Кинематограф. Идеальные дни
nash_dvor — 28.06.2024Я не скажу, что я большой поклонник Вима Вендерса и, что гоняюсь за его новинками, но как-то мне (уже давно) попадался его фильм Съёмки в Палермо — отложилось стойкое впечатление интеллектуального автора и эстетского фотографа...
А тут у нас половина заданий летнего марафона ориентирована на стиль и темы Вендерса, а потом ещё и в комментариях к моему рассказу о неплохом кино порекомендовали непременно посмотреть. Поскольку таких знаков судьбы чаще по жизни и не бывает — скачал фильм и вдумчиво посмотрел.
Смотрел, как я люблю — не засоряя разум предварительной информацией, так сказать — в поисках первого впечатления.
Сразу обратил внимание, что представлено всё очень похоже на стиль и образность Мураками. В центре внимания одинокий, но самостоятельный и самодостаточный человек, как и в большинстве (прочитанных мной) произведений Харуки —
Может быть, это я зациклен в своём мышлении на японском авторе. А может быть это авторы ненамеренно (или намеренно) процитировали некоторые моменты или акцентировали некоторые детали.
Потом — музыка. У Мураками постоянно упоминаются ставшие уже классическими джазовые и старые добрые роковые вещи (подчеркну — европейские); и тут. Я в курсе, что Вендерс большой поклонник, но совпадение удивляющее и радующее.
Страна восходящего солнца — Дом восходящего солнца...
Словом, звуковая дорожка — в моём вкусе, фильм не мог мне не понравиться!
Да, нет — точно в фильме незримо присутствует Мураками и его японские сценки. Вот напарник Хираямы —
Вполне наполненный смыслом фрагмент с ним, когда приходит друг напарника и рассказывает о любви к ушам Такаси — всё это из Мураками, о необычной и нестандартной любви к ушам...
И всё-таки откуда взялся этот фильм, как выросла его идея?! ("Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда).
Короче, японцы изобрели супертехнологичные туалеты и расставили их в Токио для применения по назначению. Но то ли у них специфическое такое представление, национальное об отхожих местах, то ли настолько всё дорого было и бюджет позволял — решили они по результатам внедрения этого туалетного проекта кино сделать с неслабым режиссером.
Предполагалось, что Вендерс снимет несколько короткометражек — типа про каждую кабинку свою историю. Но он, да, в принципе, все эти произведения дизайнерского искусства отобразил в виде самостоятельных сцен, но сверху наложил вторым слоем драматические истории, которые сшили всё в единый полноформатный фильм.
Итак, в центре фильма — уборщик туалетов Хираяма, с неожиданным достоинством и необходимой ответственностью относящийся к своему делу. При этом он выше размышлений и обид на тему непрезентабельности его труда. Да — он убирает туалеты.
Но, кроме дела, к которому он подходит с осознаваемой необходимостью неизбежности выполнения, его жизнь наполнена вполне интеллектуальными радостями...
Чтение несчетного количества книг —
Созерцание природы и поиск идеального кадра —
Слушает музыку (старый добрый рок) в немереном количестве на кассетах —
Слышал такое мнение, что этот персонаж застрял в прошлом со своими кассетами и пленочными камерами; но возражу — у него есть вкус (что и подтверждает поведение его собеседников), а самое главное — в этом антиквариате он уже давно нашёл свою гармонию мира, ему нечего искать что-то в новом железе...
Что меня как зрителя ещё привлекло в этом кино — это незатейливый быт, присущий именно японской культуре, он отличен от нашего и самобытен...
И поверх этого мерного течения жизни Вендерс показывает нам несколько драматических сценок, законченных сюжетов.
О взаимоотношениях с напарником Такаси, я бы сказал — размышление об истинных ценностях и их непонимании.
О случайной встрече с подругой Такаси, которая как раз смогла понять эти ценности и неожиданным образом поблагодарить Хираяму —
О встрече со сбежавшей из дома племянницей и размышлениями на тему, что такое "сейчас", и, что такое "потом"...
В том числе и когда за ней приехала мама и что-то прояснилось с родственниками нашего героя.
О друзьях, симпатиях и надеждах в кругу давних знакомых у хозяйки бара —
И об отсутствии надежд со смертельно больным бывшим мужем хозяйки бара —
И заканчивается фильм утром следующего дня за рулём автомобиля и наконец-то выражением чувств.
И непременным прослушиванием музыки —
Навстречу солнцу нового чистого дня —
В конце Вендерс дает нам пояснения: Komorebi (яп. 木 漏 れ 日) — эффект, который создают лучи солнца, проходя сквозь листья деревьев; тени и узоры от соприкосновения света и природы, образующие эстетически причудливые формы. Японцы видят в этом явлении мудрость природы, поэтому никогда не опишут его обыкновенным «солнечным светом». Этому слову нет аналогов в других языках. — (с) Sapiencia (https://vk.com/wall-84329472_25129)
Komorebi от Вендерса...
P.S. Звуковая дорожка — просто прелесть:
«The House of the Rising Sun» The Animals;
«Pale Blue Eyes» The Velvet Underground;
«(Sittin' On) The Dock of the Bay» Отис Реддинг;
«Redondo Beach» Пэтти Смит;
«(Walkin' Thru The) Sleepy City» The Rolling Stones;
«Perfect Day» Лу Рид;
«Sunny Afternoon» The Kinks;
«Brown Eyed Girl» Ван Моррисон;
«Feeling Good» Нина Симон.
P.P.S. Очень много картинок в посте, даже для меня — так есть, на что посмотреть в этом фильме...
|
</> |