Китайская Шанель по имени Гуо Пей

Гуо Пей - единственный китайский дизайнер, который входит в парижскую Федерацию высокой моды (Chambre Syndicale de la Haute Couture), организацию, которая решает, какие бренды считаются от кутюр, а какие нет. Мода от Гуо Пей головокружительна, это скорее искусство, чем модная одежда. Волшебство, фантазия, сон. Мода Гуо Пей рассказывает историю Китая, которая переплетается с викторианской Англией, Америкой 1920-х годов и восточными сказками Тысячи и одной ночи.

Платье из коллекции 2016 года по мотивам китайского фарфора
Гуо Пей родилась в Пекине в 1967 году, через год после начала Культурной революции. Отец Гуо был бывшим командиром батальона Народной армии, а мать работала воспитательницей в детском саду, они оба были членами Коммунистической партии Китая. В детстве Гуо костюмы Мао считались единственно правильной формой одежды. Дизайнер вспоминает, как в детстве отец выбросил ее эскизы и картины в мусор.

Отлитый в фарфоре "костюм Мао".
Кстати, 1960-х годах советником моды в Китае был не кто иной, как Пьер Карден. Из-за симпатии к коммунизму его называли "красным" дизайнером. Он помогал местным швейным фабрикам выбирать фасоны, в которых гражданам предстояло строить коммунизм.
Властям он нравился из-за того, что создавал футуристическую одежду, которая не была похожа на европейский кутюр. Китай отрицал все "западное" и заменял его "отечественным". Но "индивидуалистическая" концепция моды противоречила самой сути коммунизма, потому вся страна носила костюмы, как у Великого кормчего. В такой же одежде ходили, в основном, и родители Гуо-коммунисты.

Бывшая первая леди Китая Хэ Цзычжэнь и Мао Цзэдун
В этом мире серости и однообразия росла будущее "Национальное достояние Китая". Но к счастью для Гуо и всего модного мира у Гуо была бабушка. С двух лет девочка помогала маме шить одежду к зиме, и сам процесс шитья ей очень понравился.
"Моя бабушка научила меня элегантности. Каждую ночь, когда мне было четыре или пять лет, она описывала платья, которые женщины носили в старые времена, и я представлял их себе перед тем, как заснуть. Она рассказывала мне, как нитками вышивала цветы на своей одежде. Тогда у нас еще не было фотографий, но в своем воображении я представляла прекрасные наряды", - рассказывает Гуо.
В восемь лет Гуо попросила купить ей желтое платье, взрослые были очень рассержены, поскольку желтый цвет был запрещен.
Когда Гуо закончила школу, то пошла учиться в Школу легкой промышленности, которую закончила со степенью в области дизайна одежды.
После школы Гуо Пей устроилась на работу в одну из первых в Китае частных фирм производителей одежды, которую покинула в 1997 году, чтобы создать свой собственный модный бренд.

В начале 2000-х репутация Гуо Пей начала расти, она получила заказ на создание одежды участников для летних Олимпийских игр 2008 года. Например, Гуо Пей создала платье фолк-певицы Сун Цзуин, которая выступала вместе с Пласидо Доминго на церемонии закрытия Летних Олимпийских игр 2008 года. Она так же создавала костюмы для ежегодного гала-концерта Spring Festival, проводимого Центральным телевидением Китая (до сих пор 90% нарядов для этого мероприятия выпускается в мастерской Гуо Пей).
В 2006 году Гуо Пей провела свой первый показ от-кутюр на Китайской международной неделе моды под названием "Самсара" (Реинкарнация), вдохновленный ее опытом посещения Французского военного музея в Париже. Гуо Пей была очарована замысловатыми деталями и узорами вышивки на мундирах Наполеона.
"Война привела к огромным человеческим жертвам. Солдаты отдали свои жизни за страну. Они носили роскошную военную форму и демонстрировали достоинство. Меня очень это тронуло, я хотела выразить своей коллекцией интерпретацию истины течения времени и реинкарнации жизни", - рассказывала дизайнер.
Одно из платьев этой коллекции - "Маленькое золото" - в конце прошлого года было выставлено на Sotheby's с еще тремя платьями Гуо Пей.


