Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

топ 100 блогов varandej27.11.2012 Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

В прошлой части я рассказал о колорите Кишинёва и о месте, где начинался город. Теперь расскажу о привокзальном районе: хотя вокзал давно уже не назвать "главными городскими воротами", он всё-таки интересен и сам по себе. От вокзала, изначально располагавшегося в пригородном селе Мунчешть, и начнём прогулку по центру, которая растянется на несколько постов.


Молдавия в целом - страна не железнодорожная, хотя паровозный гудок услышала одной из первых в бывшей Российской империи - в 1865 году, когда от станции Раздельная на магистрали Петербург-Одесса появилось ответвление к селу Кучурган. К 1867 году дорогу дотянули в Тирасполь, к 1871 - в Кишинёв, а к 1877 году железные дороги Российской империи сомкнулись с железными дорогами Румынии (начавшимися, в свою очередь, в 1869 году с линии от Бухареста к дунайскому порту Джурджу). Ныне общая протяжённость молдавских железных дорог целых 1328 километров, но во-первых в стране нет ни одной электрифицированной линии, а во-вторых поезда в Молдавии ходят недаекватно медленно - так, в Атаки из Кишинёва на автобусе можно доехать часа за 3, поезд же идёт около 8 часов, делая крюк через пограничные Унгены на Пруте. Тем не менее, сами поезда в довольно приличном состоянии, в фирменном поезде, которым я ехал в Киев, в каждом плацкарте висело собственное зеркало. И если в 2004 году (когда я ехал кишинёвским поездом из Москвы в опять же Киев) проводница, одна на вагон, ночью спала, а пассажиры сами открывали и закрывали дверь на станциях, сейчас на Calea Ferată din Moldova железный порядок.

1а.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Но о второстепенности железной дороги говорит хотя бы тот факт, что большинство кишинёвских маршруток, проезжающих мимо вокзала, пересекают привокзальную площадь по дальнему краю, и сколько раз проезжал мимо - даже не было желающих войти или выйти. По этой причине я в первый день проехал мимо вокзала и шёл пешком от соседней остановки... половина пути пролегает через блошиный рынок:

2.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Надо заметить, что такой вот стихиной торговли а ля "начало 1990-х" в молдавской столице не так уж и много - но почти вся она сконцентрирована именно вокруг вокзала:

3.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Краешек привокзальной площади. Обратите внимание на печную трубу, торчащую из стены дома. Прежде я видел такие картины в городах Казахстана, но там это реликты 1990-х, когда по всей стране было уничтожено ЖКХ и в противном случае был риск замёрзнуть. В Молдавии ЖКХ работает исправно, но очень дорогое - на кварплаты здесь уходит около 300$ в месяц, что примерно соответствует средней зарплате и далеко превосходит пенсию. Поэтому даже в больших городах нашлись те, кто перешёл на автономное отопление - хотя там, конечно, не печка-буржуйка, а газовый котёл с вытяжкой.

4.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Привокзальная площадь тиха и запущена, хотя когда-то из 4 трамвайных маршрутов 3 имели здесь конечную... но как уже говорилось, с 1961 года в Кишинёве нет и трамвая:

5.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Перед вокзалом стоит памятник жертвам репрессий, а вернее его "заготовка" - таких камней на месте (пока?) не поставленных памятников по Молдове немерено. С памятником мирно уживается бульвар Гагарина, пересекающий площадь на другой стороне:

6.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Когда был построен вокзал, так на глаз и не скажешь, по крайней мере я, впервые увидев его на фотографиях, подумал было - румынский:

7.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

На самом деле - в 1948-49 годах, и пожалуй это лучший образец сталианса во всей Молдове. А всего-то - котелец и тройные арки! Удивительно, как легко сталинский стиль приспосабливался к любой местности.

8.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Изначальный вокзал (1871) выглядел так, и до войны простоял в почти первоначальном облике, однако в войну его разрушали дважды - Красная Армия при отступлении и американская авиация в 1944 (когда они совершили несколько мощных налётов на Румынию, в том числе выбив снабжавшие Германию нефтепромыслы Плоешти). Лучше американцев бомбить города ещё никто не научился, поэтому вокзал после войны можно было только построить заново.

