Князь Горчаков, или рыцарь в сияющих доспехах

топ 100 блогов navlasov06.01.2022 Взялся я тут на досуге перечитывать книгу Ольги Васильевны Серовой "Горчаков, Кавур и объединение Италии" (М., 1997). И мне сразу же бросилась в глаза одна очень любопытная особенность, характерная не только для представлений об истории "обычного человека", но и для многих научных трудов.

В начале своей книги Ольга Васильевна рисует портреты основных действующих лиц - Горчакова и Кавура - ссылаясь при этом как на их собственные высказывания, так и на мнение их современников.

В частности, говоря о Горчакове, она приводит слова французского политика Эмиля Олливье (здесь и далее стр. 36): "Горчаков обладал умом возвышенным, большим, тонким, и его умение использовать дипломатические уловки не исключало лояльности. Он любил играть с противником, приводить его в замешательство, захватывать врасплох, но он никогда не позволял себе обращаться с ним грубо или его обманывать. Ему не приходилось прибегать к репризам и хитростям, так как его замысел был всегда ясен и лишен загадок. С очень немногими из дипломатов общение было так легко и надежно".

Оставляя вышеприведенную цитату практически без комментариев, Серова приводит далее вторую, не столь комплиментарную часть отзыва Олливье о Горчакове: "Суть его деятельности сосредотачивалась на том, чтобы сказать. Когда он покорял беседой или депешей, он полагал, что сделал все. Всегда готовый к конференциям, конгрессам, где говорят или пишут, он был менее готов к акции быстрой, дерзкой, рискованной, могущей привести к борьбе. Мужественный риск героических предприятий его пугал".

"Основанием для таких заключений Олливье, - пишет следом Ольга Васильевна, - безусловно, служило действительно большое внимание, уделяемое Горчаковым тщательной отработке, редактированию подготавливаемых им документов, которое само по себе, естественно, не может считаться недостатком, но поскольку этот факт очень бросался в глаза, он мог породить убеждение, что создание этих документов являлось самоцелью. К тому же не следует забывать, что Горчаков был министром в самодержавном государстве и это лимитировало его возможности принимать решения, а тем более рискованные".

Автор изящно упрекает Олливье в том, что он недостаточно хорошо разобрался в стиле работы и особенностях положения Горчакова и вынес поспешные суждения. Как добросовестная исследовательница, Ольга Васильевна приводит и более резкую характеристику, которую давал Горчакову британский дипломат Грэнвилл:

"Князь Горчаков приятен в общении благодаря легкости разговора и остроумию. Он тщеславен, любитель поговорить и нескромен. Он перескакивает с одного предмета на другой и так небрежен в своих высказываниях, что из отдельно взятых фраз может сложиться впечатление об их смысле, который будет не точен".

Автор комментирует: "Речь в данном случае идет о суждении, вынесенном после весьма поверхностного, краткого знакомства". Или, проще говоря, "сам дурак".

Есть в английском языке такое прекрасное выражение "explain away". Если какая-то информация не вписывается в Ваши представления об окружающим мире, Вы ищете солидные причины, по которым эту информацию можно не учитывать, отбросить прочь. Это и называется "explain away". Прекрасное выражение, жаль, что у него нет русского аналога.

Именно оно лучше всего характеризует то, чем занимается в данном случае Ольга Васильевна. Когда о Горчакове говорят что-то хорошее - это да, это слова тонких знатоков и опытных ценителей. Когда добавляется негатив - это просто не поняли, не разобрались и не рассмотрели. При том, что если копнуть глубже, то таких "не разобравшихся" окажется целый вагон. О тщеславии Горчакова, его склонности к громкой фразе на удивление единодушно писали многие современники совершенно независимо друг от друга. В том числе люди, близко общавшиеся с ним в различные периоды его жизни и деятельности. Просто так взять и explain away эти отклики уже не получится.

Казалось бы, ну в чем проблема? Человек - существо сложное, сотканное из достоинств и недостатков. Почему не признать, что Горчаков мы быть талантлив и одновременно тщеславен, умен и в то же время болтлив?

Ответ, думаю, очевиден. Как писал Чехов, "в человеке все должно быть прекрасно". Никаких полутонов и нюансов! Положительный герой - это рыцарь без страха и упрека, на сияющих доспехах которого не должно быть ни единого пятнышка! Это стереотипный, можно сказать архетипический образ - именно так деятели прошлого воспринимаются массовым сознанием. Казалось бы, профессиональные исследователи должны подходить к вопросу иначе. Но нет, по страницам книги Серовой Горчаков и Кавур скачут в сияющих доспехах, не давая ни единого повода в чем-либо их упрекнуть.

Где есть герои, там по законам жанра обязательно должны быть и злодеи. И таковой находится очень быстро. Кто же в российской дипломатии является отрицательным персонажем, воплощением всех мыслимых недостатков, "послушным и малоспособным чиновником" (с), мелочным и завистливым? Разумеется, Карл Васильевич Нессельроде, фигуру которого Ольга Васильевна Серова тщательно закрашивает однообразным черным цветом - видимо, для пущего контраста с блистательным Горчаковым.

При этом я вовсе не хочу бросать в Серову камень или какую-либо иную менее плотную субстанцию. Ее работа не лишена недостатков, но в целом написана на хорошем уровне, особенно для середины девяностых. Но такая вот черно-белая портретная галерея изрядно портит общее впечатление.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Японии есть такое понятие – Kintsugi. В XV веке у Асикага Есимаса (восьмого сегуна из сегуната Асикага) как-то разбилась любимая чашка. Он попросил мастера склеить ее. Тот укрепил чашку металлическим ободом.Результат сильно разочаровал сегуна. Тогда другой мастер взялся исправить си ...
Однажды Толстой стыдил за утренним кофе свою свояченицу, младшую сестру Софьи Андреевны Таню - мол, "не стыдно тебе сидеть так и жрать, и видеть, как мужики провозят мимо нас сено, а прачки стирают скатерти?" Это уже когда он в 1880-х начал отрицать роскошь, в которой живёт семья и ...
Дорогие друзья и соседи по ферме, конечно интересно играть в "любимую ферму" ...
В субботу вечером соседка попросила измерить давление. Взяла тонометр и веточку мимозы (праздник же!) и пришла. Давление меряю, а у соседки из глаз текут слёзы. Я говорю: - Господи, Ирина, тебе плохо? Она головой качает. Потом говорит: - Мне сегодня никто, кроме тебя, цветов не подарил. ...
Звезде иранского футбола Али Даеи вынесли смертный приговор за участие в протестах. ФИФА хранит молчание. В Иране к смертной казни приговорен Али Даеи, знаменитый футболист, чья игра и чьи голы восхищали любителей футбола в конце девяностых и начале двухтысячных. Об этом ...