Католичество, депрессивное прошлое и травмы настоящего: 10 современных польских
okkomovies — 12.11.2022Может быть, сегодня в Польше нет режиссеров уровня Анджея Вайды, Кшиштофа Кесьлёвского или Романа Поланского, но менее интересным от этого молодое кино из Восточной Европы не становится. В 10 фильмах доказываем, что в Польше появилось несколько достойных внимания талантливых авторов, которые уже успели проявить себя.
Тело Христово
Молодой преступник Даниэль (Бартош Беленя) отбывает срок за убийство в колонии для несовершеннолетних. За решеткой убийца уверовал в Бога. Даниэля отправляют работать на лесопилку в маленький городок, но парень притворяется священником в местной церкви и вскоре становится любимчиком горожан. Но в какой-то момент настоящий священнослужитель возвращается на место работы. А в это время Даниэль пытается разобраться в резонансной автомобильной катастрофе, которая всколыхнула местных жителей.
Премьера картины состоялась в программе «Дни авторов» Венецианского фестиваля 2019 года. Фильм с успехом был показан на престижных киносмотрах в Торонто, Гамбурге, Чикаго и Салониках, после чего удостоился номинации на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». «Тело Христово» уступило в борьбе за золотую статуэтку «Паразитам», но стало большим событием в мире авторского кино. Трагикомичная картина Яна Комасы обличает проблемы современного общества Польши, которое в определенных вопросах застряло где-то в XIX веке. Рядом уживаются показная богобоязненность, неприкаянность молодых людей, алчность и двуличие взрослых. Душеспасительное кино говорит о том, что второй шанс предоставляется далеко не каждому, так что не стоит его упускать, если все-таки везет.
Эскортницы
Хорошенькая провинциалка Эми (Полина Галазка) приезжает в Варшаву для участия в конкурсе красоты. Победить не получается, зато королева красоты прошлых лет втягивает наивную и жаждущую красивой жизни девушку в эскорт-услуги. Клиенты сплошь богачи. Сутенеры, клиенты, привлечение новых работниц секс-индустрии — мир резко становится интересным и ярким. Но, конечно, за всё приходится платить, и элитная проституция полна опасностей.
«365 дней», вышедший на Netflix и ставший мировой сенсацией, задал тренд на эротическое кино из Польши. Продюсеры и режиссеры ловко воспользовались внезапной популярностью и начали радостно удовлетворять потребности публики. Действие «Эскортниц» во многом разворачивается в ОАЭ, так что зрителям обеспечены море, солнце, полуголые тела и все прилагающиеся атрибуты красивой жизни. Неудивительно, что летом 2022-го картина Марии Садовской стала хитом российского проката.
Чемпион из Освенцима
1940 год. В совсем недавно открывшийся концентрационный лагерь Освенцим прибывают первые узники. Среди них — Тадеуш Петшиковский по прозвищу Тедди, бывший чемпион Варшавы по боксу. Он мог бы дорасти и до чемпиона страны, но такую возможность у него отняла война. Как и другие собратья по несчастью, Тадеуш живет в убогом бараке, питается похлебкой и считает дни, неотличимые друг от друга. Начальство лагеря пытается придумать, чем занять охрану, и решает устроить боксерский турнир — один из охранников по случайности обнаруживает бойцовские навыки Тедди. Теперь он гораздо лучше питается и тренируется, но взамен приходится биться не на жизнь, а на смерть. Победы Тадеуша вселяют надежду в товарищей. Если побеждает такой же узник, как ты, еще не всё потеряно.
«Чемпион из Освенцима» — духоподъемная спортивная драма, основанная на биографии боксера Тадеуша Петшиковского. Полнометражный дебют польского режиссера Мацея Барчевского сделан по всем законам историй о героях, которых невозможно сломить, но в то же время фильм останавливается на нечеловеческих условиях концлагерей. Гнетущая атмосфера военного времени заостряет конфликты и увеличивает цену каждого боя для Тедди.
