
Кирилловская церковь, 12 век - одна из древнейших сохранившихся церквей

Одной из самых заметных страниц в истории Кирилловской церкви была вторая половина 19 века. Сначала в 60-х годах во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена древняя фреска. А в 1880—1884 годах под руководством искусствоведа А. В. Прахова в храме начинались работы по расчистке старинных фресок, утерянные фрагменты древней стенописи были обновлены в технике масляной живописи.
К проведению реставрационных работ профессор Прахов привлёк около 30 учеников и преподавателей Киевской рисовальной школы Николая Мурашко, среди которых были ныне классики украинской живописи: Иван Ижакевич, Иван Селезнёв, Сергей Костенко, Николай Пимоненко, а также 10 студентов Императорской Академии художеств, среди которых был и никому тогда неизвестный Михаил Врубель.

Врубель приезжает в Киев и на несколько месяцев с головой окунается в мир византийского искусства, мало ему знакомый — в Академии того времени упор делали на античность.
Его учителем становится сам Прахов — специалист по Древней Греции и Востоку. Богатейшая библиотека исследователя и рассказы искусствоведа, объехавшего весь юг Европы в поисках древностей, в полном распоряжении Михаила.

Перед глазами художника постоянно находятся оригиналы византийского и древнерусского искусства — удивительные, прекрасные мозаики 11-12 веков в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре приводят его в восторг.

Врубель работал в Кирилловской церкви с мая по ноябрь 1884 года и написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.
Чтобы испробовать силы Врубеля Прахов поручил ему воссоздать фреску 12 века с изображением Архангела Гавриила, от которой остался только процарапанный в сырой штукатурке общий контур фигуры. От художника требовалось практически заново написать образ.
Врубель прекрасно справился с трудной задачей, он «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах», написав детали фигуры и одежды архангела в строго византийском стиле, как об этом вспоминает сын Прахова, Николай.

Одной из самых сильных работ Врубеля в храме считается "Сошествие святого духа», занимающее свод хор.

Говорят, что персонажей для "Сошествия Святого Духа" Врубель писал буквально с натуры: современники узнали на стенах храма священника Петра Орловского, археолога Гошкевича, профессора Прахова.
Остальные ангелы были списаны с пациентов Кирилловской психиатрической лечебницы, известной сегодня как психоневрологическая больница №1 им. Павлова.

«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги.
В нартексе храма, в одной из ныне пустующих погребальных ниш сейчас создан своеобразный мемориальный уголок Врубелю — маленькая скульптура художника и скамеечка, на которой он работал, расположились под фреской, которую сам Врубель в последние годы жизни считал лучшей. Это знаменитая "Пьета", или "Надгробный плач", последняя монументальная композиция, выполненная Врубелем в Кирилловском храме.

Во время своей поездки в Италию в 1884-1885 годах Михаил Врубель также создал четыре иконы для знаменитого мраморного иконостаса церкви — «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.

По воспоминаниям современников 27-летний Врубель в то время переживал бурную влюбленность в жену своего патрона Прахова — светскую даму Эмилию Львовну Прахову, 32 лет отроду и мать троих детей. Врубелю и Эмилии Львовне приписывали роман, но прямых подтверждений адюльтеру не было.
Тем не менее, явная привязанность молодого художника к его супруге начала раздражать Прахова и он решил откомандировать Михаила в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.

«Ни Тициан и Веронезе, ни вообще пышная гедонистическая живописная стихия венецианского чинквеченто его не увлекли. Диапазон его венецианских пристрастий очерчивается определённо: от средневековых мозаик и витражей Сан Марко и церкви св. Марии в Торчелло — до живописцев раннего Ренессанса — Карпаччо, Чима да Конельяно (у которого Врубель находил особенное благородство в фигурах), Джованни Беллини. <
…> Если первая встреча с византийско-русской древностью в Киеве обогатила понимание Врубелем пластической формы, то Венеция обогатила палитру, пробудила колористический дар». ( Н. А. Дмитриева)

Особенно хорошо удался художнику образ Богоматери, в чертах которого несомненно просматривается портрет Эмилии Львовны. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной точкой в его последующей карьере художника и декоратора.
Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, искусствоведы и художники отмечают его выразительность и необычность.
В настоящее время Кирилловская церковь — не только музей в составе Национального заповедника «София Киевская», но с 1995 года ещё и действующий храм УПЦ МП, в котором по выходным и праздникам проводятся службы.
Интересно, что РПЦ за прошедшие 125 лет с момента написания образов стала куда более «скрепной» и ныне местная община УПЦ МП называет живопись Врубеля неканонической и поговаривает об удалении иконостаса из церкви. Следующий шаг, очевидно, замазывание фресок на стенах. Классическое воплощение поговорок про «калашный ряд» и «заставь дурака богу молиться...»
|
</> |