8а.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Когда на фасаде советский герб был заменён молдавским, я не знаю - но выглядит так, будто бы "всегда так было":

9.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

В 2003-2005 годах вокзал прошёл капитальную реконструкцию, а пассажиропоток здесь маленький - и потому это едва ли не самый цивильный из крупных вокзалов, что я видел. Интерьеры его, как и вся Молдавия, миниатюрны и камерны:

10.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Кассовый зал. Дальние поезда отсюда ходят в Москву, Петербург, Бухарест, Одессу и Окницу, пригородные - в Унгены, Бесабарябску и Бендеры. В общем, это не столько транспортный узел, сколько сервис-центр CFM.

11.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Но - это к вопросу о дисциплине на "железке" - никакой торговли и аренды. Вокзал тут - это на 100% вокзал, внутри даже ларёк-то всего один, а обменники все на привокзальной площади. Зато есть такой вот очаровательный макет в кассовом зале - рискну предположить, на случай если кто пришёл с детьми. Изображённая здесь железная дорога - явно на территории Румынии:

12.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Теперь выйдем на платформу. Не помню, когда я последний раз видел такую чистоту на вокзале:

13.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

И вот тут-то становится видна главная фишка Gara din Chişinău - настоящий дебаркадер! Я был уверен, что все существующие в бывшем СССР декабркадеры находятся в Москве (Киевский, Казанский вокзалы), Питере (Витебский), Львове и Калининграде, но кто-то догадался оснастить таким и Кишинёв... причём не в советское время, а в 2003 году, во время уже упомняутой капитальной реконструкции:

14.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Дебаркадер здесь не очень высок и не слишком широк, накрывая всего два пути - но зато тянется на 300 метров, что немногим меньше, чем у Киевского вокзала в Москве. По вечерам на ярко освещённых платформах очень уютно.

15.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

К слову, на платформах висят знаки, запрещающие курить, пить и сорить - но о запрете фотосъёмки ничего не сказано. Тем не менее, полицейские в чёрной форме патрулирует тут непрерывно, и при мне уволокли в отделение курильщика.

16.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Главный вход почему-то перманентно закрыт, а барельеф рядом с ним рассказывает вовсе не о революции и не об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков, а о русско-турецкой войне за освобождение Болгарии - именно из Кишинёва выступила на Балканы наша армия, и памятников этому событию в городе несколько.

17.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

У другой оконечности вокзала, отделённый от платформ забором (то есть формально к CFM не относящейся), внезапно снова обнаруживается блошиный рынок:

18.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

19.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Заползающий на виадук:

20.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

И смыкающийся с базаром за путями. За базаром - промзона вдоль железки и Бычка, в том числе крупнейший в Советском Союзе и вполне живой ныне табачный комбинат:

21.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

На виадук я залез, само собой, чтобы оттуда поснимать. Вот такой вид открывается в противоположную вокзалу сторону. "Дом с ушами", одно из самых запоминающихся кишинёвских зданий - это ТЦ "Атриум", который начали строить ещё в 1980-е, лет 20 он простоял полузаброшенным, и лишь в этом году наконец был доведён до ума. Тем не менее, вид у него какой-то очень кишинёвский, и я уже видел путевые заметки, в которых он представлялся чуть ли не символом города. В эту же сторону, за поворотом, находится отдельный пригородный вокзал.