В 2009 году на Неделе моды в Китае Гуо Пей ошеломила публику своей коллекцией "One Thousand and Two Nights". На создание этой коллекции Гуо Пей вдохновила поездка в Иран, где ее поразила мощная арабская культура, и она решила создать продолжение сказки "Тысяча и одна ночь" с китайским колоритом. Коллекция состоит из экстравагантных платьев, которые представляют модели, превращающиеся из принцесс в королевы. По мере того, как они становятся старше, нагрузка становится тяжелее, поэтому платья становятся длиннее, сложнее и тяжелее.
Продемонстрировать последнее платье на ее показе, то есть самое сложное и тяжелое платье королевы, Гоу Пей пригласила легендарную модель Кармен Делль‘Орефиче, которой тогда было 78 лет (потрясающая женщина).

Все детали коллекции от прически до обуви продуманы до мельчайших подробностей. Это не платья для земных женщин, это одежда для сказочных фей, которые существуют только в снах или фантазиях, - такое возникает впечатление, когда смотришь на эти творения портновского искусства.




Или оживший вдруг цветок

В 2008 году Гуо создала канареечно-желтое платье с большим круглым шлейфом, отороченное желтым мехом и вышитое серебряными цветочными узорами. Ее команде потребовалось около 50 000 часов в течение двух лет, чтобы создать это изделие, которое весит около 25 кг.
В 2015 году певица Рианна искала для себя наряд для китайского гала-вечера в Нью-Йорке, и наткнулась на это творение. По словам Гуо, когда ее спросили о возможности надеть ее платье, она согласилась на предложение, но опасалась, сможет ли певица выдержать вес платья. Рианна произвела фурор, когда она появилась на красной дорожке в платье от Гуо Пей.

Фотография Рианны в этом платье была размещена на первой странице журнала Vogue. Многие другие модные издания взахлеб рассказывали о платье. В социальных сетях появились мемы, которые сравнивали шлейф платья с омлетом или пиццей. Освещение в сетях дало возможность Гуо Пей стать известной среди западной аудитории.

В 2014 Гуо пей работала над костюмами для фильма The Monkey King

В 2015 году Гуо Пей участвовала в выставке под названием China: Through the Looking Glass в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Эта выставка побила рекорд по посещаемости музея, и даже были продлены сроки ее работы. Среди 140 экспонатов выставки шелковое платье от Гуо Пей стало центральным экспонатом.

В этом же, 2015 году, Гуо Пей выпустила небольшую коллекцию платьев под названием Garden of Soul (Сад души). Шелковые вышитые платья украшены рисованными узорами, пайетками, кристаллами Сваровски, бисером и латунными цветами. Головные уборы и букеты изготовлены из бисера, кристаллов и латунных цветов.



Первой коллекцией Гуо Пей, представленной в рамках Недели моды в Париже, стала коллекция Весна-Лето 2016. На мой взгляд, модели слишком "китайские", перегруженные традиционными китайскими мотивами: вышивка по шелку, кисточки, нагрудники.

Я такие вещи носить не буду, хотя, конечно, красиво, нежно и женственно.

Гуо Пей и сама понимает, что ее предназначение не просто модные модели от кутюр с китайской "изюминкой", а модные театральные представления, где она дает волю своей фантазии, а зрители ахают от восторга. Такой коллекцией уже была ее следующая коллекция Spring 2017, которая называлась "Legend". Эта коллекция была вдохновлена фресками собора Санкт-Галлен в Швейцарии, который был крупнейшим научным и культурным центром средневековой Европы.
Предыстория создания коллекции такая:
Гуо приехала в городок Санкт-Галлен, чтобы встретиться с производителем текстиля премиум-класса Якобом Шлепфером. Вместе они разработали сияющую золотую ткань Look 17 из металлического волокна и шелковой нити. Мотив росписи был взят из архивных рисунков купола собора. Когда Гуо была в Париже со своей предыдущей коллекцией, на рынке Сент-Уан она наткнулась на большой запас редкой золотой нити для вышивания, которую позже она использовала для своей многослойной вышивки и вышивки бисером.
Благодаря посещению собора, Гуо глубоко погрузилась в изучение монархической и церковной европейской одежды и разработала 19 творений, на создание которых ушло два года.
Гуо Пей представила свою необычную коллекцию в Консьержери, где Мария-Антуанетта была заключена в тюрьму перед казнью. "В платье, специально сшитом из фосфоресцирующей ткани, последняя королева Франции призрачно вернулась, пройдя по темному подиуму, чтобы открыть показ", - пишет Vogue.

