
Кино 60: "Сказка странствий" (1983)


Кадр из фильма "Сказка странствий" (1983)
Совсем не детская сказка, а тёмное фэнтези - очень качественное, насыщенное символикой и чрезвычайно редкое как для советского, так и для отечественного кино в целом. О самом фильме я уже писал подробно, поэтому повторяться не буду
Что отнесу к страшному? Конечно, в первую очередь, Чуму и чумной город, а также историю с кражей Мая и жутковатую охоту.
РС - 4

Кадр из фильма "Сказка странствий" (1983)
Ну а поскольку о самом фильме подробно писать не буду, я напишу немножко околофильмовое в рамках предложенной темы проекта "Страшное в советском кино". Я выше написал, что "Сказка странствий" кино не для детей, но это не вполне так. Не для маленьких детей. А вот подросткам - уже в самый раз. Сам Митта был против того, чтобы оберегать детей от трагического и страшного, ведь они со всем этим всё равно столкнутся потом, и окажется, что они не готовы к преодолению страха.
Тем не менее, фильм сделан, конечно, не по канону жанра ужасов - и вполне осознанно. Ужасы, по мнению режиссёра, подавляют и топчут человека, а его "Сказка странствий" открывает в зрителях доброе начало.
Сам я впервые смотрел фильм, когда мне было уже 20, поэтому, конечно, воспринял его совсем не как ужасы (тем более, что в моей картине мира на тот момент ничего более жуткого, чем "Вий", не существовало в принципе). Но было то, что потрясло меня до глубины души, - финальная сцена, когда Май говорит "Да, девочка". Я настолько проникся, что в тот день (а фильм смотрел на дневном сеансе) не мог ни с кем говорить.

Кадр из фильма "Сказка странствий" (1983)
А когда я пересматривал уже сейчас, проникся другой темой - темой случайности, которая идеально раскрыта в эпизодах с Чумой. Случайно герои прилетели именно в этот город, случайно встретились с Чумой, которую Орландо случайно уже знал, случайно дети заплакали тогда, когда Орландо уже готов был снова запустить свой летательный аппарат... случайно, случайно, случайно... никакой логической связки между сценами - всё ровно так же, как в жизни. "Аннушка уже пролила масло".
И это настолько мощно сделано, что восхищение выдающимся мастерством Митты, сумевшего так подать эту цепочку случайностей, что бросает в дрожь. И ровно так же, как в жизни, ты невольно говоришь себе: "Если бы ветер дул в другую сторону - Орландо остался бы жив..."
|
</> |
