КБЖД. Часть 6: Слюдянка и Байкальск


Слюдянка - город (18 тыс. жителей) у западной оконечности Байкала, сросшийся воедино с показанным в прошлой части Култуком. Именно из Слюдянки отправляется рейсовая "мотаня" по заповедной Кругобайкальской железной дороге, именно здесь на рубеже 19-20 веков располагался штаб её строительства, и в общем за сотню лет место встречи Транссиба с Байкалом успело обрасти множеством легенд, традиций и колоритных деталей. Нынешняя РЖД, как водится, оптимизировала большую часть этого колорита, но и минеральное название Слюдянки - не случайность.
Здесь же покажу Байкальск - совсем невзрачный городок (12 тыс. жителей) в 40 километрах восточнее, где полвека проработал знаменитый целлюлозно-бумажный комбинат-"отравитель Байкала".
Начнём прогулку по Слюдянке, конечно, на железнодорожной станции, и первым делом оглянемся назад - вдали синеет Олхинское плато, которому Кругобайкалка обязана своей фантастической сложностью, а ближе тянется Хамар-Дабан. С него сбегают две речки, - Похабинка и Слюдянка, - в названиях которых зашифрована вся предыстория городка. Енисейский казак Иван Похабов, даже не родич, а лишь однофамилец основавшего Иркутск коллеги Якова Похабова, в 1647 году заложил здесь острог, считанные месяцы спустя перенесённый в устье следующей, Култучной речки. Позже острог измельчал до зимовья, на которое в 1780-х годах зачастил Кирилл (Эрик) Лаксман - шведский естествоиспытатель на русской службе, в 1781 году уехавший помощником начальника на Нерчинские рудники. Он-то и обнаружил, что здешние горы богаты слюдой, мрамором и лазуритом, и именно последний стала добывать под началом мастеров из Екатеринбурга горняцкая деревушка, разросшаяся здесь на рубеже 18-19 веков. Байкальский лазурит использовался в облицовке Исаакиевского собора и дворцов Петергофа, перерабатывался в ультрамариновую краску, но в итоге к 1863 году оскудел. Какая-то жизнь на Слюдянке, впрочем, продолжила теплиться - ведь в это же самое время польские каторжане с проигранного восстания тянули вдоль Байкала Кругоморское шоссе (см. прошлую часть). Его узлом, однако, был соседний Култук, большое и богатое село. Время Слюдянки пришло лишь через несколько десятилетий, в 1899 году, когда сход култучных крестьян договорился продать государству большой участок земли под станцию подошедшей сюда Кругобайкальской железной дороги:
2.

Теперь полюбуемся с того же виадука на восток - ведь первый поезд прибыл именно оттуда. Олхинское плато с его неприступными склонами было едва ли не главной естественной преградой на всём Транссибе, и в 1899 как временное решение до преодоления этой преграды заработала паромная переправа через Байкал, от истока Ангары до станции Мысовая. Однако ещё когда построенные в далёком Ньюкасле ледокол "Ангара" и паром "Байкал" монтировались на верфях Листвянки, рельсы медленно поползли на запад от Мысовой. Ведь Кругобайкалка - это не тупиковые 89 километров от Култука до Порта-Байкала, а все 260 километров: как действующая линия КБЖД юридически не выделялась никогда, однако Управление по строительству Кругобайкальской железной дороги работало по всему побережью Славного моря меж двух причалов парома. Штаб стройки расположился в 1899 году именно в Слюдянке: в 1902 году сюда дошла железная дорога от Мысовой, а любого участка на противоположном берегу Байкала отсюда можно было достичь за несколько часов по воде или по льду.
3.

К 1905 году, когда Кругобайкальская стройка была завершена, население Слюдянки достигало 5 тыс. человек - больше, чем в любом из уездных городов Иркутской губернии, кроме Нижнеудинска. В 1928 году Слюдянка стала ПГТ, в 1936 году - городом. Кругобайкалка же в середине ХХ века распалась на две совершенно разные части: на северном берегу Байкала прибрежную линию в 1949 году сменила Перевальная ветка через Большой Луг, а в 1956 Иркутская ГЭС затопила пути вдоль Ангары от Порта-Байкал до Иркутска. Северная половина КБЖД превратилась в колоритный малодеятельный тупик, южная - осталась магистральным ходом Транссиба. В 1956 году сюда дошла электрификация, однако "лебедянка" от "Лугансктепловоза" (1950) с 2006 года стоит у ворота депо, напоминая, какие машины прежде в нём обитали:
4.

