Кинотеатр "Художественный", подлежавший сносу, но уцелевший


Поскольку моя недавняя цель - сделать-таки путеводитель по Воздвиженке, то рассмотреть строения площадей Арбатских ворот и Арбатской площади следует обязательно, ибо это можно даже считать единым архитектурным ансамблем Старой Москвы. На площади уцелело совсем немного прежних строений и здание знаменитого кинотеатра «Художественный» как раз в их числе. Это старейший кинотеатр Москвы, один из старейших в мире и один из немногих действующих кинотеатров, имеющих столетнюю историю.
Участком земли и зданием кинотеатра владело «Варваринское акционерное общество домовладельцев», а непосредственно сам синематограф принадлежал Роберту Альберту Брокшу, и в документах кинотеатр значился как «Синематограф Брокша». На Хотевском плане Москвы этот земельный участок выделен красным контуром. Естественно еще до постройки кинотеатра.

Оригинальным названием кинотеатра было «Художественный электро-театр».
Первоначальное здание — самый первый в Москве отдельно стоящий синематограф — построил в 1909 году Николай Благовещенский. По-видимому, предприниматель Альберт Брокш привлек этого архитектора потому, что у него был большой опыт работы по теме «электричества»: Благовещенский с 1890-х годов служил в Обществе электрического освещения и был автором нескольких корпусов электростанции на Раушской набережной. В те времена кинопленка очень легко воспламенялась, и потому электрическое оборудование кинотеатра должно было быть безупречным, а здание — максимально безопасным в пожарном отношении. Здание кинотеатра было одноэтажным с куполом. Походило на дворец с пилястрами, статуями и колонами. В фойе был светящийся фонтан. Отличительной особенностью этого здания было то, что его изначально соорудили специально для размещения в нём кинотеатра, в отличие от многих других, существовавших в Москве до революции.

5 ноября 1909 года на первой странице газеты «Русские ведомости» сообщалось о открытии кинотеатра. 10 ноября последовала заметка: «Сегодня, 10 ноября, в 5 ч. пополудни последует открытие «Художественного электро-театра», телеф. № 167-95б, на Арбатской площади». Первый сеанс в кинотеатре состоялся 11 ноября 1909 года. Первыми фильмами, демонстрировавшимися в кинотеатре, были: «Жоржетта» — драма в исполнении первоклассных парижских артистов, мелодрамы «Ангел примирения» и «Посмертное желание матери», а также некоторые другие видовые и комические картины». Он был единственным кинотеатром, который выполнял доставку заказанных билетов на дом. Рядом со зданием находилось много жилых домов.
Зрительные залы в лучших кинотеатрах того времени не уступали театральным: они были просторными, с рядами удобных кресел в партере, с ложами, полузакрытыми бархатными портьерами, наверху на балконе, как в театрах, располагалась галёрка. В кинотеатре «Художественный» собиралась публика преимущественно из московской интеллигенции.

Популярность кино быстро росла. Уже через пару лет после открытия «Электротеатра Брокша» владелец решил, что зала на 450 мест решительно недостаточно, и решил его расширить, прикупив еще земли на территории бывшей усадьбы Головкиных. Вопросы пожарной безопасности были к тому времени прописаны в утвержденных МВД правилах, так что можно было звать не специалиста, а любого архитектора, и Брокш выбрал модного и авторитетного Шехтеля. Так через десять лет после Художественного театра, его автор спроектировал «Художественный электро-театр».

И корень «театр» перестал быть условностью, как в первой версии «Электротеатра Брокша». Как в настоящем театре, в «Художественном» появился вестибюль с гардеробом и просторное фойе с буфетом и небольшой сценой для выступлений музыкантов. Все это Шехтель вписал в объем прежнего зала, а для нового построил двухэтажный корпус, протянувшийся в глубину участка.

Стилистически «Художественный электро-театр» (именно так было написано на фасаде) не похож на собственно театр. За прошедшие между двумя проектами десять лет стиль модерн вышел из моды, уступив место неоклассицизму — этот стиль Шехтель выбрал и для собственного дома, построенного в 1910 году. Кроме того, в Камергерском переулке архитектору не дали полностью переделать фасад реконструируемого здания театра, и изысканный портал с барельефом Голубкиной соседствует с декором периода эклектики, а на Арбатской площади Шехтелю удалось создать целостную композицию.

