рейтинг блогов

Кирилловская церковь, 12 век - одна из древнейших сохранившихся церквей

топ 100 блогов vitaviktoria15.02.2021

Одной из самых заметных страниц в истории Кирилловской церкви была вторая половина 19 века. Сначала в 60-х годах во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена древняя фреска. А  в 1880—1884 годах под руководством искусствоведа А. В. Прахова в храме начинались работы по расчистке старинных фресок, утерянные фрагменты древней стенописи были обновлены в технике масляной живописи. 

К проведению реставрационных работ профессор Прахов привлёк около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, среди которых были ныне классики украинской живописи: Иван Ижакевич, Иван Селезнёв, Сергей Костенко, Николай Пимоненко, а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель. 

Космос
Космос

Врубель приезжает в Киев и на несколько месяцев с головой окунается в мир византийского искусства, мало ему знакомый — в Академии того времени упор делали на античность. 

Его учителем становится сам Прахов — специалист по Древней Греции и Востоку. Богатейшая библиотека исследователя  и рассказы искусствоведа, объехавшего весь юг Европы в поисках древностей, в полном распоряжении Михаила.

Пророк Моисей
Пророк Моисей

Перед глазами художника постоянно находятся оригиналы византийского и древнерусского искусства — удивительные, прекрасные мозаики 11-12 веков в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре приводят его в восторг.

«Ангелы с лабарами»
«Ангелы с лабарами»

Врубель работал в Кирилловской церкви с мая по ноябрь 1884 года и написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.

Чтобы испробовать силы Врубеля Прахов поручил ему воссоздать фреску 12 века с изображением Архангела Гавриила, от которой остался только процарапанный в сырой штукатурке общий контур фигуры. От художника требовалось практически заново написать образ. 

Врубель прекрасно справился с трудной задачей, он «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах», написав детали фигуры и одежды архангела в строго византийском стиле, как об этом вспоминает сын Прахова, Николай.

«Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, фото из сети.
«Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, фото из сети.

Одной из самых сильных  работ Врубеля в храме считается "Сошествие святого духа», занимающее свод хор.

Кирилловская церковь, 12 век - одна из древнейших сохранившихся церквей

Говорят, что персонажей для "Сошествия Святого Духа" Врубель писал буквально с натуры: современники узнали на стенах храма священника Петра Орловского, археолога Гошкевича, профессора Прахова.

Остальные ангелы были списаны с пациентов Кирилловской психиатрической лечебницы, известной сегодня как психоневрологическая больница №1 им. Павлова. 

Кирилловская церковь, 12 век - одна из древнейших сохранившихся церквей

«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.

В нартексе  храма, в одной из ныне пустующих погребальных ниш сейчас создан своеобразный мемориальный уголок Врубелю — маленькая скульптура художника и скамеечка, на которой он работал, расположились под фреской, которую сам Врубель в последние годы жизни считал лучшей. Это знаменитая "Пьета", или "Надгробный плач", последняя монументальная композиция, выполненная Врубелем в Кирилловском храме.

Кирилловская церковь, 12 век - одна из древнейших сохранившихся церквей

Во время своей поездки в Италию в 1884-1885 годах Михаил Врубель также создал четыре иконы для знаменитого мраморного иконостаса церкви —  «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.

Кирилловская церковь, 12 век - одна из древнейших сохранившихся церквей

По воспоминаниям современников 27-летний Врубель в то время переживал бурную влюбленность в жену своего патрона Прахова — светскую даму Эмилию Львовну Прахову, 32 лет отроду и мать троих детей. Врубелю и Эмилии Львовне приписывали роман, но прямых подтверждений адюльтеру не было. 

Тем не менее, явная привязанность молодого художника к его супруге начала раздражать Прахова и он решил откомандировать Михаила в Италию —  в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.

Кирилловская церковь, 12 век - одна из древнейших сохранившихся церквей

«Ни Тициан и Веронезе, ни вообще пышная гедонистическая живописная стихия венецианского чинквеченто его не увлекли. Диапазон его венецианских пристрастий очерчивается определённо: от средневековых мозаик и витражей Сан Марко и церкви св. Марии в Торчелло — до живописцев раннего Ренессанса — Карпаччо, Чима да Конельяно (у которого Врубель находил особенное благородство в фигурах), Джованни Беллини. <

…> Если первая встреча с византийско-русской древностью в Киеве обогатила понимание Врубелем пластической формы, то Венеция обогатила палитру, пробудила колористический дар». ( Н. А. Дмитриева)

Кирилловская церковь, 12 век - одна из древнейших сохранившихся церквей

Особенно хорошо удался художнику образ Богоматери, в чертах которого несомненно просматривается портрет Эмилии Львовны. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной точкой в его последующей карьере художника и декоратора. 

Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, искусствоведы и художники отмечают его выразительность и необычность. 

В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская», но с 1995 года ещё и действующий храм УПЦ МП, в котором по выходным и праздникам проводятся службы.

Интересно, что РПЦ за прошедшие 125 лет с момента написания образов стала куда более «скрепной»  и ныне местная община УПЦ МП называет живопись  Врубеля неканонической и поговаривает об удалении иконостаса из церкви. Следующий шаг, очевидно, замазывание фресок на стенах. Классическое воплощение поговорок про «калашный ряд» и «заставь дурака богу молиться...»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В советском фильме «Офицеры» есть одна сцена, когда показывают маленького ребенка – Ванечку Трофимова, которого мама оставляет на попечение бабушки. С этим малышом связана одна любопытная история. Итак, фильм режиссера Владимира Рогового стал классикой отечественного кино. ...
Люди, обладающие даже минимальной властью в нашей стране, стремятся первым делом присвоить себе то, что им совсем не принадлежит. Причем, делают они это абсолютно никого не стесняясь, у всех на виду. Вчера я рассказывал об украденных парковках , сегодня поговорим о сворованных ...
Вроде после случая с площадкой Водяновой, как я думал, вопрос закрылся. Но нет, ситуация стала еще хуже https://ngs55.ru/text/gorod/2022/08/26/71593499/ ...
...
О герое сегодняшнего выпуска рубрики #юбилеизимы - Жюле Верне, родившемся ровно 195 лет назад, сложилось множество стереотипов. Один из них заключается в том, будто этот замечательный автор, предсказавший множество современных изобретений и породивший жанр научной фантастики, работал, ...