рейтинг блогов

КНУД БЕРГСЛИН. БИРКЕБЕЙНЕРЫ. 1869

топ 100 блогов nikonova_alina29.12.2021
Кнут Бергслин. Биркебейнеры. (Биркебейнены Торстейн Скевла и Скьервальд Скрукка спасают на лыжах будущего короля Норвегии Хокона IV Хоконссона). 1869
Кнут Бергслин. Биркебейнеры. (Биркебейнены Торстейн Скевла и Скьервальд Скрукка спасают на лыжах будущего короля Норвегии Хокона IV Хоконссона). 1869

Часть 2.

А теперь посмотрим, какой получилась история спасения маленького короля в интерпретации Кнута Бергслина. Начиная анализ его "Биркебейнеров", стоит иметь в виду два факта: то, что художник писал ее в Германии, а на родине до этого момента отсутствовал почти четверть века, и что он полностью проникся художественными установками дюссельдорфской школы.
Эта школа сложилась вокруг Академии художеств, которая была основана в Дюссельдорфе в 1819 году. Основное направление, в котором работали художники дюссельдорфской школы сейчас называют академическим романтизмом, то есть романтическая трактовка сюжетов у них базировалась на классической академической технике, когда основное внимание уделялось правильно выстроенной композиции и выверенному рисунку.
В работах мастеров дюссельдорфской школы, специализировавшихся на национально-исторической тематики выделяют несколько направлений: поверхностно-романтическое, эпико-героическое и даже оппозиционно-антикатолическое.

В полном соответствии с тем, чему его учили в Дюссельдорфе, Курт Бергслин действительно трактует известную ему с детства историю одновременно и в романтическом, и в героическом ключе. Двое главных персонажей, биркебейнеры Торстейн Скевла и Скьервальд Скрукка, бегут на лыжах через заснеженный лес. Старший из них, видимо, Торстейн Скевла, несёт на руках маленького ангелоподобного мальчика, закутав его в свой достаточно скромный плащ и прикрыв щитом. Этот щит с острым выступающим центром (увы, не владею соответствующей терминологией в достаточном объеме) и является центром, который держит и всю композицию, и сюжет, обозначая ту защиту, которую двое суровых викингов даруют своему юному королю.
Не берусь судить, насколько Бергслин был верен в изображении исторических деталей: одежды, обуви, оружия и, самое главное, лыж, умелое владение которыми и дало Хокону Хоконссону шанс на спасение, но принципы дюссельдорфской школы требовали от художника внимательного и тщательного изучения атрибутов, необходимых для картины. Точность в деталях и должна была придать произведению ощущение правдивости, убедить зрителя в том, что он становится свидетелем подлинных событий.

Несмотря на то, что в рамках дюссельдорфской школы сложилось достаточно сильное объединение пейзажистов, исповедовавших принципы реализма, в данном случае пейзаж в картине играет минимальную роль, обозначая лишь время и место действия. Поэтому Бергслин пишет его достаточно условно: занесённая снегом лесная прогалина, по которой биркебейнеры прокладывают лыжню, заснеженные ели и присыпанные снегом груды камней. Вполне вероятно, что художник писал пейзаж по памяти, ориентируясь на свои детские воспоминания.
Колористическое решение картины кажется почти монохромным, оно строится на сочетании белых, серых и коричневых тонов, единственным ярким пятном можно считать темно-красный плащ Торстейна Скевла, в который завернут маленький король. И опять в полном соответствии с академическими принципами этот акцент дополнительно указывает на основной смысл происходящего действа.
Глубоких психологических характеристик своим героям Бергслин не даёт, да это и не нужно для реализации его задачи. Его биркебейнеры, молодой и смелый Скьервальд Скрукка, который идёт чуть впереди и разведывает обстановку, и более зрелый и опытный Торстейн Скевла, несущий ребенка, это, скорее, не реальные люди, а типажи героев, также как и прелестный маленький мальчик, невинное дитя, которому волею судеб было предназначено стать королем своей страны

P.S. Осенью 1930 года журналист и лесник Хокон Лие опубликовал в местной газете статью, в которой предложил провести специальную лыжную гонку в память о подвиге биркебейнеров и спасении принца Хокона. «Если шведы проводят Васалоппет на равнине, то и мы тоже сможем. Крутые норвежские парни способны преодолеть даже более сложный маршрут, проложенный в горной местности», - писал он.