От железной дороги Слюдянка росла выше по горам, и тем не менее начинался город между станцией и Байкалом. Спустимся туда:
5.

И ларьки на платформе своими вывесками напоминают о былой славе Омулевого рая. С момента постройки Слюдянка была важной станцией после тяжёлого участка, в 1956-70 годах служила границей электрификации, в 1970-95 - границей постоянного и переменного тока и ещё лет 15 по инерции оставалась местом смены локомотивных бригад. Словом, у поездов тут были долгие стоянки, в месте встречи (или прощания - смотря с какой стороны едешь!) Транссиба с Байкалом и определившие неповторимый колорит. И для проводников в пассажирских вагонах Слюдянка была, натурально, самой ненавистной станцией от Владивостока до Москвы: о том, что здесь в те славные годы творилось, в своё время очень красноречиво рассказывал

Омуль! Байкальский омуль. Он тут продается в таком изобилии – как количества, так и видов и подвидов копчения. Типичен такой диалог с торговками: (поезд только подошёл)
- Почём?
- Двадцать пять рыбина! Берите, вчера только коптили!
(большая часть пассажиров расхватывает коричневые рыбины из корзинки). Через пять минут:
- А берите по двадцать, по двадцать!
(торговки идут вдоль поезда, выискивая неотоварившихся). За пять минут до отправления, лениво:
- Что хотите за рыбку?
- Пятнадцать, пятнадцать! Берите скорей, скоро поезд трогается!
И только самые мудрые берут в конце на двадцать пять по две рыбины...
Потом долго плюются и матерятся проводники: вагон густо пахнет копченой рыбой, все поголовно пьют усть-илимское пиво и мусорные бачки вагонов переполнены газетами с омульными остатками. Рыбный запах выветривается только часа через три, к Мысовой.
Что показательно, брали рыбу тогда без опаски - о "круговой поруке" сибирских торговцев, наивно полагавших, что однажды продав пассажирам тухлятину, они лишатся их доверия навсегда, на советском и ранне-постсоветском Транссибе слагали легенды.
6.

Однако не ларьками едиными интересен слюдянский перрон. Одна из главных достопримечательностей Транссиба - вокзал (1904), в котором сошлись путейская и горняцкая сущности этого городка. Дело в том, что вокзал построен (не облицован, а именно построен!) из местного белого мрамора, пусть и подрастерявшего за 100 с лишним лет белизны:
7.

Перронный фасад вокзала - на заглавном кадре, там же запечатлён небольшой памятник Михаил Хилкову (2005) - отцу Кругобайкалки и строителю целых двух железных дорог от Атлантики до Пацифики. Дворянин из Тверской губернии, он настолько проникся либеральными взглядами, что вместо истерик
7а.

Изнутри Мраморный вокзал не так зрелищен, как снаружи, зато примечателен небольшим музейчиком с геологической витриной:
8.

И странным деревянном макетом символа далёкой Москвы:
8а.

Своя деревянная Никольская церковь (1915) стоит напротив входа в вокзал. В 1929-47 годах её занимал Клуб имени Первого мая, затем храм вернули верующим, но колокольню и завершение восстановить приход смог лишь в 2008 году. Тогда Слюдянка отстраивалась после землетрясения - как и подавляющее большинство байкальских землетрясений, обошлось оно без жертв, но материального ущерба нанесло изрядно.
9.

Сама церковь на этом месте не первая - её предшественницу срубили в 1903 году в Половинной пади на другом берегу Байкала:
10а.

А в 1906-м, откопав пару старожилов, вспомнивших, что цесаревич Николай проездом в Слюдянке отсутствием церкви недоволен остался, храм разобрали и перенесли сюда. Но для разросшегося посёлка он очень быстро оказался слишком тесен:
10б.

