Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

топ 100 блогов varandej02.02.2021 Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Несмотря на огромные масштабы показанных в прошлой части утрат, от Западной Армении кое-что сохранилось. Ван и Севан роднят не только роскошные кладбища из резных стел на берегах (Ахлат и Норатус), но и скалистые островки, увенчанные тысячелетними церквями. На Ване это в первую очередь Ахтамар, где находится самый настоящий шедевр - церковь Святого Креста, с которой в Турции началось возрождение армянского наследия.

Ахтамар расположен посреди круглого залива, практически напротив южной точки озера Ван. Ближайший к нему городок - крошечный Геваш (10 тыс. жителей) в 40 километрах западнее областного Вана и в 90км восточнее Татвана, из которого, однако, мы и ездили сюда. И потому в сам Геваш с его тюркским мавзолеем Чельме-Хатун (1356) на весьма живописном старинном кладбище, так и не попали - ахтамарский причал расположен чуть западнее. Буквально в чистом поле, однако не заметить его из окна маршрутки можно разве что уснув:

2.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Высадившись у здоровенного пешеходного моста над пустынной трассой, мы увидели голубой простор Вана, белеющий над ним заснеженный Сюпхан (4038м), пару островов на его фоне и отгороженную пирсом гавань, густо набитую катерами. У одного катера тарахтел мотор, и по верхней палубе ходили люди. Уже не помню откуда я знал, что катера до Ахтамара ходят каждый час, а потому мы со всех ног побежали через мост. Катер успел отшвартоваться от причала - но всё же пару минут подождал отходить при виде двух иностранцев:

3.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Как водится спустя 14 месяцев, я совершенно не помню, сколько стоил проезд и оплачивался ли он в одну или в обе стороны. Однако забытая цена - признак её адекватности: может 10 лир (100 рублей), может 15, но точно не 30 и не 50. Даже в ноябре катера курсируют ежечасно, примерно с 10 до 19 часов, то есть последние рейсы делая уже затемно, а уж летом, наверное, и вовсе отправляются в любое время по заполнению.

4.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Если бы речь шла о бывшем СССР со всякими ресурсами типа fleetfoto, я бы разобрался, где этот катер построен, как называется данная серия судов и с какого года они бороздят ванские волны. Однако в Турции могу лишь предполагать, что сами корпуса катеров - серийные, но всё, что выше уровня бортов - творчество владельцев:

5.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Компоновкой и интерьерами катер от катера чуть отличается, но схема в общем одна - домашнего вида пассажирский салон да палуба под тентом на его крыше:

6.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Нашими соседями по пути на Ахтамар стала большая компания людей, которых я сходу записал в стамбульцы. Думаю, примерно так же выделяются москвичи или петербуржцы где-нибудь на Соловках и Валааме:

7.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Странный цвет ванской воды вполне подлинный - соль этого огромного озера имеет щелочной состав, а потому водичка даже на ощупь мыльная и пенится почти как в раковине на кухне. Справа из озёрной дымки возникают сооружения цементного завода Ашкале (1968) в следующем городке Эдремит (12 тыс. жителей) - пожалуй, это самый внушительный индустриальный гигант из увиденных за 3 недели в Турции:

8.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Рядом - ещё и солнечная электростанция (2011-15, 20 МВт), да и древнейшая достопримечательность Эдремита вполне техногенна: старинный армянский городок Артамет вырос у канала, проложенного 2700 лет назад урартийским царём Менуэ. В его устье вроде как сохранились наскальные клинописи, открытые археологами в 1882 году. Для Урарту тут были окрестности столицы, древней Тушпы, по руинам которой ещё полазаем прямо в центре областного Вана. Сам 300-тысячный Ван отсюда не виден, но зато из дымки выступает нависающая ним чёрная гора Эрек (2814м), армянам известная как Шушанис.

