную собственность требовалось получить у большевицкой номенклатуры, написав соответствующее прошение.
В совдепии распределением автомобилей ведал экономический совет при совете народных комиссаров – именно туда стекались все заявления, не только от творческих личностей, но и от шахтеров, комбайнеров, инженеров, военных и всех, кто хотел приобрести машину. Председателем «совнаркома» в тридцатые годы был Скрябин (по партийной кличке Молотов), и большинство прошений адресовано ему, а также зампреду СНК и одновременно наркому внешней торговли Микояну: они вдвоем и решали, кому дать разрешение, а кому нет. Нередко простаки писали самому Джугашвили, сопровождая просьбы клятвами в любви к «отцу народов», а художник-иллюстратор Константин Ротов, например, не придумал ничего лучше, как попросить разрешение на машину у генерального прокурора Вышинского. Работники наркоматов просили у своих начальников. Но всё равно все эти прошения попадали в экономсовет к Скрябину (Молотову) и в совнарком к Микояну.
Подобных прошений в архивных делах – десятки. Кроме машин, у «вождей» просили запчасти и резину – все это относилось к дефициту и распределялось директивно.
Ответы чаще всего положительные, а отказы не поддаются логическому объяснению, причём отказывал чаще Скрябин (Молотов), а Микоян разрешал почти всегда. Но даже официальное разрешение от экономсовета не означало получение автомобиля – их банально не хватало на всех, по советской пословице: «кто не успел – тот опоздал».
Как Леонид Утесов покупал Ford.
Прошение Утесова датировано 9 мая 1939 года, но за два месяца до этого Леонид Осипович обращался в Главное таможенное управление НКВТ с просьбой разрешить покупку машины, непременно импортной и желательно Ford 8-го выпуска 1934-1937-х годов. Аргументировал это Утесов тем, что "по роду своей деятельности нуждается в средствах передвижения", но, судя по отсутствию сопроводительных документов, его заявление относительно "Форда" осталось без ответа.
![Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в](/images/main/ko-dnyu-avtomobilista-kak-priobretalis-avtomobili-v-lichnoe-polzovanie-v-08c76f.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/609e4e4ac6ef6215386224c6aa08e41f04da3390/vDI1qfwjLW2lp8prQnS0yEddKZHR5lrQ9uOOk2HgVgJWRo2APQMect1UyTbpoS0i6qQ7em8iT1Pm4NjYDlBAlTywFhKOQUXF34Valp389QYjucYlQQ9CMDB8yj1EFtvn)
"Как быть?" – "Надо дать за плату". Обмен репликами между Микояном и Скрябиным (Молотовым) разрешился для Леонида Осиповича Утесова благополучно: ему разрешили приобрести автомобиль ГАЗ-М1 за наличный расчет. Отпускная цена на "Эмку" в 1939 году была 9500 руб. Для сравнения: среднемесячная заработная плата рабочих и служащих во второй половине тридцатых годов составляла 300-350 руб.
Получил ли Никита Богословский личный автомобиль.
О своей жизни в то время Никита Богословский рассказывал в одном из интервью: "Благодаря кино и эстраде получал большие по сравнению с общей массой населения деньги. В молодые годы был абсолютным пижоном. Шиковал. Если заказывал номер в гостинице, то не ниже трехкомнатного люкса. Когда я жил еще в Ленинграде и приезжал в Москву на съемки, то останавливался в гостинице "Националь". Чтобы ехать обедать в "Метрополь", вызывал интуристовскую машину "Линкольн"".
![Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в](/images/main/ko-dnyu-avtomobilista-kak-priobretalis-avtomobili-v-lichnoe-polzovanie-v-5e0d92.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/90282703d264ae3d7a63c86239ae0709416a8f3c/vDI1qfwjLW2lp8prQnS0yJQwpADNnf-fjarTscpbZwl8B_W9JXB19S25mS_KY4VmPMGE0yxAlsVDG9eI_gUXIFd_SCtupiKxRtB13FooPaSIU9KSUylc1zyb6dBR-Hdo)
Ответ "абсолютно счастливому" Никите Богословскому из Экономсовета Совнаркома пришел 27 июля в Ленинград и был отрицательным: "В связи с тем, что легковые автомашины в настоящее время для индивидуальной продажи не выделяются, – Вашу просьбу о продаже Вам одной легковой автомашины удовлетворить не представляется возможным".
Как Сергей Эйзенштейн просил «эмку».
Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн всегда писал прошения на имя Скрябина (Молотова) и никогда не получал отказа, даже когда попросил просто обновить свою "Эмку", которая "пришла в состояние достаточной непригодности". Скрябин (Молотов) начертал резолюцию "За", добавив в скобках "за плату", а 13 июня Эйзенштейну отправили извещение с положительным решением. Но машину он не получил по своей же вине – уехал на съемки фильма "Ферганский канал", а когда вернулся, то "Эмки" закончились.
![Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в](/images/main/ko-dnyu-avtomobilista-kak-priobretalis-avtomobili-v-lichnoe-polzovanie-v-f1e055.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/fbb373529704900b183daabea08784484745047a/vDI1qfwjLW2lp8prQnS0yGztGtbUliF33y2dRE-y0BXHiKBczI2hGSRwG_wJlIeoIMP8pbjZHjFSyJbPa73kwDG7KJGh000dM5yXLNmcC7L23gRWIN5kzE9l5HIATohF)
Как Любовь Орлова и Григорий Александров хотели «Бьюик».