Холодная война
Польша, 1949 год. Талантливый дирижер Виктор (Томаш Кот) ездит по поручению партии по полуразрушенным деревням в поисках юных талантов для ансамбля песни и пляски. Всю жизнь музыкант грезил джазом, но пока приходится играть что дают. В одном из едва живых населенных пунктов Виктор находит эффектную и своенравную блондинку Зулу (Иоанна Кулиг). Поговаривают, что на девушке судимость — всадила нож в грудь отца. Но Виктор влюбился, так начинается растянувшийся на много лет трагический роман.
«Холодная война» принесла космополиту Павлу Павликовскому приз за режиссуру Каннского фестиваля. Картина была номинирована в трех категориях на «Оскар», но осталась без наград. За предыдущую черно-белую ленту — «Иду» — поляк удостоился приза Американской киноакадемии в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». «Холодная война» — бесконечно грустное и столь же красивое кино, проходящее через многие исторические события XX века. Оператор Лукаш Зал после фильма стал невероятно популярен и за пределами Польши. Он уже успел поработать с Чарли Кауфманом и Алексеем Германом — младшим и сейчас снимает новую ленту Джонатана Глейзера. Павликовский посвятил картину своим родителям. Их поколение пережило и войну, и разделение мира на капиталистический и социалистический блоки, не говоря уж о личных трагедиях. Картина длится менее полутора часов, но это удивительно емкое и событийное кино, которое смотрится на одном дыхании.
Снега больше не будет
Женя (Алек Утгофф) живет на окраине Варшавы и ежедневно приезжает на работу в элитный загородный поселок. Его обитатели — исключительно состоятельные, но несчастные люди. Каждому из них нужны поддержка и надежда, и Женя дает их. Не только стандартной процедурой, но и гипнозом. Уникальный дар молодой человек приобрел на родине, в Чернобыле. Страшная авария на атомной электростанции лишила мальчика матери, но дала сверхспособности. Чего хочет сам Женя? Неужели он просто добрый самаритянин, излечивающий зажиточных поляков?
Режиссер картины — Малгожата Шумовска, наиболее известный автор в современном польском кино. Триллер «Во имя...» удостоился приза Teddy на Берлинале в 2013 году. Спустя два года польская постановщица вернулась в столицу Германии и завоевала «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру за драмеди «Тело». В 2018-м в основном конкурсе Берлинского фестиваля показали «Лицо», эта картина принесла Шумовской гран-при жюри. «Снега больше не будет» участвовал в Венецианском фестивале, а позднее Польша выдвинула картину на «Оскар». Главную роль исполнил звезда третьего сезона «Очень странных дел» Алек Утгофф. Иррациональная и магическая притча не дает однозначных ответов на сложные вопросы и затрагивает темы экологической катастрофы, отношения к мигрантам и классового расслоения.
След зверя
Пани Душейко (Агнешка Мандат-Грабка) когда-то строила мосты на Ближнем Востоке, а теперь, в более преклонном возрасте, живет в домике на опушке леса и на полставки подрабатывает учительницей английского языка в небольшом польском городе. Лучшие подруги женщины — верные собаки Леа и Бялка — пропадают. Душейко (а имя Янина она терпеть не может) уже много лет бьет тревогу из-за браконьерства и массовых убийств животных, но полиции нет до охотников никакого дела. В жестокой забаве участвуют и местный священник, и главный бизнесмен, и мэр, и другие влиятельные люди. В округе начинают происходить зверские убийства охотников. Душейко считает, что это месть животных бездушному человеку.
