Китайские минные крейсера (часть 1)

топ 100 блогов sergiovillaggio11.01.2022 Давненько я ничего не писал про ужасно интересный и ужасно неизвестный китайский флот. Между тем, подобралась непохая информация по всем трем типам минных крейсеров, у него имевшихся. Посему, приступим...
Сначала, наверное, самый известный из них. Все фотографии и схемы в той или иной степени кликабельны.

Китайские минные крейсера (часть 1)
Минный крейсер "Фэйтин" в Гибралтаре по пути в Китай, 2 июля 1895 г.

Заложен в 1887 г. на верфи «J.Samuel White» в Коузе (заводской номер 746) по проекту Сэмюэля Уайта по частной инициативе как экспериментальный «200-футовый ловец миноносцев (torpedo catcher) со скоростью более 20 узлов» под названием «Sea Serpent». Ожидалось, что скорость в полном грузу составит не менее 22 уз при водоизмещении 300 т. Спущен на воду в 1888 г., после чего постройка была остановлена. Перекуплен фирмой «Армстронг» 21.03.1894 для достройки с целью последующей продажи иностранному заказчику, получив заводской номер 621.

Согласно первоначальному проекту, «Sea Serpent» имел длину по ватерлинии 60,73 м, ширину 7,01 м и осадку 1,83 м, однако в ходе достройки на верфи в Эльсвике получил дополнительные подкрепления корпуса, высокий фальшборт и более мощное вооружение, что привело к увеличению ширины на 0,2 м и осадки на 0,6 м.

Очень необычным оказался внешний вид корабля. Стальной гладкопалубный корпус с выраженной седловатостью, имел таранный форштевень и зауженную «каноэобразную» корму. Вся центральная часть, включая носовое  и кормовое орудия главного калибра, на всю ширину была закрыта высоким фальшбортом, что должно было уменьшить заливаемость низкобортного корабля и, тем самым, повысить мореходность. Вокруг орудий фальшборт выполнялся откидным, а в местах установки торпедных аппаратов в нем имелись крышки. Дымоходы котлов выводились в две узкие и высокие дымовые трубы, расположенные поперек корпуса. Позади них, примерно в центре палубы, размещалась двухъярусная надстройка с ходовым мостиком. Боевая рубка имела 45-мм бронирование.

Вооружение включало два 3¾-дюймовых 25-фнт скорострельных орудия Армстронга со щитами и четыре 47-мм пушки Гочкиса. 350-мм торпедные аппараты – системы Уайтхеда; один из них размещался в форштевне, два других были палубными поворотными двухтрубными (по другим данным – однотрубными).

Силовая установка изготовлена фирмой «Belliss & Co» и рассчитывалась на мощность 2000 и.л.с. при естественной тяге или 3000 и.л.с. при форсированном дутье; соответственно, скорость должна была составлять 18 или 20 уз. На испытаниях в 1890 г. с 50 тоннами угля на борту «Sea Serpent» показал 1695,2 и.л.с. и 18,66 уз при естественной и 2932 и.л.с. и 21,45 уз при искусственной тяге.

6.08.1894 корабль был приобретен Джоном Палмером, действующим в качестве агента китайского правительства, однако из-за японо-китайской войны оставался на верфи до 23.06.1895, когда отправился в Китай с английским перегонным экипажем. 21.10.1895 прибыл в Дагу, получив наименование «Фэйтин» (飛霆, Летящий гром). Официально классифицировался как торпедно-канонерская лодка (юйлэй паоцзянь).

Китайские минные крейсера (часть 1)
Китайские минные крейсера (часть 1)
Китайские минные крейсера (часть 1)
Три снимка "Фэйтина" у достроечной стенки верфи "Армстронг" в Эльсвике

Китайские минные крейсера (часть 1)
Минный крейсер "Фэйтин" - кормовое орудие о торпедный аппарат

В ходе подавлении «Боксерского» восстания в Китае, 17.06.1900 захвачен объединенными силами Великобритании, Франции, Германии и России в доке Дагу, где находился под контролем русского командования до 19.12.1902, когда был возвращен Китаю с разобранными машинами и разукомплектованным вооружением. Оставался в доке в небоеспособном состоянии до 1907 г., после чего был отремонтирован и в 1909 г. возвращен в строй. Участвовал в революционных событиях 1911-1913 гг. К 1920 г. пришел в полную негодность и был исключен из состава флота.

Дальнейшая судьба достоверно не установлена. Согласно наиболее правдоподобной версии, в 1928 г. корабль был переименован в «Ушэн» (武勝, Воин-победитель), отремонтирован и вновь введен в строй в качестве гидрографического судна без вооружения. К тому времени мощность силовой установки упала до 900 и.л.с., скорость – до 11 уз.  Тем не менее, ввиду сильного износа в 1935 г. выведен из эксплуатации и 11.08.1937 затоплен на р. Янцзы у Цзянъиня с целью заграждения фарватера.

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение нормальное 323 т, полное 401 т;
длина между перпендикулярами 60,23 м, наибольшая 63,63 м, ширина 7,21 м, осадка 2,42 м;
2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 локомотивных котла;
мощность 3000 инд. л.с.;
скорость 20 уз;
запас угля: нормальный 50 т, полный 90 т;
вооружение: два 95-мм/40 орудия, четыре 47-мм/40 пушки, пять 350-мм торпедных аппаратов (2×2 и 1×1);
экипаж 92 чел.

Китайские минные крейсера (часть 1)
Китайские минные крейсера (часть 1)
Две схемы "Фэйтина": первая - из книги Брука, корабль показан с двухтрубными торпедными аппаратами, вторая - из Warship Imternational", торпедные аппараты однотрубные.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Чиновники уверяют, что сбор денег в украинских школах - дело добровольное. В моем понимании, это означает, что никто не в праве "просить" сдавать бабло ежемесячно, да еще и озвучивать сумму. Ниже записка, которую принес из школы ребенок моих ...
Не так давно приобретал по просьбе другому человеку билет на One-Two-Trip (Он же Билетикс и Випсервис). Собственно, выбор этого сервиса был для меня не типичен (для себя там ничего не приобретал), но здесь была связка из Победы и Уральских одной бронью. В общем, были на то причина. А ...
Оригинал взят у isurok в Олимпиада глазами иностранцев. Вчера знакомая швейцарка прилетела из Сочи. Она выражает все происходящее там свежеузнаным словом "писдетс". Дорог нет, ничего не готово. Она со своей конторой будет там заниматься едой для спортсменов. Олимпийский ...
На ...
В декабре лучше дружи с одеялом, спрятавшись от всех на время. В.Понкин. #сделановнейросети ...