Кирилловская церковь, 12 век - одна из древнейших сохранившихся церквей

топ 100 блогов vitaviktoria08.02.2021

В предыдущих постах писала об истории и архитектуре церкви. Там же упомянула, что церковь сохранила свои древние стены аж до сводов храма, а на них уцелело 800 кв. метров фресок 12 века — пятая часть от когда-то существовавших. 

На стенах собора с XII в. сохранилось пять фресковых изображений святых воинов. Одно из них отличается оригинальной трактовкой. Эта фреска выполнена на пилоне центрального северного столба, во втором регистре. Надпись, которая должна была сопровождать изображение, к сожалению, не сохранилась. Образ имеет нимб. У святого - густые волосы, большие глаза, крупный нос, на плечах плащ-корзно с большой фибулой, а также длинная кольчуга, одетая наверх рубашки; руки воина опираются на большой щит. Гордая импозантная фигура говорит о том, что изображен не простой воин, а князь-полководец. Одежда и аксессуары воина напоминают древнерусскую военную одежду, а в некоторых чертах лица и фигуры святого распознают намек на внешность основателя кирилловскогохрама Всеволода Ольговича. Литературное описание внешности князя изображено историком Татищевым: «Сей князь - муж был велик ростом и весьма толст. Глаза имел не маленькие, нос длинный, бороду широкую ... ».
На стенах собора с XII в. сохранилось пять фресковых изображений святых воинов. Одно из них отличается оригинальной трактовкой. Эта фреска выполнена на пилоне центрального северного столба, во втором регистре. Надпись, которая должна была сопровождать изображение, к сожалению, не сохранилась. Образ имеет нимб. У святого - густые волосы, большие глаза, крупный нос, на плечах плащ-корзно с большой фибулой, а также длинная кольчуга, одетая наверх рубашки; руки воина опираются на большой щит. Гордая импозантная фигура говорит о том, что изображен не простой воин, а князь-полководец. Одежда и аксессуары воина напоминают древнерусскую военную одежду, а в некоторых чертах лица и фигуры святого распознают намек на внешность основателя кирилловскогохрама Всеволода Ольговича. Литературное описание внешности князя изображено историком Татищевым: «Сей князь - муж был велик ростом и весьма толст. Глаза имел не маленькие, нос длинный, бороду широкую ... ».

О существовании древних фресок стало известно в конце 19 века, когда во время ремонтных работ под штукатуркой была обнаружена одна из них. В 1880-1884 под руководством искусствоведа и профессора Адриана Прахова фрески были расчищены.

На столбах триумфальной арки содержится библейский сюжет «Сретение», который довольно редко изображается на этом месте. Кирилловское «Сретение» изображает святую семью - Иосифа и Марию с младенцем Христом на руках на северном алтарном столбе (первое фото). Они направляются в храм. Святое семейство встречают старец Симеон и пророчица Анна, образы которых выполнены на западной стороне южного алтарного столба (второе фото). Поражает мастерством исполнения изображение Симеона Богоприимца.
На столбах триумфальной арки содержится библейский сюжет «Сретение», который довольно редко изображается на этом месте. Кирилловское «Сретение» изображает святую семью - Иосифа и Марию с младенцем Христом на руках на северном алтарном столбе (первое фото). Они направляются в храм. Святое семейство встречают старец Симеон и пророчица Анна, образы которых выполнены на западной стороне южного алтарного столба (второе фото). Поражает мастерством исполнения изображение Симеона Богоприимца.
Кирилловская церковь, 12 век - одна из древнейших сохранившихся церквей

Реставрационная практика второй половины 19 века предполагала неизбежное поновление древней живописи, страдавшей от многочисленных потертостей и других механических утрат и открытые фрески были затем освежены масляными красками, потеряв при этом значение полноценного памятника.

На северной стене трансепта расположена композиция «Успение Богородицы». Особенностью этого сюжета являются изображения апостолов с ангелами на небесах, на которых они со всех концов мира направляются в Иерусалим для захоронения Богородицы.
На северной стене трансепта расположена композиция «Успение Богородицы». Особенностью этого сюжета являются изображения апостолов с ангелами на небесах, на которых они со всех концов мира направляются в Иерусалим для захоронения Богородицы.

Роспись Кирилловской церкви, повторяя в своих основных частях обычную для 12 века структуру, обладает в то же время и ей одной присущими  особенностями. Здесь имеется немало изображений южнославянских святых, в диаконнике помещен развитой цикл композиций на темы жития Кирилла и Афанасия Александрийских, на западной стене и на прилегающих к ней стенах и сводах дана развернутая картина Страшного суда. 

Украшением Кирилловской церкви без преувеличения является знаменитая фреска «Ангел, сворачивающий небо». Она украшает пилон южного столба нартекса. Эта динамичная, изысканная в художественном отношении сцена конца света выполнена в лучших традициях древнерусской монументальной живописи и является одним из её шедевров.
Украшением Кирилловской церкви без преувеличения является знаменитая фреска «Ангел, сворачивающий небо». Она украшает пилон южного столба нартекса. Эта динамичная, изысканная в художественном отношении сцена конца света выполнена в лучших традициях древнерусской монументальной живописи и является одним из её шедевров.

В стиле фресок в их наилучших по сохранности частях искусствоведы «обнаруживают несомненные точки соприкосновения с македонской разновидностью византийского стиля».

В следующем посте расскажу о фресках 19 века, а пока, опираясь на все прочитанное, попытаюсь подытожить о 12 веке:

С одной стороны, раскрытие и поновление древних фресок в конце 19 века, с учетом существующих на тот момент реставрационных практик и технологий, сильно испортило их и было бы значительно лучше для их сохранности, если бы это случилось лет на 80-100 позже. 

С другой, без этого раскрытия и без очень интересных  росписей, созданных в период реставрации Врубелем, Ижакевичем и другими художниками, церковь могла бы и не пережить «прекрасные» годы советской власти — снесли бы, как и Михайловский собор и десятки других киевских церквей. В общем, результате, «Маємо те, що маємо».

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кот любил посещать соседских кошек, а соседская бабка ловила его и бросала в подвал с крысами, откуда он обычно возвращался исхудавший, искусанный, но не побежденный. Моя бабушка, волнуясь за его здоровье, колошматила его по возвращении. По ее логике, "чтобы впредь не шастал". ...
Друзья, раз уж мы решили, что это волшебный день , то должны быть и подарки. А именно - бесплатные приглашения на Интершарм Professional 2013 для сообщниц и бейджи прессы для модераторов nail_ru family (бейджи позволяют сходить на несколько дней и гордо называются Пресса). Если кому-то ...
Наш лучший анонс за последнее время: https://www.artlebedev.ru/parrey/ Приглашаем маленьких и начинающих в программу Экспресс-дизайн. Парикмахерские, бургерные, пивные, кофейни - всех ждем. Логотип за 100 000 руб., промдизайн за 300 000 руб.: https://www.artlebedev.ru/express-design/ ...
Спасибо огромное всем за поздравления!! Извиняюсь,что всем не успеваю ответить лично... а давайте я вам лучше покажу картинку еще одну)) Исправляюсь за редкие посты)) Хорошего вам дня!) рs др не у меня, а у моего жж было!!))) ...
Владимир Слизаев и семеро его домочадцев будут похоронены  на кладбище по улице Асажева в Ставрополе, 24 января. Тела убитых пятерых мужчин и трёх женщин,  с колото-резанными и огнестрельными ранениями, были обнаружены в гараже одного из ...