"Китай это загадка, упакованная в тайну, спрятанную в непостижимость" (c)

Радикальная секретность Си Цзиньпина
Си Цзиньпин никогда не давал пресс-конференций. Он является главой правящей Коммунистической партии Китая — колоссальной, разветвленной политической машины с 96,7 миллионами членов — и все же у него нет пресс-секретаря.
Его офис не объявляет заранее о его внутренних поездках. Он не пишет в твиттере.
То, что официальные СМИ называют важными речами, обычно публикуется только через несколько месяцев после того, как Си произнес их на закрытых форумах. Даже в этом случае опубликованные версии могут быть бледными переработками документов, которые распространялись внутри компартии.
В наши дни почти всё, что делает Китай, имеет глобальные последствия, но его внутренние дебаты и процессы принятия решений почти полностью скрыты.
Ни одна из местных или зарубежных книг о Си Цзиньпине не может ясно объяснить, почему партия выбрала Си в качестве преемника Ху Цзиньтао в 2007 году. Было ли это потому, что Си считался независимым от основных конкурирующих фракций партии? Повлияли ли его революционные семейные корни на голосование в его пользу? Поддержал ли его совет старейшин партии? Кто вообще входит в совет старейшин? Они вообще когда-нибудь встречаются?
Жесткость Си шокировала многих в системе и до сих пор шокирует. На какие сделки ему пришлось пойти, чтобы добиться своего? В конце концов, Коммунистическая партия - это прежде всего политическая машина.
Писать современную историю Китая достаточно сложно. Например, западные исследователи обычно приписывают Дэн Сяопину открытие страны для рыночных реформ в конце 1970-х годов.
Однако историки Уоррен Сан из Университета Монаша и Фредерик Тейвес из Сиднейского университета убедительно указывают, что важные реформы проводились до того, как Дэн пришел к власти в 1978 году.
Согласно их исследованию, предшественник Дэна, Хуа Гофэн, привел в действие почти всю политику, которую сейчас приписывают Дэну. Конечно, Дэн был важен, но он обладал неотъемлемым качеством сильных китайских лидеров. Он позаботился о том, чтобы история была написана в его пользу, превратив Хуа в незадачливого лидера, который препятствовал переменам — обратная сторона правды.
В течение последнего десятилетия Китай ограничивал доступ к своим архивам. В 2013 году министерство иностранных дел разместило около 90 процентов своей коллекции вне досягаемости. Сейчас эти архивы вообще закрыты для публики.
Ограничение доступа к источникам, официальным и иным, происходит параллельно с введением нового уголовного преступления “исторического нигилизма”, которое может быть использовано для подавления любой версии прошлого, которая не нравится партии.
В 2021 году китайский интернет-регулятор, несомненно, пытаясь выслужиться перед Си Цзиньпином в преддверии 100-летия партии, объявил, что удалил 2 миллиона сообщений, содержащих “вредные” обсуждения истории на сайтах социальных сетей, таких как Weibo и WeChat.
|
</> |