"Кикс" (1991): фильм, ставший для некоторых кошмаром из детства
irinatrubacheva — 19.09.2022Для меня он кошмаром не стал, потому что я его в детстве не смотрела, но неоднократно встречала отзывы в духе: "Он сломал мою детскую психику", "Я его почему-то боялась", и т.п. Посмотрев его сейчас, могу сказать, что сильно напугать он мог только неискушенных зрителей (каковыми мы все и были в 90-х, особенно, дети), но атмосфера в нем действительно мрачноватая, мистическая и обволакивающая.
В центре сюжета - звезда, певица Жанна (Евдокия Германова). Она поет прекрасные песни и устраивает необычные перфомансы, раскрашивая лицо и одеваясь в необычные одежды. Но при этом она наркоманка, не может ни дня прожить без дозы и главное - не собирается лечиться, что просто убивает ее продюсера (Александр Панкратов-Чёрный).
Однажды на конкурсе двойников продюсер замечает девушку, поразительно похожую на звезду. Вместе со своей помощницей он начинает лепить из нее вторую Жанну, планируя впоследствии подменить "сломавшуюся куклу" новой. Для подопытной это перевоплощение становится тяжелым испытанием. К тому же рядом с ней, за стеной, живет та, чьей точной копией она должна стать, и реальная Жанна, пусть и не совсем уже вменяемая, навряд ли будет в восторге от такой перспективы.
Главную героиню и ее двойника играют сестры Германовы - Евдокия и Любовь, и они действительно очень похожи. Хотя почти всё время в кадре более резкая и харАктерная Евдокия. Она поражает своей актерской игрой на грани. Наблюдая такие роли, понимаешь, что актерство - это огромная нагрузка на психику, которая может не выдержать и сломаться. Взгляда от нее не отвести: то красивая, то жутковатая, то похожа на клоунессу, то на обезьянку, то снова - дива. Но энергетика сильная, с отрицательным обаянием. Как у Хоакина Феникса в фильме "Джокер". И еще один фильм мне припомнился - "Черный лебедь" с Натали Портман.
Панкратов-Черный, как ни странно, прекрасно вписался в этот серьезный и мистический фильм. А Марина Кайдалова в роли его помощницы - просто какая-то женщина-робот, с футуристичным внешним видом и беспощадными способами муштры своей подопечной. А еще она механическим голосом учит ее быть настоящей женщиной, такой, как Жанна:
"Следи за руками. В руках свободной, независимой, раскрепощенной женщины не может быть сумки с картошкой. Глаза. Они не рыщут по сторонам, не отвечают на восхищенные взгляды, они всегда чуть прикрыты, чуть ленивы, чуть ироничны. Поэтому они манят. Настоящая женщина самодостаточна. Она - высшая ценность, она это знает. Ее взгляд - награда, улыбка - подарок. В ней великая тайна, ее нельзя разгадать, она не дает покоя".
Кажется, продюсер и помощница и вправду возомнили себя Творцами. Осталось только довести свой план до конца.
Невозможно не отметить в фильме музыку, песни. Они настолько подходят героине, что как будо бы специально писались для фильма. Автор и исполнительница - Инна Желанная, и она до сих поет в стиле фолк-поп-рок.
Что касается названия, то "Кикс" - это термин из биллиарда, означающий неудачный удар кием по шару. Финал фильма как раз и является киксом. Его трактуют по-разному, предполагая, что произошло и кто кого обманул. По-моему, все очевидно, но не буду спойлерить.
В целом фильм необычный, смелый, мрачноватый. Настоящий атмосферный арт-хаус.
Вот еще статьи о зацепивших меня фильмах из девяностых:
Горько-сладкий "Тоталитарный роман" и "Ты у меня одна" с Нееловой и Збруевым.
|
</> |