Кирилловская церковь, 12 век - одна из древнейших сохранившихся церквей

В предыдущих постах писала об истории и архитектуре церкви. Там же упомянула, что церковь сохранила свои древние стены аж до сводов храма, а на них уцелело 800 кв. метров фресок 12 века — пятая часть от когда-то существовавших.

О существовании древних фресок стало известно в конце 19 века, когда во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена одна из них. В 1880-1884 под руководством искусствоведа и профессора Адриана Прахова фрески были расчищены.


Реставрационная практика второй половины 19 века предполагала неизбежное поновление древней живописи, страдавшей от многочисленных потертостей и других механических утрат и открытые фрески были затем освежены масляными красками, потеряв при этом значение полноценного памятника.

Роспись Кирилловской церкви, повторяя в своих основных частях обычную для 12 века структуру, обладает в то же время и ей одной присущими особенностями. Здесь имеется немало изображений южнославянских святых, в диаконнике помещен развитой цикл композиций на темы жития Кирилла и Афанасия Александрийских, на западной стене и на прилегающих к ней стенах и сводах дана развернутая картина Страшного суда.

В стиле фресок в их наилучших по сохранности частях искусствоведы «обнаруживают несомненные точки соприкосновения с македонской разновидностью византийского стиля».
В следующем посте расскажу о фресках 19 века, а пока, опираясь на все прочитанное, попытаюсь подытожить о 12 веке:
С одной стороны, раскрытие и поновление древних фресок в конце 19 века, с учетом существующих на тот момент реставрационных практик и технологий, сильно испортило их и было бы значительно лучше для их сохранности, если бы это случилось лет на 80-100 позже.
С другой, без этого раскрытия и без очень интересных росписей, созданных в период реставрации Врубелем, Ижакевичем и другими художниками, церковь могла бы и не пережить «прекрасные» годы советской власти — снесли бы, как и Михайловский собор и десятки других киевских церквей. В общем, результате, «Маємо те, що маємо».