Вокруг сохранилось нескольких путейских домов:
11.

Иногда - с красивыми наличниками:
11а.

А неприметный проход вывел нас к культовому для своей эпохи месту - Дырке в Байкал:
12.

Невесть когда и кем выломанный кусок парапета породил один из самых колоритных ритуалов старого Транссиба. Ведь не секрет, что в 49% случаев последними словами русского человека становится "Зацени, как я могу!", а в оставшихся 51% - "Да это ещё фигня!". Вот и здесь разморённые в старых вагонах дембеля или вахтовики повадились за время 25-минутной стоянки соскакивать с поезда, чтобы пробежав три квартала бегом плюхнуться в прохладный Байкал. А потом ещё и добежать обратно - очень так себе перспектива отстать от поезда в одних трусах! Равно как и загреметь в ЛОВД всей компанией из-за того, что друзья сорвали стоп-кран, а потом подрались с проводниками и милицией.
13.

Хмурой осенью, конечно, в Дырку нет желания сигать. Но можно в неё выглянуть, полюбовавшись например лежащими слева Култуком и Шаманским мысом - вблизи я всё это показывал в прошлой части:
14.

За морем как на ладони сама КБЖД:
15.

Направо виды не столь эффектны, зато там находится основная часть набережной с мостиком через "лагуну" бывшей лодочной станции:
16.

За 25 минут стоянки сходить к Дырке в Байкал и вернуться не проблема даже прогулочным шагом - главной задачей удалого дембеля было не рекордную скорость развить, а понять, где именно сворачивать. Очевидный выход к набережной - бульвар в монументом "Слава Труду", - проходит весьма далеко от вокзала.
17.

Но Глория Мунди здесь только транзитом... К концу "нулевых" Слюдянка перестала быть местом смены локомотивных бригад, и стоянки в ней сократились с 25 до 3 минут. Добежать к Дыре в Байкал за такое время не смог бы, наверное, ни Усейн Болт, ни Ахилл, не говоря уж о простом русском парне. Омуль, правда, оставался столь востребованным, что и за 3 минуты пассажиры успевали выменять его на кровные рубли. Но эту лавочку уже в 2010-х прикрыли РЖД, повсеместно закрыв свои платформы для торговцев. Теперь с точки зрения пассажира Слюдянка - совершенно заурядная станция, и её упадок за 10 лет можно оценить по постам Перископа - в 2006 (оттуда была и цитата), 2011 и 2016 годах. Так что вновь взойдём на виадук и отправися в нынешний город, к путям обращённый огромным голубым зданием больницы:
18.

Напротив - котельная с явно дореволюционной кладкой:
19.

И памятник военным водолазам (2017) - центр их подготовки в 1942-44 годах был эвакуирован сюда из Севастополя:
20.

Выше проходит параллельно путям Советская улица. На ней примечательны сталинки железнодорожного интерната:
21.

И чего-то похожего на кинотеатр:
22.

А так же типичные для всей Слюдянки деревянные путейские дома начала ХХ века и пятиэтажки с узорами красными кирпичом по жёлтому:
23.

Но в первую очередь - водонапорная башня с забавным секретом. В прошлой части я рассказывал о Кругоморском шоссе, которое в 1863-66 годах строили ссыльные поляки, под конец поднявшие восстание и пытавшиеся прорваться в Китай. Немало каторжан попало на Кругобайкалку и в 1904-05 годах, в том числе - из той же Польши, где народные волнения бушевали с удвоенной силой. На этот раз до восстания дело не дошло, и всё же в основание башни ясновельможные паны заложили маленькую идеологическую диверсию из облицовочного камня - пусть и с N вместо Й.
24.

Рядом с башней в 2009 году поставили ещё одну луганскую "лебедянку" (1954). Здесь же начинается главная площадь, на которую глядят ДК Железнодорожников (1938)...
25.