22.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Дебаркадер, одно из зданий вокзала, блошиный рынок и паровоз-памятник, поставленный всё в том же 2003 году:

23.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Общий вид дебаркадера. Вдалеке чернеет ещё один видаук, на который я также решил подняться:

24.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Пройти к нему можно по мрачноватой улочке с прижелезнодорожными учреждениями:

25.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Включая местный аналог ЛОВД:

26.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

А видны с него дореволюционные постройки грузовой станции:

27.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

И депо:

28.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Обратите внимание на оранжево-красный дизель Д1 - это типовая расцветка молдавского пригородного поезда, такие я видел в глубинке несколько раз. Есть тут теоретически и ещё кое-что - молдавский аналог "Сапсана", "Хундаев", "Тулпара", модернизированный в Румынии дизель-поезд ходит в Унгены, но мне на глаза не попадался:

29. Из румыноязычной википедии.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

С другой стороны - собственно вокзал:

30.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Одна из самых красивых станций, что я только видел:

31.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

От второго виадука (который расположен дальше от центра) недалеко до Троицкой церкви (1852), которую скрывает густая зелень - издалека только главка блестит. Изначально это был храм пригородного села Мунчешть, о котором теперь напоминает только параллельная железной дороге Мунчештская улица. Вокруг церкви большое кладбище, и говорят, до 1960-х годов там стоят румынский мемориал всем солдатам, погибшим в Первой Мировой войне.

32.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Ещё одно примечательное здание в привокзальном районе - это ДК Железнодорожников, построенный на рубеже 1970-80-х уже упоминавшимся в прошлом посте Семёном Шойхетом. А ведь можно подумать, что конструктивизм, причём не румынский, а скорее харьковский:

33.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Фонтан у ДК:

34.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Осмотрев вокзал, мы с присоединившимя Александром Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центраv_st направились в сторону центра. Напротив вокзала - вот такие вот сталинки:

35.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

У подножья гостиницы "Космос", уже мелькавшей на заднем плане - памятник "бессарабскому разбойнику" Гришке Котовскому (1954), наверное самому популярном герою советского Кишинёва. Площадь ныне переименована в честь писателя начала 19 века Константина Негруцци, сам памятник периодически грозятся снести - но он безусловно очень удачен сам по себе:

36.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

По короткому и крутому бульвару Негруцци, застроенному в основном многоэтажками, можно подняться на площадь, ныне отмеченную на карте как Объедённых Наций - хотя сомневаюсь, что хоть один человек в Кишинёве в обиходе называет её так. На площади - памятник освбодителям Кишинёва, в народе известный как "Мест нет!", так как на заднем плане стоит главная городская гостиница:

37.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

С другой стороны - Молдавская академия наук, а впереди... Бульвар Негруцци, пересекая площадь, становится бульваром Штефана чел Маре (Стефана Великого) - главной улицей Кишинёва, которой я посвящую отдельный (следующий) пост:

38.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Но сначала пойдём налево, по Чуфлинской улице - почти на заднем дворе академии наук находится и Чуфлинская церковь (1854-58), одна из самых больших в Кишинёве:

39.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

На самом деле она посвящена святому Феодору Тирону, но как и многие кишинёвские храмы (вроде уже показанной в прошлом посте Мазаракиевской церкви), имеет народное название по фундатору. Братья Анастасий и Феодор Чуфли были греческими купцами из Эпира, бежавшими в Россию во время Греческого восстания 1821-32 годов (ведь что в итоге Греция станет независимой, было совсем не очевидно!), и сделавшими карьеру уже в молодом Кишинёве. Феодор умер в 1854 году, а Анастасий в память о нём и построил Чуфлинскую церковь. Впрочем, в нынешнем виде церковь перестроена в 1870 году, а с 2002 года это и вовсе едва ли не единственный в Кишинёве женский монастырь (городских монастырей в Молдове вообще очень мало, в отличие от загородных):

40.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

За Чуфлинской церковью вниз круто уходит изогнутая улица - на самом деле это улица 31 Августа, одна из главных в старом городе, но здесь её непарадная часть:

41.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

По ней полкилометра до Польского кладбища - то есть, католического:

42.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Причём основную массу кишинёвских католиков составляли отнюдь не поляки (хотя в дальней части кладбища есть очень красивая часовня Огановичей-Демьяновичей, к которой мы не дошли), а армяне - ведь армяно-католическая церковь наряду с армяно-григорианской существует с 1152 года, являясь чуть ли не древнейшей формой униатства.

