«КАРТИНА КРОВИ» (19)
 sergey_v_fomin — 14.08.2025
                                                
                        
                        

Павел Рыженко «Царево молчание» (2005).

Портрет Г.Г. Мясоедова Ильи Репина. 1883 г.

Портрет П.И. Бларамберга кисти Репина, не являющийся этюдом к картине.

Рисунок И.Е. Репина Гаршин в гробу. Сборник воспоминаний и статей о Гаршине «Красный цветок» (СПб. 1889) с обложкой Репина
Что касается впечатления друзей от близившейся к завершению картины, то до нас дошло несколько таких свидетельств.
«Никому не хотелось показывать этого ужаса… – признавался сам автор. – Я обращался в какого-то скупца, тайно живущего своей страшной картиной… И вот, наконец, на одном из своих вечеров, по четвергам, я решил показать картину своим гостям, друзьям художникам (некоторые были с женами). Были: Крамской, Шишкин, Ярошенко, П. Брюллов и другие. Лампами картина была освещена хорошо, и воздействие ее на мою публику превзошло все мои ожидания…
Гости, ошеломленные, долго молчали, как очарованные в “Руслане” на свадебном пиру. Потом, долго спустя, только шептали, как перед покойником…
Я, наконец, закрыл картину. И тогда даже настроение не рассеивалось и долго… Особенно Крамской только разводил руками и покачивал головой… Я почувствовал себя даже как-то отчужденным от своей картины: меня совсем не замечали, или вскользь избегали с жалостью…
– Да, вот… – произносил как-то про себя Крамской. Но все глядели только на него и ждали его приговора…» [10]

Посмертная маска Всеволода Гаршина, покончившего жизнь самоубийством в марте 1888 г.
«Никогда не забуду, – вспоминала А.И. Менделеева, супруга знаменитого химика, – как раз неожиданно Илья Ефимович пригласил нас в мастерскую. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Перед нами было “Убиение Грозным сына”. Долго все стояли молча, потом заговорили…» [11]
Свои впечатления от картины И.Н. Крамской излагал в письме художнику П.О. Ковалевскому: «…О Репине. Он написал картину большую, как Иван Грозный убил своего сына. Она еще не кончена, но то, что есть, действует до такой степени неотразимо, что люди с теориями, с системами и вообще умные люди чувствуют себя несколько неловко» [12].
И далее: «Изображен просто какой-то не то зверь, не то идиот, – это лицо, главным образом, и не кончено, – который воет от ужаса, что убил нечаянно своего собственного друга, любимого человека, сына… А сын этот, симпатичнейший молодой человек, истекает кровью и безпомощно гаснет. Отец схватил его, закрыл рану на виске крепко, крепко, рукою, а кровь все хлещет, и отец только в ужасе целует сына в голову и воет, воет, воет. Страшно. Ай, да Репин!» [13]

Так картина, на которой изображено никогда не бывшее событие, благодаря мастерству художника и созвучным его замыслу протестным настроениям «передового» русского общества, для подавляющего большинства грамотных людей превратилась с тех пор в неоспоримый факт и, более того, стала знаковым явлением.
Примечания
[1] Лясковская О.А. К истории создания картины И.Е. Репина «Иван Грозный и сын Его Иван 16 ноября 1581 года». С. 191.
[2] Пророкова С.А. Репин. С. 209.
[3] Там же. С. 206, 213.
[4] Молева Н.М. Власть и покаяние. С. 106.
[5] Пророкова С.А. Репин. С. 204.
[6] Лясковская О.А. К истории создания картины И.Е. Репина «Иван Грозный и сын Его Иван 16 ноября 1581 года». С. 196-197.
[7] Репин И.Е. Переписка с П.М. Третьяковым. С. 97.
[8] Пророкова С.А. Репин. С. 210.
[9] Цит. по: Лясковская О.А. Илья Ефимович Репин. С. 130.
[10] Лясковская О.А. К истории создания картины И.Е. Репина «Иван Грозный и сын Его Иван 16 ноября 1581 года». С. 197.
[11] Менделеева А.И. Менделеев в жизни. М. 1928. С. 51.
[12] Грабарь И.Э. Репин. Т. 1. С. 266.
[13] Там же.
| 
                                         | 
                                    </> | 
            
                    Аппаратная замена масла в автомобиле: преимущества вакуумной технологии над традиционными методами                
                    Вересаев                
                    Как там Купянськ хохлы?                
                    Разговоры на работе                
                    «Я не могу, он — что-то чудовищное»                
                    Пастернака отказаться от Нобелевской премии                
                    Этому котику небольно, нестрашно, не хочется есть. Его                
                    Российские астрономы выяснили, откуда прилетел «московский НЛО»                
                    Ну и как, догнали Америку?                
            
            
            
