Кинематограф. Остров проклятых

Опять у меня кризис жанра — не могу смотреть практически всё новое и свежее, что мировая киноиндустрия предлагает. Совсем я отупел что ли... Даже долгожданный Летучий корабль не зашел. Решил что-то старенькое, полузабытое вспомнить.

Вообще со склерозом в будущем мне хорошо, наверное, будет; три дня прошло — опять новый заведомо хороший фильм смотришь.
Если я правильно помню, то я — большой поклонник Скорсезе, вообще он — мастер бандитские и в целом "крутые" фильмы снимать; понимает, что жанр сам по себе не исчерпывает сюжета и смысла фильма.
Плюсом к предварительной оценке авторского коллектива со времен Пляжа у меня Ди Каприо идет. Получается у него отменно персонажей представлять.
Ещё, что "перед фильмом" хотел сказать... Редко, но попадаются фильмы, в которых реально происходит не то, что на самом деле на экране показывают; а уж в конце фильма как авторы всё перевернут — аж дух захватывает. А твоё отношение к персонажам и сюжету с такой скоростью начинает переворачиваться, что дух захватывает. Вот этот фильм из их числа.
Спешу напомнить, что фильм 2010 года, все его уже успели посмотреть, безусловно, поэтому всё далее сказанное к спойлеру ни в коем случае относиться не может.
Итак, всё начинается с экранизации широкоизвестного мема, когда два маршала плывут в ненастном море на некий остров, на котором обитают психи, и пытаются бессвязно общаться друг с другом.

Ну, как психи там обитают?.. Не так просто психи там обитают, так сказать в дикой среде — там психиатрическая лечебница, в которой пропала пациентка, случайным образом поубивавшая (поутопившая — для любителей детальных точностей) трёх своих детей.
И вот они такие с виду военные прибывают на остров и в клинику и общаются с персоналом на санитарном посту, где их существенно урезают в их полицейских правах, словом понижают их законоблюстительский ранг, объясняя всё серьёзным характером лечебных процедур и своеобразием санаторного контингента.

И сразу их — к главврачу Маргулису (который телевизор
запретил):

Умнейший человек, этот главврач, он явно не сторонник карательной медицины — зачем мозги сверлить и мозжечки удалять, если всё можно таблеточками или эликсирами полечить. Вот он и нашему маршалу Тедди какое-то снадобье от мигрени наводит и неоднократно его потчует...
Ещё нас с одним сотрудником этого санатория знакомят —

Так это же вообще немец, на которого у Тедди сразу аллергия и лютая ненависть, поскольку у Тедди есть героический пункт в биографии — освобождение лагеря Дахау, в котором подобные немецкие врачи эксперименты на пленных проводили. И этот немец точно проводит тут вместе с доктором Коули бесчеловечные опыты.

Вообще воспоминания Тедди достаточно страшно и детально показаны, ужас происходящего и ужас самого Тедди; созревающую и созревшую его ненависть...

Наверное к этому моменту мы проникаемся участием к этому персонажу, не то, что мы ему сочувствуем, мы ему уже доверяем и верим, что он творит благое дело.
Тут ещё флешбеками показывают семейную историю Тедди; несчастье, случившееся с его женой, которую сжег вместе с домом их сосед пироман и которая является ему в видениях текущей жизни и подсказывает, что делать и как себя вести.

Тоже эти флешбеки показаны красочно и сочно с применением спецэффектов и сумасшедшей игрой актёров...

И начинается следствие. Допросы, расспросы, поиски истины. Сумасшедших вообще актёрам, очевидно, интересно играть (я тут вспомнил Пролетая над гнездом кукушки). И тут актёры даже в эпизодических ролях стараются, очень убедительно и изобретательно их игра выглядит.

И стремительно закручивается спираль интриги и сюжетные коллизии — исчезновение, появление и раздвоение персонажей, зашифрованные и непонятные записки, бешенство погоды и природные катаклизмы, тяжкие и замысловатые исследования острова и его рукотворных объектов маршалами. И явные, и небезуспешные усилия авторов фильма испугать зрителя и держать его в напряжении.

В итоге цель Тедди перерастает в желание расследовать деятельность администрации и лечащего персонала на этом острове, и он рвется в охраняемый тюремный корпус.

Где так же нас пугают и темнотой, и буйными психами. И Тедди находит в застенках даже кого и не искал, кто не должен был здесь находиться.

И безусловно — убийца его жены...

Не добившись там результат, как окончательную цель своего расследования Тедди видит в посещении маяка, где и творятся все эти бесчеловечные опыты, в достижении этой цели Тедди даже прогоняет от себя напарника.

И он проникает туда... И что же — он находит там лишь пустоту, никаких орудий "пыток" и доказательств преступности врачей.
На верхнем этаже он встречает доктора Коули, который ему объясняет, что Тедди на самом деле уже два года не маршал, а пациент этой лечебницы, самый опасный пациент, выдумывающий себе свою реальность. Что это вот его текущее расследование — это последняя психологическая игра, чтобы вернуть ему разум, иначе — лоботомия.

И все его выдуманные персонажи и их имена — суть анаграммы других реально существующих имен и людей.
И напарник его — вовсе не напарник, а лечащий врач этой клиники, который и присоединяется к текущему сеансу —

Доктора начинают рассказывать Тедди его реальную и жуткую историю, показывая фотографии из его снов и жутких кошмаров...

И Тедди вспоминает. Что его жена страдала психопатией и, на фоне его частых отлучек по службе маршала, вообще сдвинулась разумом и именно она, а не какие-то выдуманные пациенты клиники утопила их троих детей.

А Тедди выстрелом из табельного оружия убил жену, именно он, а не какие-то пресловутые несуществующие соседи.

И уже потом, ловко сойдя с ума, он придумал себе другой мир, где он продолжал оставаться маршалом.
И это вот его нынешнее психическое озарение случается не впервые, что потом он опять возвращается к пагубному мышлению, и уже задолбал всех — пора ему делать лоботомию. Если он не удержится в этот раз в стабильном состоянии.

Утро следующего дня, доктор Шин в нетерпении присаживается к Тедди, а тот предлагает "напарнику" выбираться с острова — всё ясно Тедди ушёл на следующий круг своего безумия... Доктор Шин кому-то там мигает и все спокойно отправляются на лоботомию.
Именно так я понял концовку этого фильма лет десять, а то и более, назад...
Прослушав при этом последнюю фразу, когда Тедди спрашивает — что лучше: жить монстром или умереть человеком?
Видимо, всё-таки он сейчас в ясном уме и осознает себя человеком, но жить со своей бедой и под угрозой опять превратиться в монстра он себе представить не может. Поэтому спокойно и идёт на лоботомию.
|
</> |