Картинки с выставки. «Европа и Украина: диалог сквозь века» в нацмузее истории
vitaviktoria — 03.08.2023Продолжаю показывать картинки с различных выставок, которые проходят в Киеве в эти непростые для нас времена.
На этот раз выставка в музее истории. Представлены предметы, принадлежавшие украинской элите Приднепровья конца 18—начала 20 ст.: фарфор, художественное стекло, мебель и одежда, изделия из золоченой бронзы.
Некоторые предметы происходят из коллекции семьи промышленников и меценатов Терещенков.
Мебель, естественно, вся «импортная». А вот посуда есть и отечественная — фарфоровые изделия Волокитинской фабрики Андрея Миклашевского и фаянсовые изделия Киево-Межигорской фабрики.
Вполне достойные фарфор и фаянс и очень жаль, что производства эти давно утеряны.
В одной из витрин залюбовалась «набором для лафита» знаменитой фирмы «Баккара» во Франции.
Стекольная мануфактура в городе Баккара была создана в 1764 году епископом Меца Монморанси-Лавалем. Сначала производила стекло для окон и зеркал, а в 1816 году после установки новой печи было освоено производство стеклянной посуды. Наш набор был изготовлен примерно в середине 19 века.
Пришлось погуглить, чтобы узнать, а что такое лафит, о котором часто вспоминают в русской классической литературе и который пили из этих красивых рюмок. Оказывается, это французское красное вино бордоского типа из округа Медок, получившее распространение в России в последней трети XIX века как один из основных видов импортного вина. Как и другие красные вина, лафит подавался в подогретом виде к главному мясному блюду.
Виноградники Лафит в 1868 г. были куплены Ротшильдами, обусловившими свой заем царскому правительству обязанностью России импортировать лафит, причем в довольно значительных количествах. Благодаря этому слово «лафит» через прессу и, главным образом, через виноторговую сеть стало известно в самых широких народных кругах и в конце концов превратилось в синоним всякого заграничного дорогого вина.
Еще один интересный экспонат — шелковое платье, сшитое крепостными и принадлежавшее внучке одного из гетманов Украины — Скоропадского.
На следующем фото мебель, которая принадлежала Терещенкам — стол для завтраков и этажерка для холодных закусок и напитков.
Праздничная накидка, которую барышни и дамы набрасывали поверх бальных и вечерних нарядов.
Любительская картина, написанная Ильей Лизогубом — украинским дворянином, военным и музыкантом. Он был потомком казацкой старшины и известен своей дружбой с Тарасом Шевченко.
Организаторы выставки утверждают, что культурный диалог между Украиной и Европой продолжается еще со времен греческих колоний на наших территориях. Но если вспомнить историю Киевской Руси, Магдебургское право у многих десятков украинских городов, цехи ремесленников и первые университеты в Восточной Европе, то становится понятным, что длительное время своей истории Украина и сама была частью Европы. К сожалению, за возвращение домой теперь приходится дорого платить.
|
</> |