Все модели выступали на высоких платформах и изображали средневековых королев или див эпохи барокко. Именитые стилисты и историки моды не могут прийти к единому мнению, кого представляет каждый образ коллекции. Некоторые находят в обликах, представленных в моделях, что-то божественное, другие предполагают, что Гуо думала о современных дивах, конструируя свои творения. В любом случае модели эпичные. Во многих моделях использована прозрачная ткань с изображением фресок собора.




Модные загадки
Нижняя часть костюма похожа на латы. Королева-воительница?

У одной из королев - хрустальный шар на голове. Королева-прорицательница?

Королева-монахиня?

Принцесса с поясом целомудрия, прикрепленным к розовым брючкам, обтягивающим бедра, кажется слегка провокационной, но не выглядит пошло.

А еще на показе была Кармен Дель'Орефиче, ей уже исполнилось на тот момент 85 лет. "Она — королева моделей", — сказала Гуо после показа. - "У нее есть дух королевы, а также дух самоотверженности и преданности". В сопровождении двух слуг, одетая в кроваво-красное платье с каскадами кристаллов, она представляла собой великолепное царственное зрелище.

Еще более загадочная коллекция Гуо вышла в 2019 году. "В детстве я часто думала о смерти, Куда мы попадем? Я думаю, об этом думают многие", - сказала дизайнер на показе. Судя по этим словам, коллекция представляет загробную жизнь. А может быть не представляет. Прямо об этом не сказано.
Например, в вышивке этого платья смешаны слоники, вороны, половины колес и много чего еще - коды жизни и смерти?

Что символизирует этот кринолин 17-го века с миниатюрными куклами без инструкции по расшифровке не разобраться.

Показы коллекции Гуо Пей Spring-Summer 2020 под названием Himalaya были отменены из-за Covid-19.
Хотя коллекция была вдохновлена Гималаями, дизайнер никогда не была там. Как когда-то в детстве по рассказам бабушки она рисовала в своем воображении прекрасные платья, так и коллекцию Гималаи, Гуо создавала по своим представлениям о Гималаях, как о символическом месте, полном тайн. "Мне нравится высота Гималаев, ее связь с небом, вершины, кажется, возвышаются над миром", — объясняет она. - "И мне нравится белизна, святая белизна, которая соединяет горные вершины с небом. Белые снежинки легко плывут, белые горные вершины стоят крутыми и одинокими. Ослепительно-белые Гималаи, такие чистые, что они подобны душе и духу".

Гуо вышила традиционные буддийские тханки на восстановленных старых тканях. Будды трех царств и тайны круга жизни были изображены трехмерными узорами из золотых нитей на толстой парче. Ткань разрезалась на накидки с трубчатыми рукавами, которые волочились по полу, или на манто, полностью обшитые белыми лентами тюля, которые завивались в розетки, чтобы напоминать мягкий белоснежный мех. В представлении дизайнера это символ чистоты

В моделях Гуо часто можно увидеть синий цвет. Синий может быть основным цветом или акцентом в деталях, но то, что французы называют l'heure bleue, - любимая идея Гуо.
Синий час - это период между днем и ночью, когда небо почти полностью заполняется более темным синим цветом, чем голубое небо. Говорят, именно в этот момент начинают петь птицы и аромат цветов становится особенно интенсивным.
На создание этого царственного одеяния Гуо Пей вдохновили британские королевские костюмы прошлого.

Гуо Пей называют Императрицей моды
Большинство моделей Гуо предназначены для выставок и музеев, а не для ношения. Это настоящие произведения искусства.