...та самая голубая больница и администрация в красном здании 1950-х годов. Проходящая за сквером улица Ленина представляет собой участок федеральной трассы "Байкал", и несколько забавных инсталляций примыкают к расположенному здесь же автовокзалу. Своим устройством он отсылает скорее в Иран или Турцию, чем в бывший СССР - несколько частных касс автобусов до Иркутска, Улан-Удэ и курортов Тункинской долины да стоянки маршруток и ПАЗиков в дальние районы Слюдянки и в соседний Байкальск.
26.

Посреди сквера, между ДКЖД и администрацией - инфостенд с картой основных достопримечательностей слюдянской округи, в первую очередь - мелких водопадов и пешеходных мостов у тропы на чик Перского. Вернее, пик Черского - забавное прозвище ему дали туристы ещё в те времена, когда на тропе не навели мосты, и походы туда не стали мейнстримом. Пик Черского для Иркутска - примерно как Пидан для Владивостока, самая популярная для восхождений гора. На склонах его, конечно, есть свои красоты - например остатки Старокомарского тракта (см. прошлую часть), потрясающе выглядящее сверху озеро Сердце или тропа по гребню хребта, которую преграждает скала Жандарм. На поход с ночёвкой у метеостанции "Хамар-Дабан" хватит 2-3 дней - от центра Слюдинка до пика идти 26 километров, треть из которых можно проехать до конечной остановки "Рудоуправление", или просто Рудо. И мы с Ольгой, прежде там уже бывавшей, всю поездку думали, идти или не идти, пока хмарь на вершинах Хамар-Дабана не приняла окончательного решения за нас. Однако поймав на площади маршрутку, мы всё же поехали ближе к этой хмари - дело в том, что нынешняя Слюдянка представляет собой фактически два разных города.
27.

От железнодорожной "собственно Слюдянки" - несколько километров до горняцкого Верхнего города. Что интересно, по факту он моложе: с упадком лазуритовой добычи в 1860-х годах жизнь Слюдянки полностью сместилась к Байкалу и путям вдоль него, и лишь в 1902 году, когда сюда пришла железная дорога, коммерсанты из крупных городов начали столбить себе участки. Из добытого здесь мрамора успели построить вокзал и наверное ещё что-нибудь не столь известное, и конечно, капиталистические начинания продолжила советская власть. В 1924 году был создан трест "Слюдасоюз", в 1927 преобразованный в Слюдянское рудоуправление. Первоначально основным объектом его добычи действительно стала слюда-флогопит, но в 1975 году без всякого капитализмуса и невидимых конечностей рынка добычу свернули одним росчерком пера - в Якутии готовилось освоение крупнейших в мире флогопитовых месторождений Алдана. Впрочем, Слюдянка вряд ли от этого много потеряла - постепенно на передний план Рудо вышли известняк и разноцветный мрамор. Последний добывалась на карьерах Буровщина и Стрелка, и им отделаны, например, несколько станций метро - "Баррикадная" и "Улица 1905 года" в Москве, "Красный проспект" в Новосибирске, "Пролетарская" (ныне "Индустриальная") в Харькове. Но важнее мрамора в народном хозяйстве оказался мраморизированный известняк - отличное сырье для производства цемента, которого строящимся ГЭС на Ангаре требовалось ОЧЕНЬ много. Разрабатываемый с 1958 года мраморно-известковый карьер "Перевал" белым облаком висит над всей южной оконечностью Байкала.
28.

Верхний город вытянут по узкой и довольно крутой пади, из которой постоянно тянет холодом. Вид его совсем иной, донельзя сибирский - избы у подножья скал и кварталы малоэтажек в "стиле пленных немцев":
29.

Дощатые сараи во дворах:
30.

Рудничные постройки, лепящиеся к крутым склонам пади:
31.

И обильные руины тут и там:
32.

В том числе - заброшенные сталинки ДК Горняков и больницы, не остановившие мой взгляд. Самое примечательное здание Верхней Слюдянки - деревянная Первая школа (1946):
33.

А центр этого района - парк Слюдянских Красногвардейцев с братской могилой местных большевиков, погибших июле 1918 года, обороняя Слюдянку от "белых". Не знаю точно, когда над могилой был поставлен обелиск, вроде бы в 1950-м:
34.

Выше сквера - одноэтажные районы, сохраняющие неповторимый мрачный горнорудный колорит:
35.