В основе фильма роман известной польской писательницы и лауреатки Нобелевской премии по литературе Ольги Токарчук «Веди свой плуг по костям мертвецов». Агнешка Холланд — классик польского кино и действующий президент Европейской киноакадемии — сняла захватывающий мистический деревенский детектив в соавторстве с дочкой Касей Адамик. В главной героине угадывается и альтер эго Холланд, и польская миссис Марпл, которой на старости лет хочется острых ощущений. И хотя фильм помещен в жанровую рамку, в первую очередь это, конечно, важное экологическое послание всем людям, гимн эмпатии и любви к ближним. Польская картина восстанавливает справедливость, уравнивая человека и животное.
Как можно дальше отсюда
Дерзкой и прямодушной Оле (Зофия Стафей) 17. Она мечтает о собственной машине, но раз за разом не может сдать экзамен на права. После трех неудачных попыток из Ирландии приходят печальные известия. В результате несчастного случая погиб ее отец. Ола не видела его семь лет (ровно такой срок папа трудится за границей) и практически не знала, но он откладывал деньги и обещал подарить ей машину. Мать девушки (Кинга Прейс) не говорит по-английски, но очень хочет похоронить мужа на родной земле. Ола отправляется в Ирландию за телом отца, а заодно на поиски обещанных денег.
Трагикомедия «Как можно дальше отсюда» основана на реальных событиях. С одной стороны, приключения Олы настолько удивительны, что кажутся вымыслом. А с другой, жизнь постоянно подкидывает сценаристам интересные истории, нужно просто не пройти мимо. Как можно дальше отсюда» — всего лишь вторая работа Петра Домалевского, первая — драмеди «Тихая ночь» (хит родного проката). Уже по двум этим картинам можно делать определенные выводы по поводу почерка Домалевского. Его интересуют сложные семейные отношения, неоднозначные герои, а еще он прекрасно чувствует баланс между смешным и трагическим. «Как можно дальше отсюда» (если вынести за скобки трагический повод для поездки) начинается как анекдотическое роуд-муви, невероятные приключения полячки в Дублине. Вроде бы обе страны входят в Евросоюз, но в реальности между ними пролегает пропасть. В первую очередь, конечно, экономическая. Чем дальше развиваются события, тем менее смешными они кажутся.
Убей это и покинь город
Поляку Мариушу Вильчинскому 56 лет. Анимационный фильм «Убей это и покинь город» — его полнометражный дебют, работа над которым велась около 15 лет. За это время умерли многие друзья и помощники автора. Среди них написавший к картине музыку отец польского блюза Тадеуш Налепа и озвучивший одного из персонажей классик европейского авторского кино Анджей Вайда. Премьера картины прошла в программе Encounters Берлинале в 2020 году. «Убей это и покинь город» — картина автобиографическая, но далеко не реалистичная и ярко демонстрирующая фантазию автора. Вильчинский вспоминает свое детство в Лодзи и рассказывает через отдельные эпизоды историю своей жизни вплоть до смерти матери. Сквозного сюжета нет, а сцены настолько разнятся по времени, что не всегда сразу можно угадать, за каким же героем скрывается сам автор. То он мальчик, которого папа отвозит к морю и забывает позвонить жене и сообщить, что всё хорошо, все добрались до пляжа в целости и сохранности. Женщина же сходит с ума, не находя себе места. То он уже взрослый усталый мужчина, который видит, как его мать медленно, но верно угасает.
Вильчинский выбирает схематичную анимацию: его рисунки на тетрадных листах словно бы оживают, а отдельные детали вокруг персонажей окрашиваются цветом. Светильник над головой, кровь, огни в окнах поезда, витрины ночного ларька. В общих серых тонах эти световые пятна смотрятся особенно эффектно. Факты биографии режиссер разбавляет сюрреалистическими сюжетами. Продавщица, торговавшая в начале фильма рыбой и отрезавшая головы еще живым водным жителям, к середине картины уже отрубает головы людям, которые так же беспомощно бултыхаются в огромной бочке. Огромные вороны доедают части тела. На экране появляется даже кот Бегемот, озвученный Даниэлем Ольбрыхским. В Лодзи и правда творится разная чертовщина. Михаилу Афанасьевичу некоторые ужасы даже и не снились. От Булгакова остаются крошечные следы. Так фрагментарно и субъективно выглядит «Мастер и Маргарита», если прочитать книгу лет этак 40 назад. Детство Вильчинского пришлось на времена коммунистической Польши. Та реальность кажется ему максимально мрачной и неприветливой к человеку. Город погружен во тьму, никаких развлечений нет, летом можно съездить на море, а зимой люди словно бы впадают в спячку, выходя из дома только на работу и в магазин.
