НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАШЕЙ ЛОЯЛЬНОСТИ

топ 100 блогов storm10015.04.2020 Сетующие на нарушение договора «сытость в обмен на лояльность» подразумевают не лояльность правовому государству, а покорность захватившей власть корпорации, отмечает Виктор Шендерович, но с ней договариваться невозможно

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАШЕЙ ЛОЯЛЬНОСТИ
Фото: khakasia.info


В истории с репликой Василия Уткина о государстве (вызвавшей на днях большой общественный резонанс — прим. NT) есть два слоя. Внешний, скандальный, связан с реакцией пропагандиста Соловьева, и тут не о чем спорить — типовое хамство, по классическому рецепту Жванецкого: ненавязчиво перейти на «ты», сказать «а вот это не твоего собачьего ума дело…»


Правда, даже Жванецкий в советскую пору не додумался до того, что в ответ на критику можно начать ставить, на глазок, медицинские диагнозы оппоненту — это уже новые рубежи полемики.

Но черт с ним с Соловьевым, не о нем речь.

В самой реплике Василия Уткина есть, над чем призадуматься.

«Это то, для чего мы с вами содержали государство, — говорит он, рассуждая о коронавирусной угрозе. — Мы для этого давали ему деньги в виде налогов, обеспечивали свою лояльность, ведь существуют напасти, от которых мы с вами защититься не можем. А это и есть обязанности государства — читайте Конституцию».

Уткин прав абсолютно, — но только если вынести за скобки реальность, в которой эти слова сказаны. А в ней, в российской реальности, эти европейские заморочки смотрятся сегодня странно, если не сказать — лукаво. Вчитаемся в сказанное внимательно...

«Обеспечивали свою лояльность», напоминает Уткин. Кому он это напоминает?


ЛОЯЛЬНОСТЬ — КОМУ? ГОСУДАРСТВУ? ТОМУ САМОМУ, УПОМЯНУТОМУ В КОНСТИТУЦИИ? С ПРИОРИТЕТОМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, СО СВОБОДОЙ СЛОВА, С ЧЕСТНЫМИ ВЫБОРАМИ, С НЕЗАВИСИМЫМ СУДОМ? НО ПОМИЛУЙТЕ, — ЭТОГО ГОСУДАРСТВА ДАВНО НЕТ!


Для начала вслушаемся в звучание глагола. Что-то с ним, согласитесь, не так. Обычный-то гражданин лояльность проявляет, не правда ли? А обеспечивают ее (лояльность народа) люди привилегированные: депутаты, прокуроры, судьи, бойцы ОМОНа, тот же Соловьев…

Тут две большие разницы, как говорят в Одессе, и проговорка Уткина вполне симптоматична.

Но гораздо содержательнее существительное. Оно нуждается в немедленном проверочном вопросе, в дательном падеже. «Лояльность» — кому-чему?

Государству? Тому самому, упомянутому в Конституции? С приоритетом прав человека, со свободой слова, с честными выборами, с независимым судом?

Но помилуйте, — этого государства давно нет!

И лояльность этому (существующему на бумаге) правовому государству, его Конституции, должна была проявиться в отстаивании своих гражданских прав!

В контроле за расходованием налогов. В ежедневном требовании свободы и закона. В противостоянии административному кошмару: фильтрационным лагерям в Чечне, кровавой лжи «бесланского дела», разгрому ЮКОСа, судейскому произволу, узурпации власти…

Но Василий Уткин явно имел в виду что-то другое: «лояльность» в его устах — очевидный эвфемизм. Он-то имел в виду — покорность.

Покорность в обмен на. Вы властвуете — мы молчим.


ФЕОДАЛАМ, РАЗЖИРЕВШИМ НА НАШЕЙ ДВАДЦАТИЛЕТНЕЙ ПОКОРНОСТИ, УЖЕ И В ГОЛОВУ НЕ ПРИХОДИТ, ЧТО ОНИ НАМ ЧТО-ТО ДОЛЖНЫ И ЧЕМ-ТО ОГРАНИЧЕНЫ В СВОЕЙ ВЛАСТИ. ЭТА ЧАСТЬ МОЗГА У НИХ АТРОФИРОВАЛАСЬ. ВЫПОРОТЬ МОГУТ — ВОТ И ВЕСЬ АССОРТИМЕНТ


Что и практиковалось — и вполне устраивало миллионы российских граждан, пока имелось это «на»: нефтяная подушка экономической безопасности, жирные объедки «нулевых» с барского стола путинской корпорации…

Так выглядел наш «общественный договор», невольно описанный Уткиным (не путать с проектом Ж.Ж.Руссо).

Именно ей (корпорации, а не государству) была адресована, двадцатилетие напролет, наша «лояльность». Вот только за тучными коровами вдруг пришли тощие, а впереди, в точности по Гейне, просматривается отсутствие мяса, и вассалы начали озираться в тревожном недоумении: что за дела? где, собственно, калории? Эй, начальство, мы так не договаривались!

Но договариваться с этой корпорацией — мертвому припарки. Феодалам, разжиревшим на нашей двадцатилетней покорности, уже и в голову не приходит, что они нам что-то должны и чем-то ограничены в своей власти. Эта часть мозга у них атрофировалась. Выпороть могут (эта обратная связь налажена хорошо) — вот и весь ассортимент.

Недовольно бормотать в интернете нам пока еще разрешается. Но вот строить из себя европейцев, недовольных качеством менеджмента, — пожалуй, поздновато.



15.04.2020 | Виктор Шендерович

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Карина - S вывесила фотку ...
Продолжаем расследовать историю столетней давности с крокодилом на Авроре. Подсмотрел у adderley подробности инцидента. С 9 января по 16 марта 1905 года в бухте (ныне Русская бухта) напротив о. Нуси-Бе, была стоянка Второй Тихоокеанской эскадры ...
Во Владимире местные жители избили мигранта, который вместе с друзьями приставал к женщине и ее 16-летней дочери. Среди вступившихся за девочку и женщину был мужчина, который несколько раз возмущенно кричал, что он «сам не русский, но такого не позволяет себе». Возможно, это неприятный ...
Ну вот практически все могу. Отжиматься могу (не на кулаках, но и не с коленок, а нормально), в планочку стоять буду, всякие сложные планки тоже делаю, приседать со штангой, жать от груди, даже сотку могу ногами выжать на раз эдак пять, даже на брусьях отожмусь пару-тройку раз))) А вот с п ...
Простите. Наболело. Когда же сыты станут бездонные утробы ваши?Может, тогда откроются глаза.И вы увидите свою страну. И станет страшно.Что ничего уже вернуть нельзя.Взбираясь слишком высоко, не забывайте,Обратный может, короток, быть путь.И те, ...