9.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Совсем иные виды открываются по левому борту - здесь над заливом высится полуостров Аккюльдаг, армянам известный как Габурдгох и даже сохранивший руины трёх монастырей (Кармракванк, Канцаг и Тивапуюн), доступных лишь по грунтовкам и ставших кошарами для местных курдов. То же самое можно сказать о большинстве армянских храмов нынешний Турции, и это совсем не случайно: если Азербайджан в Нахичевани 2000-х годов объявил, что "никаких армян тут никогда не было" и методично уничтожил все их следы вплоть до тысячелетних храмов, то Турция представляет дело так, что армяне тут вполне себе были, но оказались нехорошими людьми, за что и пострадали. Да и не было в эпоху Ататюрка, Инёню, Мендереса достаточно мощной строительной техники - армянские храмы феноменально прочны, и чаще, чем людьми, разрушались землетрясениями. Что-то турецкие военные демонстративно взорвали и расстреляли из танков в 1950-х годах, перед лицом угроз Сталина забрать Карс, но дальше решили, что в бою взрывчатка пригодится больше. Как результат, руины опустевших церквей продолжили стоять, и губительной для них оказалось именно близость сёл, для жителей которых здания превращались в обыкновенные каменоломни. А вот чабанам или рыбакам нужнее были укрытия, и потом спасительными для армянских храмов стали горы да острова. Например - Атрек, по-армянски Атер, на котором можно различить остов церкви Сурб-Аствацацин. Не знаю точно, когда и кем она была построена, но рискнуть предположить - обстоятельства были те же, что и Габурдгохе или самом Ахтамаре.

10.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Геваш имел армянское название Востан и был центром небольшого гавара (уезда) Ртушник, из которого выросли раскинувшиеся с двух сторон Вана ашхары (провинции) Васпуракан и Туруберан. Само название его современные армянские историки возводят к цепочке превращение "Урарту - Урашта - Рштун", тем более сама Урартийская империя (см. Эребуни) после своего разорения мидянами и скифами в 5 веке до нашей эры была забыта на тысячи лет. Хозяевами Рштуника были, что закономерно, Рштуни - один из древнейших армянских родов то ли урартийского, то ли мидийского (из Сюника) происхождения. В 650-х годах Теодорос Рштуни заигрался в интриги между Византией и Халифатом и был сослан арабми в Дамаск, что взывало закат древней фамилии, а с ним и раздел рштунийских владений. Огромный Васпуракан, простиравшийся на восток до Урмии и Зангезура, достался дальней родне - дому Арцруни из юго-восточного гавара Альбак, где в незапамятные времена царь Санатрук казнил апостола Варфоломея. Арцруни были ветвью Оронтидов, изначально персидской династии, в 331-200 годах до нашей эры возглавившей первое армянское государство и на престоле его превратившейся в армян Ервандидов. Другой ветвью Ервандид, корнями уходившей то ли в Урарту, то ли в Атропатену, были Багратуни, и вот на излёте арабского ига эти два дома на фоне иных нахарарских домов высились, как небоскрёбы. Ещё одна ветвь Багратуни (см. Артанудж) ушла в Грузию, которую подняла против арабов на сотню лет раньше армян. В 885 году и армянский князь Ашот Багратуни провозгласил себя царём - но пока ещё вассальным арабам. Те, конечно, понимали, к чему идёт дело, и нашли простейший способ помешать консолидации армян - двоецарствие: в 908 году Смбат Багратуни был низложен халифом, отдавшим престол Гагику Арцруни. Смбатов сын Ашот II, конечно, этого не признал, а после казни отца и вовсе объявил о независимости, которую вскоре подкрепил не бумагой, а сталью: укрывшись от интриг на острове Севан в одноимённом озере, он собрал войско и в 921 году внезапным десантом во фланг разгромил арабских карателей. Гагик Арцруни тоже обосновался на острове посреди Вана и в те же самые годы вовсю входил в роль царя. На берегах вокруг Ахтамара он заложил множество замков и монастырей, среди которых были и крепости на дальних подступах, и скиты для уединённого отдыха, и святыни (Нарекаванк, Сурб-Таддевос), о которых знал весь христианский мир. Конечно, после 921 году он готов был постоять против соплеменников за свою корону,  но Железный Ашот поступил мудрее, сохранив Гагику вотчины и титул: частью единого Армянского царства так и осталось Васпураканское царство дома Арцруни, крупнейший вассал Багратидов.

11.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Тем временем, катер подходит к ахтамарскому причалу. Стоять тут мог бы десяток таких катеров, а в ноябре я видел в среднем 2-3 посудины одновременно, не считая одинокого катера, привозящего с утра музейных работников. За бухтой у причала виден островок Малый Ахтамар с едва заметными руинами часовни:

12.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

На причале - касса: весь остров с 2010 года музей, и если не хочется платить 18 лир за билет - остаётся только ехать назад ближайшим катером.

