Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

топ 100 блогов varandej19.02.2021 Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Нет, у вас не сломалась френд-лента, предательски скрывшая предыдущие 6 частей - они были написаны в 2012 году, и последняя была о предместье Рабочем, в те времена ещё не растерявшем среди иркутян репутацию места, откуда можно не вернуться. В актуальной же прошлой части мы добрались в Иркутск из Братска весьма нестандартным способом - на скоростном "Метеоре" по Ангаре, или вернее тому, во что Братская ГЭС превратила эту реку. Сегодня же отправимся к следующей вверх по течению Иркутской ГЭС по заброшенным рельсам Кругобайкальской железной дороги.

Как сказала небезызвестная Мэрилин из фильма "Брат-2", "8 лет - это много". Что изменилось за это время в большом сибирском городе? Улицы и фасады домов сделались опрятнее, трафик - спокойнее и из него почти исчезли правые рули. Китайских чифанек стало меньше, зато кафе с кухней любых других народов от бурятских позных до пошлого "БургерКинга" появились на каждом шагу. Деревянные дома заметно поредели (или просто я не по тем улицам ходил?), новостройки - подросли числом и этажностью. Архитектура улицы Карла Маркса кажется всё такой же австро-венгерской, но в центр в этот раз мы забредали мало и как правило ближе к ночи. Которая в Иркутске уже не так темна и полна ужасов, и даже Рабочее и Радищево наводят скорее грусть, чем страх. Хотя гопники всё же встречаются, и общаются всё так же вежливо - а значит, по-прежнему помнят, чем дерзость к незнакомцам грозит. В целом, каких-то резких и масштабных перемен, как в Москве при Собянине или в Питере на 300-летие, в Иркутске за 8 лет не произошло, но атмосфера изменилась к лучшему: теперь город кажется уютным, тёплым и любимым своими жителями. Если сравнивать Иркутск с большой старой избой, то снаружи её обшили сайдингом, зато внутри вместо сквозняков встречает тепло русской печки.

2.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

В Иркутске я планировал задержаться надолго, восстановить силы между БАМовским вояжем и поездками на Кругобайкалку и Ольхон. Снимая квартиру через airbnb, я ориентировался больше на сочетание цены и условий, но как оказалось - и с расположением не прогадал: весь этот пост сложился из двух пеших прогулок. Нашим пристанищем стала очень иркутская по облику бело-красная новостройка "Сигма" на Левом берегу Ангары близ Академического, или Нового моста (на кадре выше). Заложенный в 1999 году, открылся для движения он спустя 10 лет, а развязки были закончены и вовсе в 2013-м. В итоге мост получился настолько новым, что даже общественный транспорт по нему почти не ходит - администрация просто не сподобилась серьёзно переделать маршрутную сеть, и с одного конца моста к другому легче проехать через Старый мост или Иркутскую ГЭС. Хотя ещё лучше - пешком: длина моста 1615 метров, высота над водой достигает 55 метров, а это означает отличные виды:

3.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Выше по течению стеной через всё русло стоит Иркутская ГЭС, и я сразу же впечатлился водяными буграми у её подножья:

4.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

С Амура на Ангару я привёз высокую воду, затопившую, например, Телячий островок чуть ниже по течению:

5.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Половина моста проходит над следующим Конным островом - как следует из названий, когда-то на островах были пастбища, ну а теперь - диковатые парки, в которых гуляет народ:

6.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Чьё-то творчество на парапете:

6а.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Над Конным островом нависает Иерусалимская гора, с этой стороны ограничивающая центр Иркутска. Гору венчает пожалуй самый интересный архитектурный памятник этого города, если не всей Восточной Сибири - Крестовоздвиженская церковь (1747-60), стены которой так густо покрыт буддийскими орнаментами, что внутри ожидаешь (напрасно) увидеть на фресках пляшущих многоруких святых. Более того, она здесь не одна такая: буддийские узоры православных храмов - феномен "иркутского барокко", а эта церковь - его лучший образец. Ниже виднеются деревянные новостройки Иркутской слободы, которую местные по-старинки называют 130-м кварталом. За 8 лет из бездушного макета она превратилась во вполне привычное и популярное "общественное пространство", куда мы захаживали поесть новозеландских пирогов с необычными начинками и очень тонким тестом - вроде как основатели кафе, тогда молодая пара, действительно привезли их рецепт из Новой Зеландии. Всё это я показывал подробнее в 2012 году, а вот до грузного белого здания Кузнецовской больницы (1871-76), кажется, тогда не дошёл.