С названиями улиц вроде Шахтёрской или Гранитной:
36.

Почти что на самом верху - и достопримечательность соответствующая: первый в России частный музей минералов, основанный в 1990 году на основе коллекции местного геолога Валерия Жигалова. Судя по сайту, где история создания музея, все "лихие 1990-е" (а может и позже) оборонявшегося от бандитских и чиновничьих атак, называется ни много ни мало "Моя борьба", а отдельный раздел посвящён байкам старого геолога - хозяин тут весьма колоритен. Музей он держит при собственном доме, дополнив его гостиницей, или вернее - приютом. Но мы не прошли дальше двора - у высоких ворот я позвонил в звонок, и вышедшая навстречу женщина сообщила, что музей посмотреть можно, но стоит это по 300 рублей с человека. Не спорю, что минералы здешние исключительно ценны, но я не такой их любитель, чтобы отдавать за двоих 600 рублей, да и все минералогические музеи в нашей стране равны перед Дальнегорском. Так что за ворота отсылаю в чужие посты или на сайт музея, а мы пошли ни с чем обратно вниз.
37.

Ещё пара зарисовок из Верхней Слюдянки:
37а.

Горняцкая глушь не лишена колорита и юмора:
37б.

Ну а теперь вновь спустимся к Байкалу. На самом деле у Слюдянки даже больше районов - например, Перевал у дороги к одноимённому карьеру, примечательный своим парком с воинским мемориалом (1970). Или видимый восточнее вдоль берега Сухой Ручей, сущность которого нагляднее раскрывает платформа Транссиба - Рыбзавод. Омулевую славу Слюдянки предопределил крупнейший промысловый порт Байкала у Южно-Байкальского рыбоконсервного комбината, в 1998 году приказавшего долго жить. А вот туризм вечен - встреченные на тункинских аршанах иркутяне очень хвалили расположенную близ Рыбзавода гостиницу окнами прямо на море:
38.

Вот только несмотря на близость к платформе, попадать туда лучше своей машиной: обеспеченный дешёвой гидроэнергией электричковый рай Иркутской области заканчивается на Слюдянке, восточнее которой ходят всего 1-2 электрички в день, а дальше и вовсе ничего. Поэтому теперь остаётся лишь пересесть на автобус и продолжить путь по трассе "Байкал", вобравшей в себя Кругоморское шоссе. На выезде из Слюдянки я не успел заснять памятник Космонавту (1962), готовящемуся стартовать прямо с края серпантина:
39.

У трассы, впрочем, перед железной дорогой есть важный минус - она проходит по горам, в то время как Транссиб две сотни километров, несколько часов, идёт прямо по берегу Байкала. Откровенно говоря, прокладывали его там не от хорошей жизни - сворачивать горы все 260 километров у путейского ведомства не было ни времени, ни средств. Пути почти на уровне воды нередко размывались штормами и паводками, а зимой прямо на рельсы выползали из озёрных льдов гигантские торосы. Методом проб и ошибок на обустройство защиты ушло несколько десятилетий. Так, в июле 1971 года на южный Байкал обрушились аномальные дожди - за 10 дней выпала полугодовая норма осадков, размывших пути в Утулике (восточнее Слюдянки) и обрушивших тоннель 9бис у Берёзовой бухты на той стороне. Стальной хребет России оказался перебит по одному пути на 3 дня, по другому на 12. Грузовые перевозки тогда встали, а для пассажиров вновь, впервые за шесть с лишним десятилетий, заработала переправа через Байкал. Но то бывает редко, а большую часть года определённо куда как интереснее нестись по берегу Славного моря, любуясь его волной, чем скакать по лесу с горки на горку:
40.

Сам же ландшафт в этой части Кругобайкалки гораздо скучнее - если на том берегу 10% линии приходится на тоннели, то здесь всё не сильно иначе, чем где-нибудь в Кировской области. И даже фермы мостов - типовые советские эпохи:
41.