43.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Потому и примыкает к кладбищу не костёл, а Ново-Армянская церковь (1912-16), в 1940 году сильно повреждённая землетрясением (Кишинёв тогда вообще сильно тряхнуло), в послевоенное время принадлежавшая римо-католикам:

44.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Ныне церковь вновь армянская - одна из двух действующих в Кишинёве (старо-армянский собор я показывал в прошлой части), при ней же действуют армянские культурный центр и воскресная школа. Камень у ворот - могила некоего Бориса Багдасарова (1837-1912), со смертью которого, вероятно, и связано строительство этой церкви.

45.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

Помимо двух храмов, "армянский след" в Кишинёве продолжает крупнейшее в городе и давно уже общеправославное Армянское кладбище, но к нему мы дойдём нескоро. Пока вернёмся на площадь у Академии Наук и пойдём по бульвару Штефана чел Маре. В следующей части.

46.
Кишинёв. Часть 2: вокзал и начало центра

МОЛДАВИЯ-2012
Вступление. Самый солнечный ноябрь в моей жизни.
О Молдавии в общем.
Прошлое. История и архитектура.
Вечное. Молдавия сельская.
Настоящее. Люди и реалии.
Северная Молдова
Ворота Молдовы. Могилёв-Подольский (Украина) и Атаки.
Рудь. Село, монастырь, городище и объект ЮНЕСКО.
Сорока. Крепость и окрестности.
Сорока. Старый город.
Сорока. Цыганова гора.
Монастыри Днестра. Жабка.
Монастыри Днестра. Сахарна.
Кишинёв
Случайная столица. Городской портрет.
Вокзал и начало центра.
Бульвар Штефана чел Маре.
Нижний центр.
Верхний центр.
Два музея и ВДНХ.
Окраины.
Поездки из Кишинёва.
Кодры. Святой Георгий и Кондрица.
Кодры. Кэприяна.
Кодры. Ворничаны и Городиште.
Бельцы. Центр.
Бельцы. Предместья.
Старый Орхей. Поверху.
Старый Орхей. Понизу.
Старый Орхей. Бранешты.
Новый Орхей.
Чимишлия. Простой молдавский городок.
Гагаузия. Комрат.
Гагаузия. Бешалма.
Варницкий анклав.
Приднестровье
Варницкий анклав.
Приднестровская Молдавская республика. В общем.
Бендеры. Крепость.
Бендеры. Мемориалы.
Бендеры. Старый город.
Тирасполь. Столица непризнанной страны.
Рыбница.
Рашково.
Строенцы.
Кицканский монастырь.
.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В 1937 году физик Семён Петрович Шубин был вновь арестован, 9 апреля 1938 года осуждён Особым совещанием при НКВД СССР за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» к 8 годам лишения свободы. Скончался в Севвостлаге 28 ноября. Реабилитирован в 1956 году. Насколько его талант не ...
Это из свежего опроса "Левады". Меня трудно упрекнуть в оптимистическом взгляде на русский народ. Скорее наоборот, русский народ - если не единственный, то уж точно главный объект моей критики (так и должно быть сегодня у настоящего русского националиста, который свой народ любит и ...
Купила сыну пиджак на выпускной, и галстук. Как думаете, какую рубашку искать - белую, желтую или, может, салатовую? Или сиреневую? Прямо сомневаюсь я... Клим, тебе ...
Публицист и аналитик Александр Роджерс — о том, какую стратегию и тактику выбрали США и Китай в разразившейся торговой войне и кто в ней уже выигрывает. США и Китай начали тарифную войну. Коллаж © Life.ru. Фото © Shutterstock / FOTODOM / amagnawa1092 Поскольку планета с подачи ...
А кого ещё задолбали обледеневающие во время движения дворники? Все почистишь, красоту наведешь, двести метров проезжаешь, а на дворниках уже сугробы и сосули и каждый взмах дворников сопровождается скрежетом льда о стекло и нихрена не виднооо! ...