7.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Ближе видны вагончики и локомотивы у миниатюрного депо: Конный остров опоясывает Малая Восточно-Сибирская железная дорога - одна из "детских железных дорог", полноценных узкоколеек, строившихся по просторам Необъятной как наглядные пособия для летних школ юных железнодорожников. Иркутская ДЖДшка маленькая (3,2км), а история её гораздо извилистее, чем трасса. Формально она одна из старейших в России - открылась 8 ноября 1939 года, в один день с Горьковской ДЖД... но только в Иркутске этот день наступил на 5 часов раньше! Вот только располагалась та ДЖД изначально в том самом Рабочем (фото см. тут), и застройщики начали её душить ещё когда это не было мейнстримом: ради жилого квартала в 1960-х годах линию укоротили до 900 метров (то есть она была самой короткой из всех ДЖД) и вдобавок зажали заборами, гаражами и помойками. Нынешняя МВСЖД на Конном острове построена с нуля в 1985-92 годах, а здания станции Солнечной - ещё на 10 лет позже:

8.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

У вокзала с башенкой (2002) на кадре выше видны составы "Сибирячок" и "Малый Байкал" и паровоз-памятник, поставленный в 2005 году. Увы, не могу сказать, что он "всё, что осталось от первоначальной ДЖДшки" - это ширококолейная "лебедянка" 1950-х годов.

9.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

От Солнечной линия описывает петлю с платформами Ангара и Родники на той стороне моста. Под мостом же сделана имитация тоннеля:

10.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

За Солнечной мостик ведёт к следующем острову Юность, представляющему собой благоустроенную часть парка с лавочками, велодорожками и контейнерами для раздельного сбора мусора. Прежде он назывался Малым Конным, а своё нынешнее название получил после фестиваля молодёжи в 1958 году. В 1960-х остров благоустроили, а в 1979-м году на нижней по течению стороне появились летний театр и танцплощадка:

11.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

В обиходе просто Ракушка, больше всего она впечатляет своим прототипом - вы наверное тоже вспомнили Сиднейскую оперу?

12.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

А под трибуной - какие-то странные пузыри, словно опору складывали из мешков застывшего цемента:

12а.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

У мостика, ведущего на материк - скульптура байкальской нерпы (2014). Обратите внимание, как Ангара чиста - хотя больше промышленной дряни из всех российских рек сливается только в Волгу, промышленность вся ниже по течению. А здесь - пока ещё байкальская вода:

13.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

И рыба тоже байкальская - в черте города Ангара буквально усеяна рыбацкими лодками. Дальше полюбуемся рекой с острова Юность и бульвара Гагарина, который служит центру Иркутска набережной. Вниз по течению виден Глазковский, или Старый мост - открытый в 1936 году, он стал первым не только в Иркутске, но и на всей Ангаре. На момент постройки он считался крупнейшим в СССР железобетонным сооружением (длина 1235м), а выбить денег на него, по известной легенде, далёкий и запятнанный "колчаковщиной" город сумел, объявив будущий мост "самым большим в мире памятником Ленину". Мост я показывал в первой части рассказа про Иркутск....

14.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

...как и вокзал (1898-1907), вытянувшийся вдоль Ангары на 200 метров. Казаки Якова Похабова рубили Иркутский острог в 1661 году на правом берегу Ангары, против устья Иркута. Железная дорога же прошла по левому берегу, и пересечь Ангару до постройки моста можно было только по льду или на пароме. В ледоход и ледостав незадачливым пассажирам приходилось ждать возвращения домой неделями. А потому немудрено, что привокзальная Глазковка - весьма колоритный старый район, исторический центр Левого берега.