ПАЗик, курсирующий раз в полтора часа, довёз нас до Байкальска - последнего по Транссибу на восток городка Иркутской области. Если основанный в 1945 году Ангарск известен как "Город, рождённый Победой", то заложенный в 1961 году Байкальск родился под звездой Первого полёта:
42.

С другой стороны Троицкая церковь представляет альтернативный путь на небо:
43.

На обоих кадрах выше - федеральная трасса, промчавшись по которой сквозь город, можно его даже и не заметить. В кустах ниже трассы скрывается платформа Байкальск, в 1965 году снабжённая вокзалом. Ещё ниже лежат два микрорайона Гагарина и Строитель (фото есть здесь), а выше - соответственно, Южный: все три полностью обосоленны друг от друга, так что на карте город напоминает Рерихов флаг. Как я понимаю, именно Южный был первым, и его бараки служат Байкальску историческим центром:
44.

Наверху - ДК "Юбиленый", уж не знаю, в 1967 году построенный или в 1970-м. Сам Байкальск в год полёта Гагарина был именно что основан, а сдан "под ключ" и статус города получил в 1966 году:
45.

Вместе с градообразующим предприятием - восточнее трёх микрорайонов лежит облепленная частным сектором промзона. Её основой был Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, о котором как об "отравителе Байкала" я знал как бы не столько же, сколько про сам Байкал. По словам знакомых туристов, органическая вонь из его труб преследовала в горах Хамар-Дабана вплоть до самых вершин, а вода была отравлена в радиусе 20 километров. Дурную славу БЦБК обрёл практически с момента основания - фильм "У озера" (1968) о противостоянии начальника биостанции с директором комбинатской стройки стал чуть ли не первым "зелёным" произведением в СССР. И всё же - комбинат работал, и производил он целлюлозу высочайшего качества для денежных банкнот или твёрдого топлива ракет "Тополь". Байкальск в "лихие 1990-е" был в Сибири островком благополучия, и вонь целлюлозы была людям явно милее, чем дух нищеты. Всё начало меняться в 2000-х годах, когда сюда дотянулась федеральная олигархия - как говорили мне местные жители, экологией тут на самом деле и не пахло, просто кое-кому очень захотелось ликвидировать конкурента. В 2008 году БЦБК перешёл на замкнутый водооборот, вот только качество целлюлозы от этого упало. Стремительно растерявший заказчиков комбинат был остановлен в 2013 году, причём окончательный приговор ему подписал лично Дмитрий Медведев. В Байкальске разом остались без раобты три тысячи человек - больше половины трудоспособного населения, и как сетуют старожилы, "город обыдлился" - квалифицированные кадры разъехались по другим комбинатам. Остальная Россия им не очень-то сочувствует - ведь "отравитель Байкала" уничтожен! С точки зрения местных, однако, власти сделали БЦБК козлом отпущения: другой рукой они создают на берегах Священного моря "особые экономические зоны" с массовым строительством турбаз и коттеджей и сокращают водоохранные зоны, в то время как на текущих в Байкал реках активно вырубаются леса. Из-за особенности байкальской экосистемы органическое загрязнение для неё как бы не опаснее химического, и из Малого моря воду пить, например, уже нельзя. Погасшие трубы комбината провожают на восточном выезде, и лишь Байкальская ТЭЦ (1965, 99 МВт) по-прежнему дымит среди них.
46.

Мы же продолжаем путь - впереди голубеет Бурятия:
47.

И обратите внимание, как поменялся пейзаж - и осениие кадры Слюдянки, и зимние кадры Байкальска были сняты в октябре 2020 года с разницей в несколько дней. Мы перебрались на другую сторону Байкала.
48.

В следующей части продолжим путь вдоль "магистральной" половины КБЖД.
БАЙКАЛ-2020
Обзор и оглавление.
Иркутский Север
Байкало-Амурский маршрут. Предыдущая часть путешествия.
По Ангаре. Братск - Балаганск.
Большой Иркутск - будет позже.
Кругобайкальская железная дорога
Иркутская ГЭС и окрестности (остатки в городе).
КБЖД. Порт-Байкал - Берёзовая бухта.
КБЖД. Шумиха - Киркирей.
КБЖД. Киркирей - Шаражалгай.
|
</> |