Фасад кинотеатра тогда выходил не на простор Арбатской площади, как сейчас, а в Борисоглебский тупик, на другой стороне которого находилось здание с аптекой графа Р. Келлера (строение снесли вместе с церковью Бориса и Глеба в 1930 году). Тротуар был узким, потому и фасад кинотеатра сделан совсем «плоским», с минимальным рельефом. Чтобы публика не толпилась, на противоположных концах фасада было устроено два входа, каждый со своей кассой, а выходы вели во двор, в ту сторону, где позже появился павильон метро Филевской линии. Каждый вход оформлен небольшим выступом-ризалитом с парными пилястрами по сторонам от дверей и полукруглым люнетом над классическим карнизом. Четыре окна в средней части фасада унаследованы от первого здания, гораздо более низкого, и Шехтель, обыграв их диспропорциональное положение, опустил карниз над ними ровно до середины высоты здания.
При классичности отдельных элементов, сам фасад был первым в своем роде и ясно сообщал о своей принадлежности двадцатому веку. Архитектор хотел дополнить композицию четырьмя статуями на углах ризалитов (фото 06), но на них заказчик решил сэкономить.

Элегантность зала, тоже оформленного в классическом стиле, сделала бы честь многим театрам. Но расположение мест в нем другое. Экран под углом видно хуже, чем сцену, поэтому вместо огибающих зал ярусов здесь только два совсем маленьких балкончика на боковых стенах и один большой, лишь слегка изогнутый, балкон, где за рядом лож находились дешевые стоячие места. Появление балкона с большим выносом стало возможным благодаря применению прогрессивного материала — железобетона. Партер и балкон зала могли вместить 900 зрителей — очень внушительная цифра по тем временам, ведь в самом шикарном петербургском синематографе «Пикадилли», открывшемся в том же 1913 году, было всего 800 мест.

Перестроенный кинотеатр взял в аренду виднейший российский кинодеятель Александр Ханжонков, чтобы избежать конкуренции с принадлежавшим ему кинотеатром «Пегас» на Триумфальной площади, тоже открывшимся в 1913 году.
Вскоре после революции «Художественный» национализировали и превратили в флагманскую площадку Госкино. Именно здесь проходили главнейшие премьеры. В 1926 году для рекламы фильма Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» на фасаде укрепили макет корабля (на фото ниже) — оказалось, что придуманная Шехтелем композиция прекрасно подходит для такого использования. В дальнейшем крупные афиши фильмов прочно заняли место между ризалитами, а вывеска «Кинотеатр Художественный» была перенесена на кромку крыши.

За показом в 1931 году первого отечественного звукового фильма «Путевка в жизнь» последовали изменения: ставшую ненужной оркестровую яму закрыли, что позволило добавить ряды партера, так что число мест в зале увеличилось до 946.

В 1931 году открылся кинотеатр «Ударник», зал которого вмещал 1500 человек, но удобнее расположенный «Художественный» не сдавал позиции. В здании удалось выкроить место для дополнительных залов, в одном из которых показывали документальное кино, открылась читальня, в фойе устраивались лекции и концерты.
По масштабному футуристическому проекту реконструкции Арбатской площади К. Мельникова 1931 года все здания на ней и квартал от воздвиженки до Знаменки должны были быть снесены, но проект тогда не получил высокое одобрение.

Как мы видим, фантазия в то время у архитекторов воспаряла. Если присмотреться, справа мы видим совсем «ничтожный» памятник Гоголю, Арбат перегорожен «домом-стеной», очевидно намекающим га стену Белого города. В правой части кадра мы видим здание дом Апраксиных с классическим портиком. В центре Арбатской площади амфитеатр, как публичное место, над Воздвиженкой еще одни стилизованный «воторта» в виде портала, на месте квартала, где сейчас здания Генштаба МО РФ шесть зданий-клиньев. Тогда ещё бредили дирижаблями (в небе изображен он самый с надписью «Клим Ворошилов») — на площади планировалось организовать причал для них. В общем, кто-то в то время ратовал за этот очередной масштабный шаг по уничтожению Старой Москвы. Очевидно азарт массово снесенных сотен церквей Москвы в 20-х — 30-х годах не давал покоя ревнителям большевизма.

Но всё обошлось, хоть и не без потерь

В 1935 году театр имел в наличии 946 мест, в специальном зале каждые 45 минут демонстрировались кинохроники, а летом в саду при театре проходили концерты. Он имел читальный зал, комнату матери и ребёнка, буфет. Начало киносеансов приходилось на 12 часов дня, стоимость билета на дневной сеанс составляла 1-2 рубля, на вечерние сеансы, которые начинались в 18:00, от 1 рубля 50 копеек до 3 рублей 50 копеек. Ширина экрана достигала 14 метров. Экран был изготовлен из специальной пластмассы, показ сопровождался стереозвуком. Показ немых кинофильмов продолжался и сопровождался выступлением оркестра.
В декабре 1941 года немецкая бомба попала в соседний дом Васильчикова (Воздвиженка, 13) и повредила в том числе здание кинотеатра. При послевоенном восстановлении на месте разрушенного здания был устроен сквер (сейчас там проход к станции метро Арбатско-Покровской линии).