12а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

В окрестностях причала - пара колонок с питьевой водой, источники которой и предопределили судьбу Ахтамара:

13.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

К 11 веку в Васпураканском царстве было 10 городов, 4 тысячи селений, миллион жителей и 115 монастырей. От единой Армении к тому времени откололись ещё три царства - Лорийское на севере, Карсское на западе и Сюникское на востоке. Васпураканское царство же первым не только обособилось, но и исчезло, в 1021 году став византийской провинцией Боспоретидой. Последний царь Сенекерим вновь не стал воевать, а лишь продал свои вотчины на Ване да прикупил земель в Себастии, столице Малой Армении, жившей под греками и римлянами испокон веков. Туда же перебрался в 1058 году католикос из Вагаршпата, где стало неспокойно с нашествием сельджукских племён. Затем для духовных вождей и вовсе наступил период скитаний - резиденции католикосов сменялись одна за другой, и в основном за горами Тавра, в Сирии и Киликии, куда к тому времени ещё не дошли тюрки. Там же, куда тюрки дошли, жизнь понемногу входила в русло: армяне привыкали к новому игу, сельджуки осваивались на покорённой земле, и вот в 1100 году туркмен Сукман аль-Кутби занял Ахлат да провозгласил себя Шахом Армянским. Он претендовал на земли всей исторической Армении, и конечно же понимал, что этим планам не сбыться без опоры на армянскую церковь. И вот когда в 1113 году в покорённом крестоносцами Кесуне католикос объявил своим преемником 20-летнего монаха Григора, ванский епископ Давид объявил о своём несогласии с этим решением. Да и вообще что возомнили себе эти эмигранты?! Будут из-за гор учить, как нам молиться?! В 1114 году пять оставшихся в Армении епископов съехались на Ахтамар да избрали Давида своим католикосом. Появление двух католикосатов, как и возрождённого в 1441 году Вселенского католикосата в Эчмиадзине, не вызвали раскол - до 1780 года католикосаты соперничали за главенство, однако признавали себя частями единой Армянской Апостольской церкви. Османы в 1563 году и вовсе сделали над Ахтамарским и Киликийским католикосатами надстройку в виде Константинопольского патриархата ААЦ, глава которого был также и этнархом - главным армянином империи. Однако многие патриархи поднимались ещё выше, заканчивая дни в Вагаршапате - Эчмиадизинский католикос был уже главным армянином мира. Турецкие католикосаты же превратились в неофициальные династии: в Киликии владык избирали только из рода Пахлавуни, а остров Ахтамар, пусть в новом качестве, остался вотчиной Арцруни. Ахтамарский католикосат был, мягко говоря, невелик - 2 епархии к югу от Вана (Ахтамарская восточнее и Хизанская западнее), 302 церкви, 58 монастырей, и существовал скорее по инерции. В 1895 году он был упразднён на волне хамидийских гонений.

14.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Однако остров уберёг то, вокруг чего крутилась вся эта история: храм Сурб-Хач, построенный в 915-21 годах зодчим Манвелом по заказу царя Гагика. От царской резиденции не осталось следа, кроме основного объёма храма, вокруг которого при католикосах выросли часовня Сурб-Степанос (1293), колокольня и гавит (1763), дворец католикоса, хозяйственные постройки и школа, последний раз реконструированные в 1873-84 годах. Сама церковь же перестояла почти не тронутой и ХХ-й век, и 2-е тысячелетие: её купол поновляли в 1293, 1556 и 1602 годах, а остальное сохранило аутетичный вид времён царя Гагика.

15.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

И геноцид армян для турок давно история, к тому же история, с их точки зрения, сильно раздутая. Более того - себя турки считают в ней пострадавшей стороной (ведь армянское сопротивление было очень жестоким!), и в постсоветские годы не раз предлагали армянам великодушное прощение. С точки зрения армян, это, конечно, неописуемый цинизм, но факт в том, что в нынешней Турции нет такой всепроникающей ненависти, как в Азербайджане. Руины армянских церквей современные турки воспринимают примерно так же, как руины античных полисов, и охотно ездят на них посмотреть. Ахтамарский храм был отреставрирован в 2007-10 годах и открылся торжественной службой, которую провёл стамбульский епископ Арам Атешян, среди "материковых" армян давно и крепко слывущий ренегатом. Однако именно с собора Святого Креста в Турции началось возрождение армянского архитектурного наследия:

16.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Тем более что и сама эта церковь - шедевр если не по обе стороны Ахуряна, то по крайней мере к западу от него. Довольно крупная (24 метра высотой, 17 на 14 шириной), крестообразная в плане, издали церковь Сурб-Хач кажется весьма громоздкой. Она хорошо видна с берега, но потому и надо раскошелиться на катер и билет: снаружи и внутри творение Манвела поражает своими деталями. На внешних стенах - натуральная феерия барельефов:

16а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Лица святых, театральные маски, библейские сюжеты и символы, какие-то отсылки в дохристианскую Армению - я не рискну пытаться интерпретироваться это всё. Однако Александр Таманян, создавая в Ереване советское лицо Армении, отталкивался явно отсюда:

17.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

В ярком свете солнца - южная стена, которую я заснял особенно детально:

18.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

19.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

20.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Смешные птицы...

21.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

...и выразительные лица, знакомые по улицам армянских городов:

21а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Отдельное впечатление - целая заячья карусель под самым куполом:

22.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

22а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Ещё два пояса - под крышами и на гладких стенах примерно в 3/4 их высоты от земли:

23а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Мы вышли к восточной стене с пристроенной часовней Сурб-Саркис (1316):

23.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Барельефы здесь уходят в тень, но и в тени так же прекрасны:

24.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

25.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

26.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

27.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

27а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Целый мир со всей гаммой чувств. Одни фигуры преисполненны раннехристианской суровости, другие - наивно-забавны:

28а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Северная стена, загороженная пристройками - наименее зрелищна, и лишь пояса фигур продолжаются тянуться и через неё:

28.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

28а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

29.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Вот и западный фасад над приземистым гавитом:

30.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Тут барельефы особенно густы, и внизу царь Гагик представляет Христу своё творение:

31.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

32.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

33.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

33а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

34.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

А сверху на дрязги людских правителей внимательно смотрит Господь:

34а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Зайдём в гавит:

35.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Мысленно подставив в проём резную дверь османских времён, сохранённую в Ванском музее:

35а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Своды гавита. Слева обратите внимание на колодец:

36.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Хачкар в стене церкви и табличка последнего Ахтамарского католикоса Хачатура Широяна о строительстве новых дворца и школы:

37.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Ну а зайдя в храм, понимаешь, что Сурб-Хач - во всём шедевр: здесь встречает едва ли не лучший комплекс армянский фресок! Голый камень тёмных стен стал приметой армянских церквей за века мусульманского ига, а большинство фресок либо чудом уцелели с доарабских времён (Аруч), либо создавались грузинами (Ахтала), либо и вовсе были феноменом конкретных мест (Дадиванк, Мегри). Ахтамар ближе всего к первому случаю - просто здесь эта традиция проявила себя в последний раз, и как нигде хорошо сохранилась:

38.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Одной из причин совершенства ахтамарской церкви было, видимо, то, что от первой до последней детали её создавал один человек - тот самый зодчий Манвел, для каменщиков, скульпторов и художников выступая кем-то вроде режиссёра.

39.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

И более всего в этих простых, лаконичных фигурах поражает точность: типичные же армяне, и чертами, и выражением лиц!

39а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

40.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

41.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

42.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

43.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

44.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

За церковью, на фоне горы Башет (3684м) - хачкаровое кладбище. У некоторых хачкаров вид особенно архаичен - ведь появились они под арабским игом как просто кресты на камнях:

45.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Сами хачкары Ахтамарского католикосата не похожи на крест-камни остальной Армении - при всём архаичном облике, делаться они могли с равным успехом и в 10, и в 17 веке:

46.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

В Ахлате я показывал гигансткое кладбище "антихачкаров" - красных мусульманских стел с совершенно такой же резьбой. Классический хачкар стал синтезом армянского искусства работы с камнем и хорезмской школы орнаментов, положенной на христианскую почву. В Васпуракане же - собственно армянские хачкары, без посторонних влияний эволюционировавшие от простейших крестов на валунах:

47.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Скала на западном берегу закрыта для посещения, хотя помимо видов на церковь примечательна ещё и остатками каких-то стен с циклопической кладкой, построенных может быть ещё до Урарту. Восточный конец острова на фоне законсервированных руин дворца католикоса и школы (1873-84) примечателен остатками ещё чего-то - может быть, замка царей Арцруни?