15.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Но в основном Левый берег советский, а лицо его теперь определяют Студгородок и Академгородок. Доминанта Ангары между двумя мостами - общежитие политеха (1987): свою региональную архитектурную школу Иркутск породил не только в 18 веке, но и в позднем СССР. Самые яркие её образцы со сложнейшими сочетаниями объёмов, ломанными линиями и "ножками" первых этажей создавал архитектор Владимир Павлов, и подборка его творений явно заслуживает отдельного поста - за неимением своего пока отсылают вот в этот. Однако остроугольность, красный кирпич и белый бетон (донельзя русское сочетание цветов!) по сей день определяют облик иркутских окраин:

16.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Вернёмся к Новому мосту:

17.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Перед мостом - платформа Академическая. Надо заметить, гигантские ГЭС сделали Иркутскую область регионом с самой дешёвой в России электроэнергией, а потому тут и городской транспорт самый дешёвый (15 рублей в трамвае или троллейбусе), и электрички бегают активно, как мало где за пределами столичных узлов. Причём особенно удобно, что вокзал для большинства маршрутов не является конечной: Академическая первая платформа к югу от Иркутска-Пассажирского, однако я ездил отсюда на север - в Усолье-Сибирское и Ангарск. Но обратите внимание, как на берегу туманной Ангары рельсы круто поворачивают и под прямым углом уходят перпендикулярно руслу:

18.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

А по другую сторону Академического моста заросшая колея тянется вдоль берега. По её шпалам, сквозь романтичный зелёный тоннель, нас повёл Михаил Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности mikka, которому я обязан дальнейшим рассказом:

19.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Дело в том, что эта колея - не что иное, как начало Кругобайкальской железной дороги. После Иркутска путь Транссиба за Байкал преграждает Олхинское плато, к Байкалу обращённое отвесными обрывами, а в другую сторону - достаточно крутыми склонами, чтобы по ним не смог взобраться паровоз. Поэтому первоначально, с 1898 года, железная дорога так и шла от Иркутска левым берегом Ангары, у станции Байкал сменяясь паромной переправой. Ещё 7 лет ушло на то, чтобы пробить железную дорогу по карнизу у подножья Олхинского плато - 80-километровая линия, на 12% состоящая из тоннелей, которую мы теперь называем Кругобайкалкой, была пущена в 1905 году. Но даже после пары реконструкций ограниченная в развитии шириной этого карниза и регулярно перебивавшаяся обвалами она так и оставалась самым проблемным местом Транссиба. Локомотивостроение, однако, тоже не стояло на месте, и к 1940-м годам Олхинское плато уже не выглядело столь непреодолимым. В особенности - для электровозов, тем более - если работать они будут на почти бесплатной гидроэнергии, а каскад гигантских ГЭС и связанных с ними алюминиевых заводов на Ангаре планировался ещё в ГОЭЛРО. В 1946-49 годах была проложена новая железная дорога, так резко поворачивающая у Академической, а в 1950-58 над Ангарой выросла Иркутская ГЭС, затопившая старую линию - движение здесь прекратилось в 1956 году. Но два километра того изначального Транссиба (1898) уцелели между Академическим мостом и плотиной:

20.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Вдоль путей, как в тропических странах Третьего Мира, тянутся убогие трущобы, пропахшие куриным помётом:

21.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Сама эта линия превратилась в промышленную ветку к железобетонному заводу (1959), где-то в приречных кустах расходящуюся с бывшим Транссибом.

