Казаки

топ 100 блогов avixa05.12.2023
Картина Репина
Картина Репина

Сегодня в науке, как и в обществе в целом, существуют две прямо противоположные точки зрения на проблему происхождения казачества.

                                   Версия первая: «казённая»

В полной мере сложившаяся уже в советское время, видит истоки казачества в беглых «искателях воли» (главным образом крестьянах и холопах). Бежав из русских земель в Степь (Дикое поле), они, как считают приверженцы этой точки зрения, к середине XVI века составили особую общность людей — «казачество». Само существование казачества (по этой теории) регулярно поддерживал приток новых пришельцев из Центральной и Западной России. Приверженцы «казённой» теории считают казаков бесспорно русскими (или украинцами) по происхождению, объясняя особенности их военной организации и быта характером необычных условий жизни (пограничье, постоянные войны и набеги).

                                        Версия вторая: «казацкая»

Сторонники второй теории (в первую очередь, представители так называемой «казачьей науки», вольно-казачьих организаций) видят в казаках особый этнос, зародившийся уже в античную эпоху (в начале новой эры). По их мнению, казаки возникли благодаря смешению туранских, скифских, меотских, аланских и других племён, говоривших на славянских наречиях. Такой взгляд на этническую историю казаков даёт возможность объяснить своеобразие их этнической самоидентификации, культурно-бытовых особенностей и изолированность от остального русского населения. Эта теория по мнению автора ближе к истине.

                                             Версия третья: авторская

Для иллюстрации выбрана картина, изображающая максимально древних казаков: кони ещё без седел. Далее читателю следует самому собственным воображением заменить сабли в руках казаков на копья и топорики
Для иллюстрации выбрана картина, изображающая максимально древних казаков: кони ещё без седел. Далее читателю следует самому собственным воображением заменить сабли в руках казаков на копья и топорики

                                       

По мнению автора этнос казаков очень древний, сложившийся ещё в III тысячелетии до н. э, в Северной Анатолии (южном Причерноморье). Допускается ещё возможность обитания казаков и в Северном Причерноморье, но автор такими данными не располагает. 

Слово «казак» (каззак) образовано из двух: каз + зак, где  каз ([кх]a[дз]) на языке галлов означало «ходить», «бродить», а заг ([дз]а[к/г]) означало «изгой». Причём в  разных языках составляющие слоги-лексемы могли меняться местами в зависимости от того, что чему предшествует, сказуемое подлежащему или подлежащее сказуемому. Например каз+заг или заг+каз. На картинке ниже (верхняя пара знаков) первый слог SA (ЗАГ) это подлежащее, предшествующее сказуемому  GAZ (КАЗ).


Казаки

Были в то время и другие изгои галлов, например те же земледельцы заги-заки-даки,  фигурирующие в древних текстах как зак рат (заки-пахари), но именно эти были бродячими, то есть нив (на некоторых древних языках жатей) не имели, занимаясь пастушество и прочим.

Что известно современным историкам:

Ка́ски (кашки, кашаки, каскейцы, Ga-as-ga) — народность (группа племён), населявшая северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье (Понт) в течение II тыс. до н. э., от реки Галиса (Кызылырмак) или западнее, до верхнего Евфрата к западу от современного Эрзинджана, включая долины рек Ирис (Ешильырмак) и Лик (Келькит). Данная народность засвидетельствована в клинописных надписях древней Малой Азии. Иногда их называют — каскайские племена  

И глянем на карту. Так называемые каски располагаются на ней в западной части Южного Причерноморья восточнее реки Галис (современное Кызыл-Ырмак). Автор хочет добавить, что каски (казаки) селились и в центральной части Северной Анатолии, а «палайцы» это следствие неверного прочтения текстов.

Казаки

Цитата их хеттского «Текста Аниты» датируемого 18-м веком до н. э. и расшифрованного автором более чем на 90%:

KAS-za ku-it a-aš-šu ú-táḫ-ḫu-un a-pí-e-da-an-da ḫa-liš-ši-ḭa-nu-un

Разделение на слова:

KASza ku-it a aš šu ú táḫ ḫu-un a píeda an da ḫališšiḭa nu-un

Транслитерация кириллицей:

Касзаг кугит а ас/яс су ю таж жугун а пиеда ан да галиссия ну жун

Здесь:

касзаг-казак;

кугит-приходить, являться;

а-акцентирующая частица;

ас/яс-предводитель изгоев, в данном случае казаков;

су-предлог;

ю-местоимение, в данном случае означает «его»;

таж-так же, те же;

жугун (жеген)-«добрый молодец», откуда «жиган» и «джигит»;

ан да-он до... (укр), вон к (рус);

Галисия-страна галлов;

ну-междометие;

жун (хун, гун, ун )-просто человек, употреблялось в отношении зависимого населения.

Вариант перевода:

Казаки явились.  Ас/яс со своими жугунами. Пошли на нужунов Галисии.

                                                  Зихи, касоги, черкесы

                                      

Флаг Черкесии
Флаг Черкесии

Этноним «каска» сохранился в языке осетин для обозначения адыгов (черкесов) — «кæсæг, кæсгон (ед.ч.), кæсæгттæ (мн.ч.)»

 В обозначении адыгов у сванов и мингрелов — «кашаг» 

Древнеармянское — «Гашк'» (Գաշք)

Древнегрузинское — «кашаг, кашаки» 

Византийское — «касах» 

Арабское — «кашак, кешек» 

Древнерусское— «касог», это обозначения адыгов (черкесов)


В I в. до н. э. первое упоминание зихов сделал Страбон в своём труде «Гоеграфия», книга XI.

В IV в. н. э. они упоминаются в перипле «Описание земного круга», которое сделал Руф Фест Авиен, в частности, он писал так: «Вблизи живёт суровое племя гениохов, затем зиги, которые некогда, покинув царства пеласгов, заняли ближайшие местности Понта».

Одно из последних упоминаний этого этнонима относится к XV веку. Живший на Кавказе в XV в. генуэзец Джорджио Интериано в своей книге «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкасами», а сами они называют себя — «адыги». 

В  XVI веке в «Записках о Московии» посол, историк и писатель Сигизмунд Герберштейн, отдавая дань прежней традиции, называет эту народность «чики» (ciki), однако параллельно уже использует новое название — «черкасы пятигорские».

                                              

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если по какой-либо причине набор кандидатов в команду, летящую первым рейсом на Марс, окажется под угрозой срыва, у меня есть кого им предложить. Пусть берут наших любителей курнуть «спайс»: ребята, полагаю, будут не против. Главное, снабдить их достаточным запасом зелья и исправными ...
У меня постепенно формируется понимание того самого патриотического майдана, о котором столько речи в последнее время. Россия чуть не получила такой, когда поезда с нацистами двинулись в Крым. И сейчас, спустя чуть больше года, ситуация вернулась к исходной - Украина системно и уж ...
...
Читать далее ...
Долгое время никак не мог понять, почему мне не нравятся лекции Жданова. И почему я не понимаю тех, кто без устали тиражирует записи с ним. Сам никогда не пил, другим тоже не советую. А вот от Жданова воротит. Хоть он вроде и "за нас". Но сегодня ...