48.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

В ту бухточку же, на фоне белой шапки Сюпхана, мы с Олей спустились искупаться. Для меня ноябрьский Ван оказался откровенно холодным, и в его мыльную воду я смог зайти максимум по колено - но реально почувствовал, насколько чище стала кожа. Оля же даже немного поплавала. На дальнем помосте, как я понимаю, летом действует кафе, надеюсь что армянской кухни:

49.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

С востока остров оканчивается похожей на нос корабля смотровой площадкой, откуда прекрасно видны Эдремит и Эрек - Геваш скрыт ближайшей горой, Ван виднеется смутными пятнами в дымке. Происхождение названия Ахтамар неизвестно, а по легенде это Тамара, дочь одного из васпураканских царей, влюбилась в бедного рыбака, ночами на её фонарь приходившего в бухту, пока злой царь не заманил его на скалы ложным фонарём. И конечно, когда умирающего от переохлаждения юношу вытащили на берег, всё, что смог он вымолвить - это "Ах, Тамар...".

50.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

В целом, необитаемый Ахтамар зелен, уютен и тих - как резиденции царя или католикоса он был хорош отнюдь не только из-за своей защищённости. Довешают идиллию сытые чёрные кролики, обильно снующие тут и там:

51.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Диких кроликов прежде видеть мне не доводилось, но при виде их нор я понял, что здесь и девочка могла провалиться, и объевшийся припасами медвежонок застрять:

51а.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Поискав для очистки совести перелаз через забор, мы пошли на причал ждать следующего катера:

52.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Этот катер оказался оснащён детским штурвалом:

53.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

А народ на его палубе был особенно весел и как-то окрылён:

54.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

В какой-то момент я вдруг понял, что это не турки, а персы, по своим выходным (четвергам и пятницам) заполоняющие Ванскую котловину, что китайцы и корейцы Владивосток. Иранцы теперь и основные гости армянского острова:

55.
Ахтамар. Красивейший храм Турецкой Армении.

Ну, а почему же я ездил сюда не из соседнего Вана, а из куда более дальнего Татвана? Да очень просто: проведя лишний день в Татване, мы попадали на паром. О котором - в следующей части.

ЗАКАВКАЗЬЕ-2019
БОЛЬШОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ. Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах, Турция.
О Турции в общем
Южная Грузия, Западная Армения и Восточная Анатолия. История Второй Сибири.
Транспорт Турции.
Среда, колорит и детали.
Люди и реалии Турции.
Тайк (ил Эрзурум)
Юсуфейли, Ишхан, Тортум.
Ошки и дорога в Эрзурум.
Олту (Олтиси).
Карин (ил Эрзурум)
Эрзурум. От конгресса до крепости.
Эрзурум. Старый город.
Эрзурум. Табии.
Дорогами Анатолии. От вокзала и окраин Эрзурума через Агры до озера Ван.
Васпуракан и Туруберан (илы Ван и Битлис)
Ахлат.
Западная Армения. Какой она была?
Ахтамар.
Татван и Ванская переправа.
Ван. Ванская скала.
Ван. Старый и Новый город.
Ван. Наследие Урарту.
Илы Агры и Ыгдыр
Баязет. Догубаязит.
Баязет. Дворец Исхак-паши.
Ыгдыр и земля Сурмалы.
Подножье Арарата.
Карсская область - будет позже.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Израиль первым в мире установил динамическую защиту (реактивную броню) на танки. Идея динамической защиты (ДЗ) не была израильской, с 1950-х годов* она изучалась в нескольких странах (в том числе в Советском Союзе) - слой из взрывчатого вещества зажат между двумя металлическими ...
Здесь . Вообще-то, рассуждающим на тему " Украина не так встает и не так борется " отвечать незачем. Они безнадежны. Во всех смыслах. Вот, скажем, типичное: Это, между прочим, реакция на " Спляшем, Пегги, спляшем ", где про Машу всего-то и сказано, что она (а) умеет держать слово ...
1. Одна из важных русских потребностей - в величии (оно включает в себя и силу). Это не надуманная потребность, но очень важная, архетипическая. Она формировалась не одно столетие, и началась с того самого "Третьего Рима". 2. Величие должно проявиться как в страхе перед Россией ("мы ...
Victoria gardens, февраль 2022, год ...
Интересуюсь - от кого эти люди нагрянули? А, главное, зачем? ...