Кем был реальный Пашка-Америка: вор-романтик или кровавый бандит...

Обаятельный Пашка по прозвищу Америка из знаменитого фильма "Трактир на Пятницкой". Удачливый налетчик и проходимец, завсегдатай дорогих кабаков и любимчик женщин… Такой типаж очень понравился киношникам, которые не стали копаться в истинной биографии злодея. Слишком уж она была зловещей.
В фильме режиссера Александра Файциммера 1978 года действие разворачивается в двадцатые года прошлого века, в самый разгар НЭПа. А Пашка-Америка в исполнении Александра Галибина предстает перед кинозрителем известным базарным карманником, этаким романтичным пареньком, слегка сбившимся с праведного пути.
Реальные события, в которых главную «роль» играл человек по кличке Пашка-Америка, происходили четвертью века позже. Зимой 1949 года без всякого кино огромная страна натужно пыталась выйти из военной разрухи. Но многое мешало – голод, нищета, и… преступность. Разгул криминала в послевоенном СССР был настолько огромным, что убийцы, бандиты и грабители стали для государства врагом номер один, которых ждал суровый приговор.
И правоохранители старались осадить преступность. Вспомнить хотя бы события, рассказаные в фильме "Место встречи изменить нельзя". Кстати, делом Пашки-Америки занимался легендарный муровец Владимир Арапов - прототип Володи Шарапова.
Однако, в наачале 1949 года по Москве прокатилась серия дерзких ограблений, имевших один и тот же почерк. Грабители врывались в сберегательные кассы, на склады с продовольствием и промышленными товарами, расстреливали охрану, после чего скрывались с похищенным. Порой бандиты совершали несколько преступлений за один день. Так, 2 февраля 1949 года грабители обчистили сразу три магазина, оставив после себя четыре трупа. Кассы торговых заведений недосчитались около 120000 рублей. Министр государственной безопасности Виктор Абакумов приказал в кратчайшие сроки ликвидировать банду.
Сыщикам удалось выяснить, что человек, руководивший налетами, был одет в изящное серое пальто и белый шарф. также удалось установить прозвище-Пашка Америка. Про него говорили, что он грезил о жизни за «бугром», потому и одевался «по-ихнему». Но точного имени его никто не знал. Да и где его найти, тоже никому не было известно.
Реальный Пашка-Америка.
Потом выяснится, что у «Америки» и в самом деле была идея «фикс» - взять огромный куш и уехать жизнь на Запад. Пашка вырос на окраине Москвы. В их местном клубе как-то показывали американский фильм про чикагских гангстеров, красиво живущих за счет грабежей. И Пашка стал воровать. Попавшись и отбыв свои пять лет, он вернулся в Москву прямо перед войной и сколотил банду. Главарь понял, что мелкими грабежами состояния не сделаешь.
Днём 16 апреля 1949 года преступники ограбили двух женщин-инкассаторов. Кассиры Тимакова и Никитина безо всякой дополнительной охраны стояли у здания банка, ожидая служебную машину для перевозки денег. К ним подошёл шикарно одетый молодой человек и спросил, не они ли перевозят заработную плату в Московский финансовый институт. Инкассаторы растерялись и не придумали ничего лучше, как начать интересоваться, зачем щёголю эта информация. Тогда он достал пистолет и начал стрелять. Первая женщина была убита на месте. Вторая бросилась в здание банка, надеясь на помощь сотрудников вневедомственной охраны, но поскользнулась и упала. Бандит выстрелил и в неё, затем спокойно забрал сумку с 258000 рублей и скрылся на подъехавшем автомобиле марки «Победа»…
И вновь сыщикам немногочисленные свидетели нарисовали образ «модного хлыща». Опять неуловимый Пашка-Америка! Правда, в этот раз сыщикам крупно повезло. Чуть погодя милиционеры нашли брошенную налетчиками «Победу», а дотошный эксперт отыскал-таки в салоне один, но очень четкий отпечаток пальца.
