Китайский дворец. Анфилада парадных комнат
noveltour — 19.10.2023Я уже писала о том, как выгнала себя в сентябре посмотреть Китайский дворец в Ораниенбауме:) И даже показала личные покои Павла I, которые мы посмотрели в составе экскурсии. Но кроме половин Павла и Екатерины (на реставрации) вдоль всего дворца тянется анфилада парадных комнат, где проходили аудиенции, обеды, концерты и приемы. Как сказала гид, это был первый опыт императрицы-заказчицы и ей все было интересно. Отделка большинства помещений европейская — в стиле рококо. И наиболее аутентичным в этом плане является Зал муз.
Изящный и праздничный "Зал Муз", который предназначался для концертов, открывает анфиладу парадных залов Китайского дворца с восточной стороны. Он симметричен Большому Китайскому кабинету, находящемуся в западном корпусе дворца. Источник
Изначально зал назывался «Живописной галереей» за росписи Стефано Торелли, которыми покрыты стены и падуги. На плафоне потолка сцена из мифа о рождении Венеры, когда она выходит из пещеры и ее встречают грации. Искусствоведы считают, что «Зал муз» — классика стиля рококо.
Из Зала муз можно выйти в парк или в Голубую гостиную. Она получила свое название за стены, затянутые голубым шелком, но до нас они не дошли. Бывшие владельцы Китайского дворца сняли шелк в середине 19 века. А название осталось.
Голубая гостиная украшена живописью 18 века, в частности, на одной из стен — «Похищение Европы» кисти Франческо Альбани, на плафоне потолка — «Время и знание» Франческо Цуньо. В числе десюдепортов - «Амфитрита» и «Нептун» Я. Гуарана и «Итальянский пейзаж» Ф. Цуккарелли, над зеркалом - картина «Два амура» кисти неизвестного художника.
За Голубой гостиной, если двигаться к Большому залу, расположен Стеклярусный кабинет. Свое название он получил за панно из стекляруса (особый вид бисера). У него есть еще и историческое значение — его создание велось уже при Екатерине-императрице, т.е. после 28 июня 1762 года. Вышивали панно русские мастерицы под руководством француженки Мари де Шель. Стеклярус тоже наш — его изготовили на Ломоносовской мозаичной фабрике, располагавшейся поблизости от Ораниенбаума. Рамы для панно вырезаны из цельного дуба, их создали русские резчики по дереву. Изначально пол кабинета был сделан из смальты, но под воздействием близких грунтовых вод он потрескался, как и искусственный мрамор в остальных помещениях, и его заменили на паркет.
Стеклярусный кабинет располагается рядом с Большим залом, это главное помещение всего дворца. Отделку его стен составляет искусственный мрамор и живописные полотна.
В "Большом зале" представлены произведения Стефано Торелли. Зал украшен такими работами этого мастера, как «Юнона с Гением», «Похищение Ганимеда», «Селена и Эндимион», а также плафонами «Триумф Марса» и «День, прогоняющий Ночь». Источник
Над двумя выходами из Большого зала (в Стеклярусный кабинет и в Штукатурный покой) расположены мраморные барельефы Петра I и императрицы Елизаветы работы Марии Колло. Медальоны под барельефы изготовлены русскими мастерами Козьмой Котельниковым и Федором Бирюковым из смальты, золоченой меди и эмали.
Если в Стеклярусном кабинете Екатерина принимала высоких гостей, то Штукатурный покой был предназначен для отдыха и интимных бесед. Как рассказала наш гид, Китайский дворец изначально назывался Голландским домиком и был меньше в размерах. Именно здесь Екатерина будучи принцессой встречалась со Станиславом Понятовским — будущим польским королем и новым фаворитом вместо высланного Сергея Салтыкова. Все живописные холсты, украшающие стены Штукатурного покоя, посвящены теме любви: С. Торелли «Селена и Эндимион», Пьетро Ротари «Афродита и Адонис», Анжелика и Медор - Д.Чиньяроли, на десюдепортах — «Венера» и «Тоскующий Марс» кисти Торелли.
Из царства любви Штукатурного покоя мы переходим в сказку — это два последних парадных помещения: Китайская комната и Китайская галерея. Их интерьеры далеки от настоящего Китая, поскольку представляют собой вольную фантазию русских мастеров на китайскую тематику. Стены Китайской комнаты затянуты зеленым шелком, расписанным птицами, бабочками и цветами. Его восстановили реставраторы по имевшимся образцам. Мебель, вазы и украшения настоящие, сделаны в Китае и Японии в 18 веке.
На паркете Китайской комнаты есть даже иероглифы. В отличие от кабинета Павла I никакого смысла в них нет, это просто стилизация, сделанная русскими наборщиками.
Завершается анфилада парадных комнат Китайской галереей. Это был любимый зал императрицы. Деревянные панно на стенах в количестве 12 штук выполнены в технике деревянной мозаики (маркетри). По распоряжению императрицы в 1762 и 1775 году в Китай была отправлена специальная миссия за предметами для оформления Китайской галереи. Были привезены лакированные черные стулья с золотым орнаментом, черные и красные лакированные шкатулки, деревянные скульптуры, бронзовые курильницы, фарфоровые вазы. И странным предметом посреди всего этого восточного великолепия смотрится английский бильярд, который якобы был заказан еще Петром I и находился в Меншиковском дворце. Сама Екатерина в Китайской галерее предпочитала играть в карты.
Это не все помещения Китайского дворца. Личные комнаты Екатерины II в этом году были на реставрации и нам их не показали. Гид обещала, что в следующем году их должны открыть для посетителей. Вполне возможно, что я в какую-нибудь осень отвезу себя в Ораниенбаум, чтобы на них посмотреть:)
|
</> |