Казаки
avixa — 05.12.2023Сегодня в науке, как и в обществе в целом, существуют две прямо противоположные точки зрения на проблему происхождения казачества.
Версия первая: «казённая»
В полной мере сложившаяся уже в советское время, видит истоки казачества в беглых «искателях воли» (главным образом крестьянах и холопах). Бежав из русских земель в Степь (Дикое поле), они, как считают приверженцы этой точки зрения, к середине XVI века составили особую общность людей — «казачество». Само существование казачества (по этой теории) регулярно поддерживал приток новых пришельцев из Центральной и Западной России. Приверженцы «казённой» теории считают казаков бесспорно русскими (или украинцами) по происхождению, объясняя особенности их военной организации и быта характером необычных условий жизни (пограничье, постоянные войны и набеги).
Версия вторая: «казацкая»
Сторонники второй теории (в первую очередь, представители так называемой «казачьей науки», вольно-казачьих организаций) видят в казаках особый этнос, зародившийся уже в античную эпоху (в начале новой эры). По их мнению, казаки возникли благодаря смешению туранских, скифских, меотских, аланских и других племён, говоривших на славянских наречиях. Такой взгляд на этническую историю казаков даёт возможность объяснить своеобразие их этнической самоидентификации, культурно-бытовых особенностей и изолированность от остального русского населения. Эта теория по мнению автора ближе к истине.
Версия третья: авторская
По мнению автора этнос казаков очень древний, сложившийся ещё в III тысячелетии до н. э, в Северной Анатолии (южном Причерноморье). Допускается ещё возможность обитания казаков и в Северном Причерноморье, но автор такими данными не располагает.
Слово «казак» (каззак) образовано из двух: каз + зак, где каз ([кх]a[дз]) на языке галлов означало «ходить», «бродить», а заг ([дз]а[к/г]) означало «изгой». Причём в разных языках составляющие слоги-лексемы могли меняться местами в зависимости от того, что чему предшествует, сказуемое подлежащему или подлежащее сказуемому. Например каз+заг или заг+каз. На картинке ниже (верхняя пара знаков) первый слог SA (ЗАГ) это подлежащее, предшествующее сказуемому GAZ (КАЗ).
Были в то время и другие изгои галлов, например те же земледельцы заги-заки-даки, фигурирующие в древних текстах как зак рат (заки-пахари), но именно эти были бродячими, то есть нив (на некоторых древних языках жатей) не имели, занимаясь пастушество и прочим.
Что известно современным историкам:
Ка́ски (кашки, кашаки, каскейцы, Ga-as-ga) — народность (группа племён), населявшая северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье (Понт) в течение II тыс. до н. э., от реки Галиса (Кызылырмак) или западнее, до верхнего Евфрата к западу от современного Эрзинджана, включая долины рек Ирис (Ешильырмак) и Лик (Келькит). Данная народность засвидетельствована в клинописных надписях древней Малой Азии. Иногда их называют — каскайские племена
И глянем на карту. Так называемые каски располагаются на ней в западной части Южного Причерноморья восточнее реки Галис (современное Кызыл-Ырмак). Автор хочет добавить, что каски (казаки) селились и в центральной части Северной Анатолии, а «палайцы» это следствие неверного прочтения текстов.
Цитата их хеттского «Текста Аниты» датируемого 18-м веком до н. э. и расшифрованного автором более чем на 90%:
KAS-za ku-it a-aš-šu ú-táḫ-ḫu-un a-pí-e-da-an-da ḫa-liš-ši-ḭa-nu-un
Разделение на слова:
KASza ku-it a aš šu ú táḫ ḫu-un a píeda an da ḫališšiḭa nu-un
Транслитерация кириллицей:
Касзаг кугит а ас/яс су ю таж жугун а пиеда ан да галиссия ну жун
Здесь:
касзаг-казак;
кугит-приходить, являться;
а-акцентирующая частица;
ас/яс-предводитель изгоев, в данном случае казаков;
су-предлог;
ю-местоимение, в данном случае означает «его»;
таж-так же, те же;
жугун (жеген)-«добрый молодец», откуда «жиган» и «джигит»;
ан да-он до... (укр), вон к (рус);
Галисия-страна галлов;
ну-междометие;
жун (хун, гун, ун )-просто человек, употреблялось в отношении зависимого населения.
Вариант перевода:
Казаки явились. Ас/яс со своими жугунами. Пошли на нужунов Галисии.
Зихи, касоги, черкесы
Этноним «каска» сохранился в языке осетин для обозначения адыгов (черкесов) — «кæсæг, кæсгон (ед.ч.), кæсæгттæ (мн.ч.)»
В обозначении адыгов у сванов и мингрелов — «кашаг»
Древнеармянское — «Гашк'» (Գաշք)
Древнегрузинское — «кашаг, кашаки»
Византийское — «касах»
Арабское — «кашак, кешек»
Древнерусское— «касог», это обозначения адыгов (черкесов)
В I в. до н. э. первое упоминание зихов сделал Страбон в своём труде «Гоеграфия», книга XI.
В IV в. н. э. они упоминаются в перипле «Описание земного круга», которое сделал Руф Фест Авиен, в частности, он писал так: «Вблизи живёт суровое племя гениохов, затем зиги, которые некогда, покинув царства пеласгов, заняли ближайшие местности Понта».
Одно из последних упоминаний этого этнонима относится к XV веку. Живший на Кавказе в XV в. генуэзец Джорджио Интериано в своей книге «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкасами», а сами они называют себя — «адыги».
В XVI веке в «Записках о Московии» посол, историк и писатель Сигизмунд Герберштейн, отдавая дань прежней традиции, называет эту народность «чики» (ciki), однако параллельно уже использует новое название — «черкасы пятигорские».