КНУД БЕРГСЛИН. БИРКЕБЕЙНЕРЫ. 1869
nikonova_alina — 29.12.2021Часть 2.
А теперь посмотрим, какой получилась история спасения маленького
короля в интерпретации Кнута Бергслина. Начиная анализ его
"Биркебейнеров", стоит иметь в виду два факта: то, что художник
писал ее в Германии, а на родине до этого момента отсутствовал
почти четверть века, и что он полностью проникся художественными
установками дюссельдорфской школы.
Эта школа сложилась вокруг Академии художеств, которая была
основана в Дюссельдорфе в 1819 году. Основное направление, в
котором работали художники дюссельдорфской школы сейчас называют
академическим романтизмом, то есть романтическая трактовка сюжетов
у них базировалась на классической академической технике, когда
основное внимание уделялось правильно выстроенной композиции и
выверенному рисунку.
В работах мастеров дюссельдорфской школы, специализировавшихся на
национально-исторической тематики выделяют несколько направлений:
поверхностно-романтическое, эпико-героическое и даже
оппозиционно-антикатолическое.
В полном соответствии с тем, чему его учили в Дюссельдорфе, Курт
Бергслин действительно трактует известную ему с детства историю
одновременно и в романтическом, и в героическом ключе. Двое главных
персонажей, биркебейнеры Торстейн Скевла и Скьервальд Скрукка,
бегут на лыжах через заснеженный лес. Старший из них, видимо,
Торстейн Скевла, несёт на руках маленького ангелоподобного
мальчика, закутав его в свой достаточно скромный плащ и прикрыв
щитом. Этот щит с острым выступающим центром (увы, не владею
соответствующей терминологией в достаточном объеме) и является
центром, который держит и всю композицию, и сюжет, обозначая ту
защиту, которую двое суровых викингов даруют своему юному
королю.
Не берусь судить, насколько Бергслин был верен в изображении
исторических деталей: одежды, обуви, оружия и, самое главное, лыж,
умелое владение которыми и дало Хокону Хоконссону шанс на спасение,
но принципы дюссельдорфской школы требовали от художника
внимательного и тщательного изучения атрибутов, необходимых для
картины. Точность в деталях и должна была придать произведению
ощущение правдивости, убедить зрителя в том, что он становится
свидетелем подлинных событий.
Несмотря на то, что в рамках дюссельдорфской школы сложилось
достаточно сильное объединение пейзажистов, исповедовавших принципы
реализма, в данном случае пейзаж в картине играет минимальную роль,
обозначая лишь время и место действия. Поэтому Бергслин пишет его
достаточно условно: занесённая снегом лесная прогалина, по которой
биркебейнеры прокладывают лыжню, заснеженные ели и присыпанные
снегом груды камней. Вполне вероятно, что художник писал пейзаж по
памяти, ориентируясь на свои детские воспоминания.
Колористическое решение картины кажется почти монохромным, оно
строится на сочетании белых, серых и коричневых тонов, единственным
ярким пятном можно считать темно-красный плащ Торстейна Скевла, в
который завернут маленький король. И опять в полном соответствии с
академическими принципами этот акцент дополнительно указывает на
основной смысл происходящего действа.
Глубоких психологических характеристик своим героям Бергслин не
даёт, да это и не нужно для реализации его задачи. Его
биркебейнеры, молодой и смелый Скьервальд Скрукка, который идёт
чуть впереди и разведывает обстановку, и более зрелый и опытный
Торстейн Скевла, несущий ребенка, это, скорее, не реальные люди, а
типажи героев, также как и прелестный маленький мальчик, невинное
дитя, которому волею судеб было предназначено стать королем своей
страны
P.S. Осенью 1930 года журналист и лесник Хокон Лие опубликовал в
местной газете статью, в которой предложил провести специальную
лыжную гонку в память о подвиге биркебейнеров и спасении принца
Хокона. «Если шведы проводят Васалоппет на равнине, то и мы тоже
сможем. Крутые норвежские парни способны преодолеть даже более
сложный маршрут, проложенный в горной местности», - писал он.
Через два года в январе 1932 года шестеро местных любителей лыж
Фредрик Грюнтвиг, Ангар Ренолен, Педер Ольсен, Ларс Хогвольд,
Халвор Кампен и Олаф Ларсен встретились на вершине горы Рауфьелет и
договорились о проведении первой гонки Биркебейнерен.
Местные жители много спорили об опасности мероприятия, всех смущали
длина трассы, суровая норвежская природа, изолированность от
возможных пунктов помощи, гонка «из точки в точку». В те годы
многие помнили о том, как на трассе планируемого марафона погибли,
замерзнули насмерть несколько лесорубов, и опасались возможных
несчастных случаев при старте большого количества лыжников.
Но несмотря на все опасения, в том же 1932 году, 20 марта старт
самой первой гонки был дан. На установленную дистанцию в 59 км
вышли 147 лыжников-мужчин. Зима в тот год выдалась малоснежной,
поэтому на финише в Лиллехаммере волонтерам приходилось
подбрасывать снег лопатами, чтобы лыжники могли закончить
дистанцию. С первой же гонки сложилась красивая традиция, которая
поддерживается и до сих пор, - в первых рядах стартуют опытные
лыжники-ветераны, которые ведут головную группу по единственной,
проложенной лыжне, вьющейся через горы. Держать правильное
направление участникам первой гонки помогал электропровода,
тянущиеся из Рены к Дольфьеллет (населенный пункт, расположенный
рядом с ниткой марафона), а также небольшой самолёт с
кинооператором и фотографом, который кружил над лыжниками.
Каждый участник должен был нести рюкзак весом 5.5 кг с обязательным
снаряжением, как символ спасения младенца Хокона (позднее вес
маленького Хаакона «похудел» на 2 кг). Победителем той гонки стал
Трюгве Бейсвог, который пробежал первую гонку Биркибейнер за 4 часа
51 минуту 40 секунд и навсегда вписал свое имя в историю
норвежского лыжного спорта.
Особенность Биркена в том, что несмотря на то, что есть гонки и
длиннее (Вассалопет в Швеции – 90 км, Марчалонга в Италии – 70 км),
«норвежский» вариант гораздо более труден. Первые 15 км лыжники
бегут исключительно в подъем, затем – короткий спуск, потом снова
подъем – 5 км. Во второй половине дистанции – снова подъем в гору
10 км. Причем все это – классическим стилем и только по лыжне.
Соревнование проходит в среднегорье - трасса начинается на высоте
300 м над уровнем моря, а ее верхняя точка – 1100 м.
Марафон Биркибейнер не «кольцевой» - лыжники стартуют в Рена и
финишируют в Лиллехаммере.
Сейчас Биркебейнер - это большой лыжный фестиваль, во время
которого происходит масса мероприятий и в том числе – гонки, в
которых могут поучаствовать профессионалы и лыжники-любители любого
уровня подготовки, приверженцы спринтов или длинных дистанций,
«классики» или «конька».