Обращаться за разрешением в высшие инстанции требовалось даже при покупке подержанного автомобиля, как это сделали Григорий Александров и Любовь Орлова. Самая звездная пара Советского Союза в 1939 году решила приобрести старенький "Бьюик" у находящегося в СССР американца Брауна, описав в письме всю сложность ситуации с подобными сделками. Резолюции Микояна на этом прошении нет, но, судя по тому, что в дальнейшем "Бьюик" еще раз упоминался Александровым и Орловой в другом прошении, машину они купили.
![Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в](/images/main/ko-dnyu-avtomobilista-kak-priobretalis-avtomobili-v-lichnoe-polzovanie-v-dc549b.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/d6bd8adcec49928d46fc46d77b026b6286fecd3c/vDI1qfwjLW2lp8prQnS0yKjrgqc3D9ZcnypjTlgSrte9WDE_IRZYKEmO8-VBULQ269WCIG73hfIVFDCcFVtiMuVRFMVh6CrR2MPnc7s5ZgES71UN7ym9suXVXdNxlLgf)
Не прошло и года, как Александров и Орлова снова обратились к Микояну с просьбой о разрешении продать им автомобиль, на этот раз уже советский. Видимо, "хорошо действующая авто-машина" из прошлого письма не оправдала себя, превратившись в "старую машину марки "Бьюик"", которая требует замены спустя "много лет".
Просьба рассматривалась очень долго. Вначале Экономсовет предполагал выделить "Эмку" в июле из резерва третьего квартала 1940 года, но что-то поменялось в планах, и 4 октября 1940 года Александров с Орловой получили отрицательный ответ: "Ваше ходатайство о выделении Вам в личное пользование легковой машины удовлетворить не представляется возможным".
![Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в](/images/main/ko-dnyu-avtomobilista-kak-priobretalis-avtomobili-v-lichnoe-polzovanie-v-e19745.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/5ef6f68e10bb63f4144f8e03ceb9d835513ea9ae/vDI1qfwjLW2lp8prQnS0yGztGtbUliF33y2dRE-y0BXHiKBczI2hGSRwG_wJlIeoLf_MQxE8rdSugHvbEugQjO441iJpAw9O5zVh-febuGOxV39c8QpX-QOkgEJNNDG_)
Удалось ли Сергею Михалкову купить собственную «эмку».
В 1939 году Сергей Владимирович Михалков еще не был соавтором гимна СССР, но уже прославился поэтической тетралогией про дядю Степу и опубликованным в "Правде" стихотворением "Светлана", которое очень понравилось Иосифу Сталину. В том же 1939 году Михалков получил и свой первый орден Ленина, упоминаемый им в прошении о приобретении автомобиля ГАЗ-М1.
![Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в](/images/main/ko-dnyu-avtomobilista-kak-priobretalis-avtomobili-v-lichnoe-polzovanie-v-4b6bae.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/00dbb6f177f61c251d9e4207ca193d174f50afa2/vDI1qfwjLW2lp8prQnS0yCrCBirLgIVXJDcHWNSVWqk5tXu6S-ZDHaK17ndLtDmQ3BZwhweZcZPSM5RDlkZGKBUz_vmnsSNKl7c2O34Z6LlLe-X_GgkD2jbD09v3COq1)
Прошение поддержал и ЦК ВЛКСМ – руководящий орган комсомола, сообщавший в Экономсовет, что "писатель Михалков хочет осуществить на машине поездку по Союзу". Резолюция зампреда Совнаркома Микояна на служебной записке: "Не возражаю".
![Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в](/images/main/ko-dnyu-avtomobilista-kak-priobretalis-avtomobili-v-lichnoe-polzovanie-v-86e86c.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/f8e31ef1600b76919dd1572b0fb8261a01be500a/vDI1qfwjLW2lp8prQnS0yCrCBirLgIVXJDcHWNSVWqk5tXu6S-ZDHaK17ndLtDmQsgEtvJjCqek0n0BrWUkiDc329vO0KHorMkm7FuXLllnBDvgvoQVQPyVkKN1cpEKc)
Несмотря на положительное решение, автомобиль ГАЗ-М1 детскому писателю так и не выделили. 30 сентября 1940 года Сергей Михалков вновь обратился в Экономсовет, объясняя свое новое прошение тем, что "завод в 1939 году выполнял спецзадания, мне машину не выдали, а в настоящее время фонды аннулированы и машина мне выдана быть не может". На этот раз Михалков просил "дать разрешение на получение за наличный расчет малолитражки", под которой подразумевался двухдверный КИМ-10, стоивший 8000 руб., но в этой просьбе экономсовет ему отказал.
Источник.
Оригинал взят у
![Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в](/images/main/ko-dnyu-avtomobilista-kak-priobretalis-avtomobili-v-lichnoe-polzovanie-v-060cac.jpg?from=https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.png?v=17080&v=795)
![ÐобавиÑÑ Ð² дÑÑзÑÑ Ðнопка](/images/main/ko-dnyu-avtomobilista-kak-priobretalis-avtomobili-v-lichnoe-polzovanie-v-3a58c3.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/von_hoffmann/11888770/227671/227671_original.jpg)
или
![Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в Ко Дню автомобилиста. Как приобретались автомобили в личное пользование в](/images/main/ko-dnyu-avtomobilista-kak-priobretalis-avtomobili-v-lichnoe-polzovanie-v-7eff1f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/von_hoffmann/11888770/221184/221184_original.jpg)