«Клипот», 2023, мини-сериал. Почти по Достоевскому.

На свой страх и риск осмелюсь сделать ещё одно столь же волюнтаристское допущение. Сериал «Клипот» - второй известный мне фильм из серии, которую злые языки называют охранительными. Первый - «Спящие» Юрия Быкова. Помните, что с режиссёром сделала прогрессивная общественность после выхода сериала на экраны? Возможно, в случае с «Клипотом» пока что выбрана тактика умолчания. Но я, как человек далеко не прогрессивный, не могу молчать!

Место действия картины — областной центр Покровск (он же Ярославль). Не столица, конечно, но и здесь нашлись молодые оппозиционеры, ячейка которых уже готова повысить градус своего протеста и перейти к террористической деятельности. Состав её разнородный — есть выходцы из самых простых семей, есть творческая интеллигенция, есть айтишники и есть даже дочь местного губернатора. У всех в голове ветер, у всех — большое желание протестовать и маленькое понимание того, чего они хотят в итоге добиться. Их кредо, скорее, протест ради протеста, отрицание ради отрицания.
Группа эта собственными силами смогла бы, наверное, организовать несколько уличных акций, или же накопать в интернете компромат на власть и деньги имущих, но не более того. По своей интеллектуальной мощи это осовремененный «Союз меча и орала». Однако, при умелом руководстве, даже из такой безвкусной массы можно вылепить нечто остренькое. А вот теперь пришло время вспомнить Фёдора Михайловича. Центральными фигурами в романе «Бесы» были Ставрогин и Петруша Верховенский. В фильме они носят другие имена, но статусы их оставлены без изменений.

Антон Раевский (не намёк ли тут, заодно, и на декабристов?) - это Ставрогин, а Коля Шустов, соответственно, Петр Верховенский. Оба из местной элиты, оба получили образование за границей, и оба, приезжая в Россию, с брезгливой гримасой на лице видят вокруг только русскую хтонь. Антон — личность харизматичная и циничная. Прирождённый лидер, который не хочет им становиться хотя бы потому, что такой шаг уравняет его , в какой-то степени, с теми, которых он презирает. Опустит его до их уровня. Попользоваться кем-то допустимо, но не более того. Николай — человек активный, но начисто лишённый даже зачатков моральных принципов. Ему нравится играть судьбами этих недотёп, которых он, как и Антон, считает существами низшего порядка.
Николай - организующая и направляющая сила движения. При этом, он понимает, что участие Антона в деятельности организации придаст движению авторитет и силу, только вот Раевский выше земной суеты. На собраниях ячейки он иногда появляется, но связываться с этими нелепыми революционерами у него нет никакого желания.
Также, как и в романе, отец у Николая/Петруши — либерал, много говорящий, но мало делающий. Свою страсть к красному словцу он удовлетворяет на радиостанции «Апрель», руководителем которой он является и которую финансирует одна богатая местная дама. Апрель же, как известно, в наших краях месяц дождливый. (Намёк, надеюсь, понятен).
Вообще, если соотносить фильм со всем творчеством Достоевского в целом, то содержание сериала получит дополнительное звучание. Так, большое место отведено теме поиска Бога в мирской жизни. Формулировка, в итоге, получилась почти как у Достоевского - «если Бога нет, то Бог — это я!». Посредником между Богом и Антоном выступает молодая монашка. Фигура противоречивая и как она соотносится с религиозными канонами не мне судить. Скажу коротко - она сильно повлияла на сознание Антона. Более того, для спасения души молодого человека она даже хотела свести его со старцем, точно так, как и в романе. Но встреча не состоялась. Возможно, сценарист читал отцензурированную версию романа, в которой глава «У Тихона» отсутствует (шутка)? Судьба несчастного Шатова тоже нашла отражение в сериале. Как и извечный вопрос, что спасёт этот мир? Ответ на него даёт один из героев — любовь. Как это, оказывается, просто!
Достаточно о Достоевском, если будете смотреть, то сами увидите эти параллели. И не только те, о которых я сказал. Перейду к другой заявленной теме. Почему я считаю этот сериал охранительным. Во-первых, в фокусе критики оказалась оппозиция, а не власть. Тот же губернатор, например. Вполне положительный персонаж. Разве что жена бросает тень на его «светлый образ», но нельзя же делать из него ангела. Говорят они, конечно, те слова, которые мы слышим от власти в телевизоре, но таков замысел режиссёра — вложить в уста власти и оппозиции те штампы, которые они часто используют в реальной жизни.
Безусловно, власть (или элита, если расширить рамки) в фильме не идеализирована. Я хочу только сказать, что она хороша на фоне сложившейся в нашем кинематографе традиции показывать её преимущественно в негативном ключе. И не более того.
Озвучивается и мысль, что эта молодёжь — порождение образа жизни родителей, но мне такое однозначное решение сложной задачи не представляется убедительным. Да и деткам этим уже за двадцать. Пора бы перестать постоянно апеллировать к травмам детства и переносить свои обиды на весь мир. Хочешь переделать мир, но не можешь переделать себя? Так и начни с самого простого.
Смутил, правда, меня один момент. В советское время термин «зубатовщина» имел негативный оттенок. Что с этим у нас сейчас, я сказать не могу. Возможно, знак поменялся на плюс? Тогда другое дело. А, может, это сигнал для оппозиции, как внутренней, так и накапливающейся на восточных границах Запада? Чтобы они начали подозревать друг друга? Почему нет? Если сериал охранительный, то так и должно быть.
По тому, что я написал выше, понятно, что оценка сериала будет зависеть от политических установок зрителя. В фильмах такого рода обычно публицистический посыл важнее художественного. Но я бы не сказал, что художественная сторона здесь слаба. Считаю, что полезно посмотреть его представителям обоих сторон. И охранителям, и оппозиционерам. Понимая при этом, какая оппозиция здесь имеется в виду.
Перед тем, как поставить точку, вернусь к названию фильма. Процитирую Википедию:
Клипот, келиппот (ивр. קליפות, скорлупы) — понятие в каббале: богопротивные демонические силы или миры (ады), которые рассеивают божественный свет и питают бытие материального мира.
============