Киевский памятник Александру II
oadam — 13.03.2012России тогда опять не повезло – трех дней не хватило для того чтобы стать конституционной монархией, и возможно избежать тех бед, которые её постигнут через 36 лет, но речь сегодня не об этом…
В 2000 году российские СМИ облетела новость примерно следующего содержания: «К празднованию 300-летия Санкт–Петербурга в город будет возвращен памятник Александру II, находящийся в Киеве. В тот же день президент России Владимир Путин распорядился передать Украине четыре фрагмента фресок Михайловского Златоверхого собора в Киеве, которые до сих пор находились в России»
Я, и не ведавший тогда о существовании в Киеве памятника Александру II, посетовал на то что за одну историческую ценность отдается другая и объяснил это отвратительным для меня стремлением кое-кого в Украине забыть свою историю в составе Российской империи. Ну, посетовал и позабыл. Пока год назад в БС Бориса Акунина (между делом и к слову) не укорил Кучму за эту передачу чудом сохраненного киевского памятника.
Мне тогда позвонил приятель, прочитавший эти мои укоры в БС, и спросил: «А ты когда был в последний раз в Киевском музее русского искусства? Сходи и загляни в его внутренний дворик. Там и стоит себе спокойненько этот позеленевший от времени Александр II».
Как так, передали же? Начал разбираться и вот что выяснил.
В 1879 году царь Александр II, зять гессенского герцога, позволил Гинцбургам пользоваться этим титулом потомственно, но российского дворянства не предоставил. Семья прославилась своей благотворительностью, а Евзель Гинцбург еще и завещанием, согласно которому наследство переходило к его сыновьям при условии сохранения ими российского подданства и иудейской веры предков. Согласитесь, довольно интересное сочетание требований.
В советское время скульптура, по счастью, не попала в переплавку по двум причинам:
1) Она никогда не стояла на улицах Киева.
2) Автором оригинала царской статуи с которой была сделана киевская отливка, был довольно почитаемый в СССР скульптор Марк Антокольский. Кстати, прославленного ваятеля связывали с баронской семьей Гинцбург самые добрые отношения: не кто иной, как Гораций Гинцбург финансировал обучение Антокольского, когда тот был еще молод и испытывал крайнюю нужду.
Судьба переплавки на металлолом постигла другой памятник Александру II (который все путают с сохранившимся, и я не стал исключением).
А киевская отливка с оригинала царской статуи работы Марка Антокольский, подаренная городу бароном Гинцбургом в 1910 году продолжает и сейчас стоять во внутреннем дворике Киевского музея русского искусства. Оказывается Украина передала России не ее саму, а лишь ее копию-новодел (хотя Россия очень просила именно оригинал). И получила за нее 4 оригинальных фрагмента фресок Михайловского Златоверхого собора, вывезенных в РСФСР при Советской власти.
Выходит мои соотечественники не зря прожили века бок о бок с евреями, вообще, и семьей баронов Гинцбургов, в частности. И кое-чему у них все-таки научились (например, как надо меняться). А то что российские СМИ и не соврали, но и правды не рассказали, так первый раз что-ли?
|
</> |