Кинотеатр получил еще один, северный фасад, отделанный пилястрами

Наконец, в 1955 году «Художественный» превратили в первый в СССР широкоэкранный кинотеатр, убрав обрамлявший прежний экран портал, и заодно, в запале как раз тогда начавшейся «борьбы с излишествами», счистили с главного фасада лепной декор

Интересное фото (ниже). Снято с первой «высотки-книжки» на Проспекте Калинина ещё до строительства масштабного здания Генштаба МО СССР.

А здесь ниже мы видим три уцелевших здания на Арбатской площади. Слева направо кинотеатр «Художественный», наземные вестибюль станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и вестибюль станции метро «Арбатская» Филёвской линии. Справа в кадре подготовка котлована под здание Генштаба МО СССР, который впоследствии «поглотит» собой вестибюль станции метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии.

На крыше кинотеатра дежурили снайперы во время проезда правительственных кортежей из Кремля.
В 1987 году в здании проводился ремонт. В подвальных помещениях были обнаружены заложенные кирпичом лазы, происхождение которых и цель создания остаются неизвестными.

В 1990-х годах в здании располагалось казино, а в фойе был надстроен ещё один этаж. Внизу стояли игровые автоматы и бар. В 1998 году были усилены несущие конструкции кинотеатра.
В честь 100-летнего юбилея кинотеатра в 2009 году в фойе установили памятник первому билету. Его проект разработала Анна Пендраковская, а саму скульптуру создал мастер художественного стекла Фидаиль Ибрагимов. Позже появилось еще одно изваяние: оно изображало первого зрителя — мужчину, одетого по моде начала ХХ века, с чайной чашкой в руках. Создали его по мотивам мистических слухов, которые ходили среди сотрудников: призрак такого мужчины якобы видели в зрительном зале.
В 2010 году как памятник истории кинотеатр был включён в план реконструкции. Кинотеатр не прекращал показ кинофильмов вплоть до реставрации, начавшейся в 2014 году.

Реставрация продолжалась трудно и долго. В октябре 2020 года завершилась наконец реставрация фасадов, в результате которой они обрели отреставрированные маскароны, прежние надписи «Входъ» и «Выходъ» над парадными дверями, былое название — вывеску «Художественный электро-театръ», барельефы «Селена» и «Гелиос» и другие элементы декора.

Использованная символика вполне понятна. Селена как богиня Луны олицетворяла темноту зрительного зала, загадку и тайну сумерек, а Гелиос как бог Солнца символизировал свет знаний проекционного кинематографического аппарата, открывавшего зрителю мир, что в трогательном единстве создавали чудо нового праздного увлечения горожан большого города.

Теперь мы видим старейший московский кинотеатр практически таким же, как увидели его горожане в 1913 году

Завершилась реставрация кинотеатра 8 декабря 2020 года. Его внутреннее пространство совместило в себе историю и современность. В главном зрительном зале — новый спроектированный балкон с отреставрированным историческим ограждением и отреставрированными гипсовыми ликами бога виноделия Диониса на поддерживающих балкон столбах. Под балконом воссоздан лепной декор потолка. По периметру зала по образцу одной сохранившейся капители воссозданы остальные.

Украшением обновлённого кинотеатра стала и восстановленная по образцам двух подлинных доломитовых ступеней историческая лестница. По чертежам Шехтеля восстановлен также утраченный в 1990-е годы большой витраж и фонтан, воссозданный на сохранившемся оригинальном основании.

4 декабря 2020 года отреставрированный кинотеатр посетили мэр Москвы Сергей Собянин и главный инвестор финальной стадии реставрации, глава Сбербанка Герман Греф.
Кинотеатр открыл свои двери для зрителей 9 апреля 2021 года. В день открытия в «Художественном» прошла премьера фильма «Отец» Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом и Оливией Колман в главных ролях.

Источники:
Завершена реставрация «Художественного» — старейшего кинотеатра столицы. mos.ru.
История кинотеатра "Художественный" в Москве. РИА Новости. 2914 год
Официальный сайт кинотеатра «Художественный»
Собянин осмотрел отреставрированный кинотеатр "Художественный". ТАСС. 14 декабря 2020 год
С.Хан-Магомедов. Константин Мельников. М., 2006.
© Vladimir d’Ar, 2022