­
­

Казаки

топ 100 блогов avixa05.12.2023
Картина Репина
Картина Репина

Сегодня в науке, как и в обществе в целом, существуют две прямо противоположные точки зрения на проблему происхождения казачества.

                                   Версия первая: «казённая»

В полной мере сложившаяся уже в советское время, видит истоки казачества в беглых «искателях воли» (главным образом крестьянах и холопах). Бежав из русских земель в Степь (Дикое поле), они, как считают приверженцы этой точки зрения, к середине XVI века составили особую общность людей — «казачество». Само существование казачества (по этой теории) регулярно поддерживал приток новых пришельцев из Центральной и Западной России. Приверженцы «казённой» теории считают казаков бесспорно русскими (или украинцами) по происхождению, объясняя особенности их военной организации и быта характером необычных условий жизни (пограничье, постоянные войны и набеги).

                                        Версия вторая: «казацкая»

Сторонники второй теории (в первую очередь, представители так называемой «казачьей науки», вольно-казачьих организаций) видят в казаках особый этнос, зародившийся уже в античную эпоху (в начале новой эры). По их мнению, казаки возникли благодаря смешению туранских, скифских, меотских, аланских и других племён, говоривших на славянских наречиях. Такой взгляд на этническую историю казаков даёт возможность объяснить своеобразие их этнической самоидентификации, культурно-бытовых особенностей и изолированность от остального русского населения. Эта теория по мнению автора ближе к истине.

                                             Версия третья: авторская

Для иллюстрации выбрана картина, изображающая максимально древних казаков: кони ещё без седел. Далее читателю следует самому собственным воображением заменить сабли в руках казаков на копья и топорики
Для иллюстрации выбрана картина, изображающая максимально древних казаков: кони ещё без седел. Далее читателю следует самому собственным воображением заменить сабли в руках казаков на копья и топорики

                                       

По мнению автора этнос казаков очень древний, сложившийся ещё в III тысячелетии до н. э, в Северной Анатолии (южном Причерноморье). Допускается ещё возможность обитания казаков и в Северном Причерноморье, но автор такими данными не располагает. 

Слово «казак» (каззак) образовано из двух: каз + зак, где  каз ([кх]a[дз]) на языке галлов означало «ходить», «бродить», а заг ([дз]а[к/г]) означало «изгой». Причём в  разных языках составляющие слоги-лексемы могли меняться местами в зависимости от того, что чему предшествует, сказуемое подлежащему или подлежащее сказуемому. Например каз+заг или заг+каз. На картинке ниже (верхняя пара знаков) первый слог SA (ЗАГ) это подлежащее, предшествующее сказуемому  GAZ (КАЗ).


Казаки

Были в то время и другие изгои галлов, например те же земледельцы заги-заки-даки,  фигурирующие в древних текстах как зак рат (заки-пахари), но именно эти были бродячими, то есть нив (на некоторых древних языках жатей) не имели, занимаясь пастушество и прочим.

Что известно современным историкам:

Ка́ски (кашки, кашаки, каскейцы, Ga-as-ga) — народность (группа племён), населявшая северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье (Понт) в течение II тыс. до н. э., от реки Галиса (Кызылырмак) или западнее, до верхнего Евфрата к западу от современного Эрзинджана, включая долины рек Ирис (Ешильырмак) и Лик (Келькит). Данная народность засвидетельствована в клинописных надписях древней Малой Азии. Иногда их называют — каскайские племена  

И глянем на карту. Так называемые каски располагаются на ней в западной части Южного Причерноморья восточнее реки Галис (современное Кызыл-Ырмак). Автор хочет добавить, что каски (казаки) селились и в центральной части Северной Анатолии, а «палайцы» это следствие неверного прочтения текстов.

Казаки

Цитата их хеттского «Текста Аниты» датируемого 18-м веком до н. э. и расшифрованного автором более чем на 90%:

KAS-za ku-it a-aš-šu ú-táḫ-ḫu-un a-pí-e-da-an-da ḫa-liš-ši-ḭa-nu-un

Разделение на слова:

KASza ku-it a aš šu ú táḫ ḫu-un a píeda an da ḫališšiḭa nu-un

Транслитерация кириллицей:

Касзаг кугит а ас/яс су ю таж жугун а пиеда ан да галиссия ну жун

Здесь:

касзаг-казак;

кугит-приходить, являться;

а-акцентирующая частица;

ас/яс-предводитель изгоев, в данном случае казаков;

су-предлог;

ю-местоимение, в данном случае означает «его»;

таж-так же, те же;

жугун (жеген)-«добрый молодец», откуда «жиган» и «джигит»;

ан да-он до... (укр), вон к (рус);

Галисия-страна галлов;

ну-междометие;

жун (хун, гун, ун )-просто человек, употреблялось в отношении зависимого населения.

Вариант перевода:

Казаки явились.  Ас/яс со своими жугунами. Пошли на нужунов Галисии.

                                                  Зихи, касоги, черкесы

                                      

Флаг Черкесии
Флаг Черкесии

Этноним «каска» сохранился в языке осетин для обозначения адыгов (черкесов) — «кæсæг, кæсгон (ед.ч.), кæсæгттæ (мн.ч.)»

 В обозначении адыгов у сванов и мингрелов — «кашаг» 

Древнеармянское — «Гашк'» (Գաշք)

Древнегрузинское — «кашаг, кашаки» 

Византийское — «касах» 

Арабское — «кашак, кешек» 

Древнерусское— «касог», это обозначения адыгов (черкесов)


В I в. до н. э. первое упоминание зихов сделал Страбон в своём труде «Гоеграфия», книга XI.

В IV в. н. э. они упоминаются в перипле «Описание земного круга», которое сделал Руф Фест Авиен, в частности, он писал так: «Вблизи живёт суровое племя гениохов, затем зиги, которые некогда, покинув царства пеласгов, заняли ближайшие местности Понта».

Одно из последних упоминаний этого этнонима относится к XV веку. Живший на Кавказе в XV в. генуэзец Джорджио Интериано в своей книге «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкасами», а сами они называют себя — «адыги». 

В  XVI веке в «Записках о Московии» посол, историк и писатель Сигизмунд Герберштейн, отдавая дань прежней традиции, называет эту народность «чики» (ciki), однако параллельно уже использует новое название — «черкасы пятигорские».

                                              

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не считая всяких материалов конференций, статей в совсем дохлых журналах и братских могил, где сотрудники ГАИШ не выступают в роли лидеров, а также исключая статьи "мертвых душ", сидящих 99.99999 процентов времени где-то, а в институте только ...
СверхСтруй. Как понятно по видимым потрошкам, капоты реверса подняты. Напоминаю, что самая оперативная чушь размещается в канаве: https://t.me/Lx_photos ...
...
Погода радует, все цветет и зеленеет, карантин в моей жизни не поменял ничего от слова ничего, ну разве что соседи теперь зачем-то включают музыку и на полную мощность, и полдня по всей долине разносится бум-бум. Может они так лечатся от стресса, а может просто сломались наушники. ...
После "наездов" со стороны властей, прогнозы рейтинговых агентств стали сильно более пессимистичными. И, тем не менее, все равно, они куда более оптимистичны, чем должны были бы быть:  http://worldcrisis.ru/crisis/893839 ...