АЛЕКСАНДР ЛЮБИМОВ. СЕСТРЫ КАВОС. 1906
nikonova_alina — 17.12.2021Я очень давно хочу написать об этой картине, она всегда просто завораживала меня: две очаровательные молодые девушки, очень похожие друг на друга, в одинаковых роскошных собольих шубках (типичные "гимназистки румяные, от мороза чуть пьяные"), как бы на мгновение остановились на улице и обернулись к художнику. Проблема в том, что я так и не смогла узнать ничего убедительно достоверного о героинях этого полотна, а о самом художнике совсем немного. Но тем не менее попытаюсь.
Александр Любимов родился в Курской губернии в 1879 году в дворянской семье. Его отец был журналистом. Когда ему было 13 лет, родители переехали в Курск, а позднее – в Петербург. Там Александр начал учиться сначала в школе технического рисования барона Штиглица, а затем, с 1901 года в Высшем художественном училище при Академии художеств как вольнослушатель, где его преподавателем был Илья Репин.
Звание художника Любимов получил только в 1909 году, когда представил на рассмотрение комиссии Академии свою картину «Каин». Так что что «Сестры Кавос» были написаны еще в годы его ученичества. При этом замысел и уровень исполнения работы говорят не только о таланте, но и о вполне приличной профессиональной подготовке уже сложившегося художника, хотя еще не имевшего формального признания старших коллег.
Позднее, уже в 1910 году Любимов стал одним из учредителей Товарищества независимых, просуществовавшего до революции. Репин не оставлял своих учеников заботой, и Любимов с 1912 года по его рекомендации возглавил Харьковское художественное училище. Между прочим, среди его учеников был его земляк, также уроженец Курска, Александр Дейнека.
В Харькове Любимов прожил до 1919 года, затем вернулся в Петроград и там продолжил свою педагогическую деятельность в обоих своих альма-матер, и в Академии художеств, которая была в те годы переименована в Институт живописи, скульптуры и архитектуры, и в Училище Штиглица, позднее ставшем Художественно-промышленным училищем имени В.И.Мухиной.
Любимов писал много портретов, жанровых и исторических композиций, занимался графикой, в том числе сатирической и плакатной, сотрудничал с театрами и театральными объединениями, для которых писал портреты ведущих актеров.
Считается, что его живописную манеру отличают «богатство тональных отношений и совершенный рисунок, широкое свободное письмо, использование разнообразной фактуры - от пастозно положенных цветовых пятен до прозрачных рефлексов и теней, создающих объемно пространственную характеристику формы». Этот абзац старательно переписывают авторы чуть ли не всех текстов, посвящённых Любимову. А означает это, что у него на отличную профессиональную выучку академического толка (совершенный рисунок) наложился личный интерес к живописным экспериментам импрессионистической направленности (богатство тональных отношений, широкое свободное письмо и использование разнообразной фактуры). В общем, в молодости Александр Любимов был довольно смелым экспериментатором, а вот к зрелым годам скатился к типичному соцреализму без особой оригинальности.
Короче, это был крепкий профессионал с некоторой долей индивидуальности в стиле, и очень хороший преподаватель, подготовивший за более чем сорок лет своей педагогической практики целую плеяду вполне приличных художников, в числе которых были, например, Александр Лактионов и Юрий Непринцев.
Судя по всему, «Сестры Кавос» были первой серьезной работой Александра Любимова. Итак, на картине мы видим двух молодых девушек, которые идут мимо решетки, за которой виден дом (возможно, городской особняк), по заснеженной городской улице. У них собольи шубки, шапки и муфты. Одна из девушек рукой в коричневой кожаной перчатке держит за ошейник небольшую породистую собачку (фокстерьера, скорее всего). Пес пытается вырваться от хозяйки и, оскалившись, заливается яростным лаем. Мы не знаем, что так взбудоражило собачку, но эмоции животного, его гнев и ярость, художник передает очень убедительно. К тому же собака придает достаточно статичной композиции определённую динамику. Сестры очень похожи друг на друга, особенно формой губ и бровей и разрезом глаз, но не близнецы. У них темные вьющиеся волосы, румяные с мороза щеки и яркие губы. Очевидно, что они здоровы, спокойны и счастливы. Вероятнее всего, Любимов был знаком с девушками, и, вполне возможно, даже влюблен в одну из них.