Через два года в январе 1932 года шестеро местных любителей лыж Фредрик Грюнтвиг, Ангар Ренолен, Педер Ольсен, Ларс Хогвольд, Халвор Кампен и Олаф Ларсен встретились на вершине горы Рауфьелет и договорились о проведении первой гонки Биркебейнерен.
Местные жители много спорили об опасности мероприятия, всех смущали длина трассы, суровая норвежская природа, изолированность от возможных пунктов помощи, гонка «из точки в точку». В те годы многие помнили о том, как на трассе планируемого марафона погибли, замерзнули насмерть несколько лесорубов, и опасались возможных несчастных случаев при старте большого количества лыжников.
Но несмотря на все опасения, в том же 1932 году, 20 марта старт самой первой гонки был дан. На установленную дистанцию в 59 км вышли 147 лыжников-мужчин. Зима в тот год выдалась малоснежной, поэтому на финише в Лиллехаммере волонтерам приходилось подбрасывать снег лопатами, чтобы лыжники могли закончить дистанцию. С первой же гонки сложилась красивая традиция, которая поддерживается и до сих пор, - в первых рядах стартуют опытные лыжники-ветераны, которые ведут головную группу по единственной, проложенной лыжне, вьющейся через горы. Держать правильное направление участникам первой гонки помогал электропровода, тянущиеся из Рены к Дольфьеллет (населенный пункт, расположенный рядом с ниткой марафона), а также небольшой самолёт с кинооператором и фотографом, который кружил над лыжниками.
Каждый участник должен был нести рюкзак весом 5.5 кг с обязательным снаряжением, как символ спасения младенца Хокона (позднее вес маленького Хаакона «похудел» на 2 кг). Победителем той гонки стал Трюгве Бейсвог, который пробежал первую гонку Биркибейнер за 4 часа 51 минуту 40 секунд и навсегда вписал свое имя в историю норвежского лыжного спорта.
Особенность Биркена в том, что несмотря на то, что есть гонки и длиннее (Вассалопет в Швеции – 90 км, Марчалонга в Италии – 70 км), «норвежский» вариант гораздо более труден. Первые 15 км лыжники бегут исключительно в подъем, затем – короткий спуск, потом снова подъем – 5 км. Во второй половине дистанции – снова подъем в гору 10 км. Причем все это – классическим стилем и только по лыжне. Соревнование проходит в среднегорье - трасса начинается на высоте 300 м над уровнем моря, а ее верхняя точка – 1100 м.
Марафон Биркибейнер не «кольцевой» - лыжники стартуют в Рена и финишируют в Лиллехаммере.
Сейчас Биркебейнер - это большой лыжный фестиваль, во время которого происходит масса мероприятий и в том числе – гонки, в которых могут поучаствовать профессионалы и лыжники-любители любого уровня подготовки, приверженцы спринтов или длинных дистанций, «классики» или «конька».

КНУД БЕРГСЛИН. БИРКЕБЕЙНЕРЫ. 1869

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не только лишь все знают - человек счастлив там, где свобода и демократия. Где можно неограниченно высказывать своё мнение и бороться с тем, что тебе не нравится. Где тебя не ограничивают рамками дурацких законов и указов. Там, где власть не давит инициативу гражданского общества. Тогда ...
Сегодня такой пасмурный , но теплый день, вышла я из дома за позитивом, пошла на рынок за фруктами и овощами.... О какой большой выбор цветов на рынке, товарищи мужчины!!! Большой выбор фруктов, так любимых товарищами женщинами!!! И о подарках не надо заморачиваться, пустячок...а п ...
...
Певец Шаман снял неплохой клип. Мне не нравится его манера пения, но клип хороший. Называется клип «Живой». Проблема в том, что либералы посчитали, что это клип про внесенного в реестр иноагентов, террористов и экстремистов Алексея Навального. Некоторые патриоты посчитали, что он про ...
Когда люди не могут о чем-то договориться, они идут в суд. Там они излагают свои доводы и судья должен принять беспристрастное решение. Вот только одно дело, когда решение принимается относительно объектов,и совсем другое дело, когда на кону жизнь детей. Фиона Мей, судья Высокого ...