Последняя семья
В 1977 году Томек Бексиньский (Давид Огродник) перебирается в собственную квартиру в строящейся многоэтажке на окраине Варшавы. За его судьбу переживает мать-католичка Зофия (Александра Конечна). Ее муж Здислав (Анджей Северин) снимает будни чудаковатых близких (а кроме сына и жены, это престарелые мать и свекровь) сначала на фотоаппарат, а потом на любительскую камеру. Беспокойный характер Томека тревожит Зофию, а Здислав постепенно посвящает всю свою жизнь искусству. Когда успешный художник подписывает договор с живущим во Франции арт-дилером, а Томек начинает вести собственное шоу о рок-музыке на польском радио, кажется, что самое худшее уже позади. Однако семью ждет еще целая серия роковых событий.
«Последняя семья» — полнометражный дебют Яна П. Матушинского. Премьера прошла в конкурсе фестиваля в Локарно, на котором Анджей Северин удостоился награды лучшему актеру смотра. Матушинский обратился к реальной истории известнейшего в Польше (да и во всем мире) художника-сюрреалиста Здислава Бексиньского. Это не традиционная биографическая картина, а семейная сага. Вселенная Бексиньского замкнута четырьмя стенами типовых многоэтажек, несмотря на стремительно проносящуюся где-то рядом историю страны. Не бывает семейных саг, заканчивающихся счастливым финалом. Несмотря на жестокие фантазии и мрачные картины, художник Бексиньский — мягкий человек, готовый на всё ради семьи. Он ведет хронику их жизни, фиксируя на камеру повседневные радости и трагедии, смену эпох и неизбежные утраты. Взгляд оператора, словно бы невольного свидетеля, вместо предсказуемой отстраненности добавляет драматизма и без того насыщенным событиям внутри одной семьи.
Соединенные штаты любви
Польша, 1990 год. Атмосфера перемен, пиратские видеокассеты с американскими фильмами и даже порно, джинсы, но к новым обстоятельствам еще нужно привыкнуть. Действие фильма развивается в провинциальном тихом городке. Агата (Юлия Киёвская) несчастлива в браке. Вместе с мужем Яцеком (Лукаш Симлат) она воспитывает 14-летнюю дочь. Женщина подглядывает за симпатичным священником, а затем исступленно занимается сексом с супругом. Директор школы Иза (Магдалена Целецка) влюблена в женатого отца (Анджей Хыра) одной из своих учениц. У мужчины умирает супруга, но делать официальными отношения со вчерашней любовницей он не спешит. Пожилая учительница русского языка Рената (Дорота Коляк) мучается от неразделенных чувств к молодой соседке Маржене (Марта Нерадкевич). Кажется, счастье польским женщинам не полагается.
Премьера третьей полнометражной картины Томаша Василевского прошла в основном конкурсе Берлинале-2016, где она удостоилась приза за лучший сценарий. В 1990-м Василевскому было 10 лет, он жил в военном городке и был окружен домохозяйками. Их истории и легли в основу «Соединенных штатов любви». Фильм выполнен в нарочито блеклых, приглушенных тонах, напоминающих современное творчество шведа Роя Андерссона. За операторскую работу в фильме отвечает прославленный Олег Муту («Смерть господина Лазареску», «В тумане» и «Паркет»).
Текст: Максим Ершов