Китай единственный останется в плюсе
storm100 — 20.04.2020 Экономика КНР получила тяжелый удар, но уже восстанавливается, причем достаточно активно, отмечает глава Института стратегического анализа Игорь Николаев.© Фото: pixabay.com
Драйвером роста станет китайский внутренний рынок.
ВВП Китайской Народной Республики, по официальным данным государственного статистического бюро КНР, под влиянием пандемии коронавируса в первом квартале текущего года упал на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2019. Такого удара китайская экономика не испытывала последние 28 лет, в течение которых шел ее практически непрерывный рост.
О том, является ли произошедшее временным явлением или наоборот долгосрочным трендом и как это может повлиять на российскую экономику, обозреватель «Росбалта» поговорил с директором Института стратегического анализа Игорем Николаевым.
— Что, на ваш взгляд, означает падение экономики Китая почти на 7% в первом квартале текущего года для мировой экономики в целом? Можно ли сейчас спрогнозировать, что будет, если во втором квартале, а тем более в целом по году ее отскока в положительную сторону не произойдет?
— Отскок китайской экономики в положительную сторону уже происходит и достаточно интенсивный. Объем грузовых авиаперевозок на внутренних линиях уже превысил докризисные показатели. То есть, экономика КНР достаточно активно восстанавливается, но безусловно, показатели по итогам текущего года не будут на уровне 6% как в 2019. Тем не менее, думаю, что китайская экономика, скорее всего будет единственной, кому удастся удержаться в положительной зоне.
— Но это, насколько я понимаю, будет возможно только за счет внутреннего рынка, поскольку внешние рынки откроются, вероятно, еще не скоро?
— Да, китайцы может быть восстановились бы и быстрее, но сдерживающим их фактором будет то, что происходит в мире. И с эпидемиологической точки зрения улучшение ситуации будет более медленным, и кроме того Китай сильно зависит от внешних факторов, поэтому его восстановление тоже будет не быстрым, поскольку вовне еще достаточно долго будет негативная динамика. Тем не менее, за счет внутреннего рынка рост экономики КНР по итогам 2020 года удержится в районе где-то от 0% до 1% ВВП. Но это будет значительно лучше, чем во многих других странах.
— Можно ли говорить о том, что сегодня с Китаем происходит то же, что случилось с Японией, которая после Второй мировой войны тоже долгое время непрерывно росла, но последние десятилетия стагнирует? Если это так, то с чем это связано и к чему приведет, учитывая масштаб китайской экономики и ее влияние на всю мировую экономическую систему?
— Китайская экономика, как известно, замедлялась и до нынешнего кризиса. Те 6,1% ВВП, которые она показала в прошлом году — самый низкий прирост, как минимум, за последние два десятилетия. Она бы замедлялась и дальше, но такого обвала, как сейчас, не произошло бы. Это, конечно, случилось из-за коронавируса. Однако китайская экономика отнюдь еще не исчерпала свои возможности. То есть, до уровня Японии 1990-х годов, когда в этой стране имела место небольшая стагнация, Китаю еще далеко. 6% роста — нам можно только мечтать о таких темпах развития!
Кроме того, не стоит забывать о нынешней базе китайской экономики. Одно дело расти темпами в 10% от низкой базы, как в 1980-е годы, и другое от нынешней очень высокой базы развиваться по 6% ВВП в год. Так что, нет, китайская экономика (до кризиса) была еще далека от стагнирующего состояния. Она бы еще росла, хотя и со снижающимися темпами.
— Если исходить из вашего прогноза о том, что рост экономики Китая по итогам года будет около ноля, насколько серьезно это отразится на России, которая довольно сильно зависит от поставок нефти и газа в эту страну?
— Российская экономика действительно сильно зависит от китайской, но в данном случае, рост последней будет генерировать спрос на российские энергоносители. Хотя китайцы и сами наращивают темпы добычи собственных нефти и газа. А вообще невысокие темпы развития КНР для нас, безусловно, не здорово. Но по сравнению с тем, что творится в мире и в самой России, то, что сейчас происходит с КНР, которая на данный момент является нашим основным внешнеторговым партнером, это не так уж и плохо.
Беседовал Александр Желенин
20 апреля 2020, 00:01
|
</> |