22.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Вот в сгибе Старкузьмихинской улицы - устои моста (1908-12) без полотна и рельс:

23.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

А тихая улочка по соседству впечатляет своим названием:

24.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Отсюда мы поднялись наверх по ажурную металлической лестнице сквозь золотую листву:

25.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

На шумную и загазованную Старокузьмихинскую улицу. Тянущаяся от Академического моста, он напоминает о селе Кузьмиха, которое служило центром немаленького "куста деревень". Сельского тут, кажется, теперь ничего не осталось, но именно Кузьмиха стала в 1950-х годах базой "Ангарагэсстроя". Придорожная зелень кое-где расступается, открывая отличные виды на Иркутскую ГЭС:

26.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

По сравнению с построенными позже Братской, Усть-Илимской и Богучанской электростанциями ИрГЭС выглядит довольно скромно - мощность 660 МВт, длина плотин 2400 метров, высота над нижним бьефом - 45 метров. Масштабом и архитектурой она больше напоминает гидэроэлектростанции Волги (Рыбинская, Горьковская) или Днепра (ДнепроГЭС). А ещё - возрастом: заложенная в сталинскую эпоху, это первая крупная ГЭС всей Сибири, и с неё начинался грандиозный Ангаро-Енисейский каскад.

27.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

К левобережному краю плотины примыкает небольшой городок энергетиков с улицами Ангаргэсстроя, Гидростроителей, Андрея Бочкина (руководил стройкой) и Николая Салацкого (возглавлял её партком):

28.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Очень тихий и очень зелёный район с малоэтажками и коттеджами 1950-х:

29.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Местами даже не растерявшими "архитектурных излишеств":

30.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Над кварталом нависают школа той же эпохи:

31.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

С глобусом и барабаном на фронтоне:

31а.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

И новостройка 1990-х годов, явно пытающаяся продолжать традиции "павловского стиля":

32.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

По сути целый квартал из нескольких корпусов и двориков, соединённых сложной системой арок:

33.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Только если у самого Павлова дома безмерно советские, и жителями их видишь то ли застенчивых инженеров в роговых очках, то ли самодовольных начальников в меховых шапках, здесь - скорее попытка Европы с её диалектикой благообразных бюргеров и отвязных панков:

34.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Я бы сказал, есть в этом что-то "пинк-флойдовское":

35.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Ещё одна новостроечка чуть в стороне:

36.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Дворы домов на "фасаде" квартала:

37.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

На углу района - здание Управления ГЭС, солидная сталинка с башней:

38.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Напротив через улицу Безбокова (перспектива на кадре выше) - Зелёный Ильич (1959). Говорят, в постсоветские времена на него напали какие-то активисты-антикоммунисты с ведром зелёной краски. Да такой въедливой, что отмыть её не смогли, а потому всю статую покрасили в зелёный:

39.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

По соседству ещё один памятник - поставленная здесь в 2012 году лопасть гидротурбины:

39а.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Улица Безбокова превращается в дорогу по плотине:

40.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Прямо на которой стоит административный корпус с впечатляющей мемориальной доской передовикам строительства:

41.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

С плотины открывается отличный вид на Академический мост и целый архипелаг в речном русле. У моста - Конный остров и сливающиеся с ними Елизовский и Кривой. На переднем плане, справа налево - острова Стрела, Чушковский и Заячий. Последний, впрочем, сейчас более известен как остров Бабр - этот мифический зверь с городского герба, на самом деле водившийся здесь три века назад амурский тигр, столичными чиновниками превращённый во что-то наподобие гигантского хищного бобра, давно стал одним из символов Иркутска. Ну а звучное название, конечно, адресовано туристам: с 2011 года на острове действует форелевое хозяйство, где можно порыбачить на прудах, купить свежую рыбу или просто погулять по островному парку среди кроликов, енотов и норок. Вон справа, за Стрелой, виднеется лодка, как раз везущая гостей сюда:

42.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Первоначально, и с советским размахом, форель предполагалось разводить прямо под плотиной, на бывшем острове (вот названия его я так и не нагуглил!), который она пересекла. В итоге успели построить лишь дамбу, отгородившую сообщающееся с Ангарой озеро Квадрат:

43.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Новостройки правого берега:

44.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Но в первую очередь с плотины стоит спуститься, чтобы снизу полюбоваться самой ГЭС с её отчётливо сталинским обликом и необычным орнаментом наверху:

45.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Нам повезло попасть сюда ещё и при высокой воде - водяные горы здесь так плещутся далеко не всегда:

46.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Сверху Иркутская ГЭС, как и большинство плотин, смотрится куда как прозаичнее. Изнутри на неё посмотреть можно здесь или здесь. Основные потребители энергии ИрГЭС - город, железная дорога, но в первую очередь - ИркАЗ, алюминиевый завод в небольшом и невзрачном городе Шелехове, который строился в 1950-х годах вместе с электростанцией и железной дорогой.