Между прочим, «Сестры Кавос» — это парный портрет, решенный достаточно оригинально в композиционном отношении. Девушки изображены рядом, с одинаковым поворотом голов и разворотом корпусов, так, что они не противопоставляются друг другу, а кажутся единым целым, как будто они из тех сестер, которые не соперничают между собой, а дружат.
Колористическая гамма полотна строится на противопоставлении теплых коричневато-желтоватых тонов (коричневый шубки девушек, охристый особняк, желтовато-коричневатые пятна на шкуре собаки) и холодных белых и голубовато-синеватых тонов тонов (синие окна дома, прутья решетки, голубовато-белые сугробы). Этот контраст создает атмосферу удивительного уюта и покоя. Картина написана тем самым «широким свободным письмом» с «богатством тоновых отношений», которое уже в молодости было характерной чертой творчества Александра Любимова.
Но, конечно, главная загадка этого полотна – личности девушек. Проблема в том, что сам художник, вполне благополучно проживший 76 лет (он умер в 1955 году), не оставил ни мемуаров, ни каких-нибудь записей, где хоть что-то говорилось бы об этом его портрете. Фамилия Кавос в русской художественной истории тесно связана с фамилией Бенуа (дедом Александра Бенуа по материнской линии был знаменитый архитектор Альберт Катеринович Кавос). Само семейство Кавос было весьма обширным, и большинство его членов так или иначе имели отношение к художественному миру. Так что девушки с портрета могли быть какими-то родственницами Александра Бенуа, его двоюродными или троюродными сестрами.
Например, на рубеже 19-20 века в Петербурге работала художница Екатерина Сергеевна Зарудная-Кавос, которая пользовалась успехом как портретистка. Известно, что у нее была сестра, которая вышла замуж за адвоката. Поэтому сейчас высказывается мнение, что Любимов мог быть знаком с обеими дамами и написать их двойной портрет.
Но на мой взгляд, эта версия не слишком убедительна. Во-первых, фамилию Кавос Екатерина Зарудная получила выйдя замуж за инженера Евгения Кавоса, кузена Александра Бенуа (кстати, Кавосом он был не по крови, поскольку его в раннем детстве усыновил архитектор Цезарь Кавос). Так что, если бы Любимов писал портрет Екатерины и ее сестры, то это был бы портрет сестер Зарудных, а не сестре Кавос.
Во вторых, девушки на портрет совсем юны. Самому Любимову на момент написания портрета было лет 26-27, а его модели выглядят еще моложе, лет на 20-25, тогда как Екатерине Зарудной в 1906 году было как минимум 35. Она уже считалась профессиональной художницей, к тому времени написала портреты историка Бестужева-Рюмина, поэта Владимира Соловьева, Максима Горького, Ильи Репина, актрисы Веры Комиссаржевской а также Розы Люксембург, с которой была лично знакома.
В Петербурге она была известна тем, что в доме на Кирочной, принадлежавшем ее мужу, она устроила салон в своей мастерской и принимала там весьма именитых гостей (у нее бывали Репин, Матэ, Ярошенко, Серов), а также и начинающих художников. Илья Репин, наставник Александра Любимова, вполне мог привести к ней и своего ученика. Впрочем, ее фаворитом был Александр Рылов, которому она безуспешно пыталась навязать свое покровительство. Рылов описывал ее в своих воспоминаниях как «симпатичную недурненькую брюнетку лет тридцати пяти» (а дело было как раз в середине 1900-х годов).
Так что я бы предположила, что Любимов бывал в доме Екатерины Зарудной-Кавос (она была очень гостеприимной хозяйкой), и там он вполне мог познакомиться с какими-то ее юными родственницами по мужу, а потом создать их портрет.
Эта картина, несомненно, принадлежит к выдающимся произведениями искусства. И ужасно жалко, что хранится она так далеко, в художественном музее Владикавказа.