Книга о начале ВОВ. Черновые отрывки. 22 июня. Часть 17.

Нет, конечно, гитлеровское командование и сам Гитлер не были дурачками, умственно неполноценными в медицинском смысле этого слова. Но если вы смотрели фильмы о войне, созданные при жизни Сталина, то вам должно было обязательно броситься в глаза явное несоответствие показанных там немцев образу умного противника. Они там почти карикатурные. Конечно, это глупая советская пропаганда так изображала немцев. Мы с вами и привыкли к этому утверждению, ставшему постулатом. Врала сталинская пропаганда. На самом деле гитлеровцы такие, как в фильме «Семнадцать мгновений весны». Ух, там папаша Мюллер – голова! Умный, опасный противник советского разведчика Исаева-Штирлица. Особенно доставляет то, как Штирлиц выкрутился насчет отпечатков своих пальцев на чемодане с рацией. Самому шефу гестапо мозги запудрил. Будь на месте шефа гестапо обычный оперативник из Смерша, я бы посмотрел, как бы он оценил алиби Штирлица. Даже у создателей этого сериала, имевших явное намерение изобразить противника максимально умным, получилась карикатура, родившая многочисленные анекдоты. Всё правильно. Как вы не старайтесь изображать идиотов умным противником, у вас только карикатура и может получиться.
Никто, разумеется, в советском руководстве никогда не скрывал, что на нашу страну напал сильный и опасный враг, что это нападение всерьез угрожало самому существованию СССР. Только сильный и опасный не синонимы умному. Еще раз – обладание людским и промышленным потенциалом всей Европы делало гитлеровское нашествие опасным для страны. Если бы этот потенциал оказался в руках умного противника, нашествие стало бы для СССР фатальным. И страна под руководством Сталина готовилась встретить умного противника в лице гитлеровцев, все расчеты советского военного командования строились на том, что немцы выберут самый грамотный, реальный план поражения СССР.
Именно на такое развитие событий, основанное на предполагаемом реальном плане немцев, рассчитывало советское руководство, но столкнулось с действиями противника, которых никак не ожидало. Так называемые, победы вермахта в начале войны именно этим и обусловлены. Ситуация примерно такая же, которая часто возникает среди шахматистов, когда опытный гроссмейстер сталкивается с начинающим любителем, не зная того, что соперник из шахматной премудрости освоил только «ход конем». В таких случаях часто случается, что гроссмейстер на первых ходах начинает терять и значимые фигуры, не понимая, что происходит на доске, подозревая за ходами дилетанта какой-то хитрый план. Потом доходит – да он же играть не умеет!
«Гитлеровские дурачки из Берлина» - это характеристика самого Сталина, данная «шахматистам» 6 ноября 1941 года. Вроде, идет операция «Тайфун», враг Москве угрожает, но наш Главнокомандующий произносит эти слова – «гитлеровские дурачки из Берлина». И даёт оценку планам немецкого командования:
«Предпринимая нападение на нашу страну, немецко-фашистские захватчики считали, что они наверняка смогут «покончить» с Советским Союзом в полтора-два месяца и сумеют в течение этого короткого времени дойти до Урала. Нужно сказать, что немцы не скрывали этого плана «молниеносной» победы. Они, наоборот, всячески рекламировали его. Факты, однако, показали всю легкомысленность и беспочвенность «молниеносного» плана. Теперь этот сумасбродный план нужно считать окончательно провалившимся».
Легкомысленность, беспочвенность, сумасбродный план.
Жора-Победоносец с этим не согласен. «Разве мы с дурачками воевали?». Как же, не у дурачков ты, конечно, отбил станицу Крымскую!
Мы с вами теперь уже знаем в деталях весь план «Барбаросса», план блицкрига, молниеносной войны против Советского Союза. Хотя, у нас еще путают сам блицкриг с его инструментом. Тот же Исаев считает, что блицкриг – это удары механизированных подвижных групп на большую глубину с окружениями войск противника. На самом деле, это только тактика блицкрига и далеко не обязательная для него. Блицкриг, как его задумывал Мольтке, это уничтожение основных сил противника до того, как он успеет провести мобилизацию. Это и есть план молниеносной войны.
Но для осуществления блицкрига необходимо главное условие – иметь перед собой основные силы противника, которые ты собираешься разгромить. Разгромить молниеносно. Так быстро, чтобы не дать противнику провести мобилизацию, лишить его возможности к сопротивлению.
Но наше командование знало, что его основные силы не находятся у границы, там немцам еще не чего особенно было и громить, кроме жидкого прикрытия. Более того, наше командование знало и том, что немцы располагают сведениями о наличии советских сил на границе, полеты немецкой разведывательной авиации над советской территорией носили характер почти демонстративный.
Какой дурак начнет осуществлять блицкриг, если для него нет цели – основных сил?
Представим себе, что немцы начали войну не так, как было, а как ждало наше командование, о чем в послевоенных мемуарах написано более, чем внятно: объявление войны и приграничные сражения.
В этом случае Гитлер мог рассчитывать, что советские войска вторых и третьих эшелонов начнут подтягиваться к границе, после завершения их концентрации выбрать места ударов, прорвать оборону и ввести в прорывы танковые группы, охватывая кольцами окружения части РККА. Именно то, что было сделано во Франции в ходе «странной войны».
Задачей советского командования было в этом случае не купиться так, как французы. Действовать именно так, как предлагал еще Фрунзе. Не подставлять под удар свои главные силы, отступать, заставляя противника растягивать коммуникации, ослаблять свой тыл. Запрет строительства на Западе новых предприятий и строительство предприятий-дублеров на Востоке, определенный директивой к пятилетнему плану в 1938 году, явно показывает, какой стратегии собиралось придерживаться Советское правительство в предстоящей войне.
Нужно еще учитывать, что советское руководство свои планы никогда и не скрывало, материалы съездов публиковались в газетах. Бери и читай, гражданин фюрер! Нет у тебя шансов ждать, что РККА подставится под блицкриг. В любом случае ты втянешься в затяжную войну. Единственная для тебя возможность – в ходе быстрого наступления, упредив вывоз на Восток промышленных предприятий, оккупировать Украину с ее главной тогда в СССР промышленной базой и выйти через нее к Кавказу, лишив СССР нефти, без которой «война моторов» не возможна. Другого пути победить СССР у Германии не было. При любом раскладе.
А что сделали немцы? Они начали осуществлять блицкриг против частей приграничного заслона, считая их основными силами РККА, планируя прорвать в центре фронт, а потом развернуть силы группы армий «Центр» на север и юг с целью охвата советский войск. Фронт они прорвали. Через две недели начальник германского Генштаба в блокноте записал: война выиграна, можно считать.
Но неожиданно перед прорвавшимися войсками группы армий «Центр» нарисовывается второй эшелон РККА. И в дневнике Гальдера появляется новая запись: Главком, Браухич, в подавленном состоянии. Кончился блицкриг…
Благодарю за поддержку
карточка Сбербанка 2202200535946089.
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582
|
</> |