47.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Между тем, Ангару мы пересекли не по гребню, а по подножью плотины, и поднялись на правом берегу в те же красно-белые районы 1980-2010-х годов. Здесь на заливчике встречает ещё одна иркутская достопримечательность - ледокол "Ангара", в 1898-1900 годах построенный на верфях Армстронга в далёком Ньюкасле и по частям доставленный на Байкал для обслуживания железнодорожной переправы:

48.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Довольно крупное судно (61 метр длины, 1400 метров осадки), с постройкой Кругобайкалки "Ангара" встала на прикол, и вновь вышла в рейс лишь в 1916 году как пассажирский транспорт. В Гражданскую она и вовсе стала боевым кораблём с парой 6-дюймовых пушек и 4 пулемётами, которыми "работала" по тайге и скрывающимся в ней белочехам. В 1920 году "Ангарой" эвакуировались на восток "колчаковцы", прямо на борту судна устроившие массовую казнь. Причём казнили они вовсе не "красных", а 31 эсера из "Политцентра", которых оглушали деревянным молотом и сбрасывали под лёд. Затем ледокол достался Советам, в 1922 году был выведен из состава военного флота, а дальше не вылезал из аварий и капремонтов вплоть до своего списания в 1962 году. Впрочем, списание не принесло "Ангаре" покоя: в 1979 году ледокол отбуксировали в город, примерно в этот же район, а в 1983 судно выгорело в результате поджога. Ржавый остов пролежал в воде ещё несколько лет, и наконец в 1988-90 годах "Ангара" была восстановлена - но скорее не как судно-музей, а как музей на судне. Дальше его делили экспозиции и рестораны, сменялись и судились собственники, а целиком и безусловно в распоряжение города "Ангара" перешла лишь в 2015 году. Как я понимаю, теперь это всё-таки полноценное судно-музей, но что в морозном тумане 2012-го, что в осенних сумерках 2020-го я приходил сюда уже после закрытия. Подробный рассказ об "Ангаре" изнутри и снаружи есть у Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности periskop.su.

49.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Куда меньше повезло напарнику "Ангары" - едва ли не крупнейшему (водоизмещение 4500 тонн) в мире на момент постройки (в те же годы на тех же верфях) железнодорожному парому "Байкал". Как судно ледового класса, он мог работать на переправе круглый год, но колею сквозь льды ему всё же "Ангара" пробивала. "Байкал" в Гражданскую войну служил штабом красных, и потому был расстрелян белочехами из тяжёлых пушек на станции Мысовая у забайкальского конца переправы.

49а.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Историю ледоколов, изобретённых, как ни странно, в России, а не где-нибудь на озёрах Швейцарии, я рассказывал в Мурманске в контексте их кульминации - атомного "Ленина". Ещё один дореволюционный ледокол "Большой Тылль" стоит в морском музее в Лётной гавани Таллина. Он младше "Ангары" на 15 лет, и тем не менее в Эстонии преподносится старейшим ледоколом мира. На самом деле и "Ангара", которую конечно же считают старейшей сибиряки - лишь вторая по возрасту после скромного шведского "Бори" (1894). Кроме того, есть ещё и "Саратовскiй ледоколъ" (1896), который до сих пор лежит на дне Волги по месту своего названия и в теории может быть поднят и восстановлен.

50.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

На заливчике с "Ангарой" - очаровательная набережная:

51.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

А Иркутское водохранилище уходит вдаль, и формально считается крупнейшим в мире - ведь на истоках Ангары оно не заканчивается, подняв уровень Байкала на метр.