Пашка любил кутежи, часто бывал в лучших ресторанах Москвы. И вот однажды в «Национале» и задержали сыплющего деньгами молодого повесу, который, правда, на поверку оказался модельером Павлом Никитиным. И обыск на его съемной квартире ничего не дал, поэтому Никитина отпустили. По информации Никитин числился художником-модельером» одного из московских комбинатов, был на хорошем счету и ни в чем таком не замечен. При этом заработок у него доходил до двух тысяч в месяц, а он парень молодой и холостой. Вот и позволял себе выходы в «свет».
И тут оперативникам помог случай. В Казани произошла крупная драка, в ходе которой был арестован известный в криминальных кругах авторитет по прозвищу Граф. Паспорт рецидивиста, в котором отсутствовали штампы о его прежних судимостях, очень заинтересовал милиционеров. Все компрометирующие Графа записи были удалены технологически сложным способом.
Подделка документов - расстрельная статья, а Графу не хотелось быть посланным в расход. И он пошел на сотрудничество с милицией. Он «подсказал» следователям место, где ему помогли «исправить» паспорт. Этот преступный промысел был поставлен на широкую ногу: клиентов у подпольной типографии хватало, даже с избытком. Но дела там вели грамотно.
«Модельер» вел себя примерно и никак не проявлял преступных намерений. Однако в один из дней он встретился на Пушкинской площади с шикарно разодетой дамой. Оперативники опознали в ней известную московскую карманницу Лельку Боброву.
Задержать Лельку «на кармане» оперативникам не составило труда. А в околотке выяснилось, что и ее паспорт тоже фальшивый. Щипачку поставили перед выбором: или она выдает настоящее имя того, с кем встречалась в центре Москвы, или ее дальнейшую судьбу будут решать уже в органах госбезопасности, которые, собственно, и ведали подделкой документов. И Лелька сделала свой выбор, подтвердив догадку оперативников, что это тот самый Пашка-Америка.
Когда-то он, влюбившись, привез карманницу в Москву из глубинки, снял комнату, дал денег и ввел в столичный воровской мир. И Лелька сдала Пашку Америку, надеясь на снисхождение в суде. Через день всю банду задержали вместе с Андреевым. Выяснилось, что всего на их счету грабежей почти на миллион рублей, так что на расстрел главарь уж точно заработал. Павлу в то время было 25 лет.
Удачливому налетчику не подфартило с любовницей, но зато «повезло» с приговором: Павла Андреева приговорили к 25 годам колымских лагерей. В стране действовал мораторий на смертную казнь, введенный в 1947 году. А всего через несколько месяцев после этого (12 января 1950 года) исполнение смертных приговоров возобновили.
Так накрылась мечта "Америки" однажды перебраться за океан и начать вольготную жизнь обеспеченного «денди». О дальнейшей судьбе Пашки-Америки достоверных сведений нет. Слухи ходили разные. Якобы после смерти Сталина он вышел по амнистии. Другая версия, что отсидел от звонка до звонка, а потом уехал куда-то в небольшой город, где и доживал свой век. Ещё была версия, что он стал на путь исправления...И после освобождения работал на производстве. А также говорили, что якобы видели в семидесятые годы уже постаревшего Пашку, давно отсидевшего свой срок, что у него были припрятаны ценности. И он оформлял документы на выезд из СССР. Однако, это все легенды о дальнейшей судьбе Павла Андреева, которые скорей всего не имеют с реальностью ничего общего...
........................
Такова история реального Пашки Америки. А фильм получился замечательный.
Песня «Господа офицеры», которую поёт музыкант трактира в исполнении Глеба Стриженова, специально для фильма была написана Александром Дольским.
А трактир на улице Пятницкая существовал на самом деле, и отдыхали там модные нэпманы и тогдашние бандиты.
Помните этот фильм?!
|
</> |