Юбка изготовлена из бамбука, золотой фольги, шелка, металлизированного кружева и украшена стразами Swarovski, бусинами из смолы и пайетками из смолы, сплетенными в технике плетения. На работу ушло 10 000 часов.
Конечно, как любой модный дизайнер, Гуо Пей шьет и для земных людей. Одевает она, в основном, тех, кто хочет одеваться так, чтобы быть в центре внимания. Среди ее клиентов певицы, актрисы, участницы конкурсов красоты, известные исполнители. Леди Гага была в восторге от платьев Гуо и даже позаимствовала три из них, но носить их не смогла. Для нее они оказались
Для китайских звезд пройтись по ковровой дорожке в платье от Гуо Пей (цены у Гуо заоблачные, как и ее фантазия) - вершина успеха.

Китайская актриса Фань Бинбин на Канском фестивале в платье от Гуо Пей

Китайская актриса Чжао Лиин в платье от Гуо Пей
С момента основания своего бизнеса Гуо разработала множество свадебных платьев для своих клиентов. Ежегодно бренд принимает около 1000 индивидуальных заказов, пятая часть из которых — свадебные.
"Свадьба - самый важный момент в жизни многих людей. Вот почему они хотят надеть что-то особенное по этому случаю. Раньше большинство из новобрачных заказывали платья в западном стиле, а некоторые из них просили ципао для второго или третьего наряда во время церемонии", — рассказывает Гуо. - "В западной моде у вас есть свадебные стили, такие как викторианский или "русалка". В то время ципао был единственным стилем, который у людей ассоциируется с китайской свадьбой. Но я не думаю, что он достаточно великолепен для свадеб. Так у меня появилась идея, что я должна создать собственный свадебный наряд в стиле современного Китая".
В 2009 году Гуо предоставилась возможность сшить свадебное платье для клиентки, которая родилась в Шанхае, выросла в Пекине и вышла замуж в Гонконге.
"Ко мне приехала ее свекровь из Гонконга. Она принесла мне тот самый свадебный наряд, в котором вышла замуж пять десятилетий назад, сложенный в маленькую металлическую коробочку. Меня очень поразило, что набор расшитых серебром нарядов в стиле Чаочжоу может поместиться в такую коробку размером с коробку из-под печенья. Хотелось думать, что я сделала себе карьеру в Китае, но я впервые увидела что-то столь прекрасное так близко. Она хотела, чтобы я изменила этот наряд для моей клиентки, чтобы будущая невеста могла надеть его на церемонии в Гонконге. Она просила об этом всех портных в городе, но никто не осмелился прикоснуться к нему, так как он был слишком дорог. Я была взволнована вызовом. Я хранила это изделие четыре месяца, чтобы изучить технику вышивки, и еще несколько месяцев потратила на то, чтобы завершить переделку", — вспоминает Гуо.
В тот момент, когда Гуо вернула платье семье, по ее словам, голос из глубины ее сердца сказал ей, что "именно так должны выглядеть свадебные наряды в современном Китае", хотя в то время ее никто не поддержал. Даже ее муж.
Гуо работала три года, чтобы представить свою свадебную коллекцию переосмысленных свадебных платьев. Вскоре посыпались заказы. Несмотря на огромную цену (314 300 долларов) свадебные платья Гуо пользуются в Китае огромной популярностью не только среди богатых и знаменитых. Китайское свадебное платье снова становится семейной реликвией.

Слева - китайский актер Хань Гэн с женой Селиной Джейд. Справа - китайский актер Чен Сяо и актриса Мишель Чен. Обе пары женятся в переосмысленных китайских традиционных свадебных ансамблях от Гуо Пей.
Создание нарядов Гуо Пей происходит в Rose Studio, в которой сейчас работает 500 человек (в трех местах, в том числе за пределами Пекина). Большинство из 25 сотрудников, которые начинали вместе с Гуо, до сих пор продолжают работать.

Внешне здание похоже на обычную фабрику рядом с унылым промышленным парком. Внутри же дорого-богато, лестница, естественно, с драконом. Изделия Гуо размещены, как на выставке или в музее. На верхнем этаже работают десятки портных, закройщиков, сапожников и швей.

В издательстве Rizzoli Electa вышла книга о Гуо Пей Guo Pei: Couture Beyond. В книгу вошли снимки нарядов китайского дизайнера, сделанные студией Howl Collective.



Гуо замужем за Цао Бао Цзе, также известным как Джек Цао, торговцем текстилем. Муж Гуо курирует брендинг и деловую сторону лейбла Гуо. У пары две дочери.

|
</> |