52.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

Если под плотиной - рыбаки, то над ней - яхты:

53.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

...В квартире у Академического моста я просидел пару недель почти безвылазно - сперва из последних сил отметил день рождения, а дальше просто отдыхал, иногда приглашая гостей или выбираясь в город. Квартира была вполне себе уютной, хотя и не без огрехов - по полу тянулись провода роутера, который нам пришлось переставить побезопаснее, в ванной хозяева не догадались повесить зеркало, а стиральная машина работала только на экспресс-режим. Зато в плюс было расположение: сырная и рыбная лавки у подъезда, пяток хороших супермаркетов в шаговой доступности и копи-центр, где я распечатывал дорожные шпаргалки, в соседнем дворе. Не говоря уж про платформу "Академическую" и соседство больших улиц - в любой конец Большого Иркутска я добирался почти по прямой. Уезжая на Кругобайкалку, я забронировал эту квартиру и на следующий приезд по пути на Ольхон, но в итоге уже в Листвянке меня настиг град гневных смсок от хозяйки - я расслабился настолько, что согласился на предложение оставить ключ в почтовом ящике, и квартиру хозяйка принимала без нас. Мы же так торопились на маршрутку, что забыли вынести мусор. Наверное, хозяйка даже где-то в глубине души понимала, что этот проступок не так уж фатален, тем более я сразу извинился и пообещал не повторять такой ошибки в другой раз - поэтому заодно приписала нам разбитые бокалы, испачканные наволочки и курение на балконе. После просьбы прислать мне фотографии мнимого ущерба она всё же дала задний ход, но бронь нашу отменила. Уютный облик Иркутска пусть не вводит в заблуждение: весь мой опыт общения с иркутянами (ну ладно, 9/10 этого опыта) от близких друзей до случайных попутчиков говорит о том, что тяжёлый характер здесь скорее норма, чем исключение.

53а.
Иркутск. Часть 7: Иркутская ГЭС и окрестности

В следующих 4 частях отправимся по Кругобайкалке. Хватило бы может и одной-двух, если бы мы проехали её на поезде, однако лёгким путей искать мы не стали и прошли заповедную железную дорогу пешком.

ИРКУТСК-2012
От Глазковки до острога.
Иркутский острог и окрестности.
Улица Маркса и окрестности.
Улицы Либкнехта и Декабрьских Событий.
Вокруг Иерусалимской горы.
Предместье Рабочее.

БАЙКАЛ-2020
Обзор и оглавление.
Иркутский Север
Байкало

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Девочки, милые, выручайте! Всегда тщательно ухаживала за ступнями: педикюр, раскрашивала ногти затейливо, колечки всякие. Из-за работы последние лет 5 живу в жарких странах, обувь всегда открытая, надо чтобы ноги были ухоженными. Где-то недели ...
Неожиданно для всех нас и по ясным причинам только для Мехди, он прекращает сотрудничать с «Радио Дача». Больше не будет новых эфиров передачи «Тайны судьбы». Но многие из друзей, знакомых, слушателей ждут очередных эфиров, а Мехди считает, что ...
 Что тут можно сказать? Кан действительно легенда немецкого и мирового футбола. Оливер родился 15 июня 1969 года. В 18 лет, был заключен первый контракт с клубом "Карлсруэ" (в этом городе и родился Кан), в котором наш герой играл до 1994 года. А в 1994 году, Кан стал игроком ...
Норвежские ученые доказали, что глотая мужскую сперму… женщина становится умнее. В лаборатории репродукции при Национальном медицинском центре в Осло под руководством профессора Свена Норберга вот уже год как идут эксперименты. ...
Традиционные рейтинги в каждом десятом киношном посте. В сотом еще не было, сегодня у нас юбилей! Новые (по сравнению с постом №90 ) фильмы помещены вверху каждой категории и отделены интервалом. В последнее время я новые фильмы добавляю со ссылками, чтоб сразу можно было зайти в ...