Картина для размышления — игра жизни и смерти


«Шахматисты», Фридрих Август Мориц Ретч, 1831. (Public Domain)
Величайший шахматист всех времён Пол Морфи выиграл у дьявола шахматную партию
В 1831 году немецкий художник Фридрих Август Мориц Ретч написал картину, которую несколько десятилетий считали трагической, пока не произошло удивительное событие, изменившее её судьбу. Называется она «Шахматисты», а ещё её можно назвать «Дьявол играет в шахматы с человеком на его душу».
Шахматная доска на картине размещена на мраморном столе, напоминающем богато украшенный саркофаг, что подчёркивает, что это игра судьбы — жизни или смерти для человека. Дьявол, сидящий слева, одет в цвета, символизирующие интригу и хитрость, он играет чёрными фигурами.

Мориц Ретч, автопортрет, (Public Domain)
Трон-кресло Дьявола украшает зловещая голова рычащего льва, его лапа опирается на человеческий череп, намекая на вероятный результат партии. Шахматные фигуры сами представляют борьбу Добра и Зла. Чёрный «король», в мантии и шапке своего хозяина, призывает свои фигуры к атаке. Неверие — фигура, непосредственно стоящая перед королём, попирает крест.
Другие фигуры чёрных олицетворяют: Сладострастие (женщина с обнажённой грудью, в правой руке держащая кубок), Праздность (большая свинья); Гнев, Гордость (с павлиньим хвостом); Ложь (с головой, как у кошки; одна рука на груди, как бы заверяя в своей искренности, в то время как другая скрывает кинжал за её спиной), Алчность (и зависть одновременно, сгорбленная и худая, грызущая свою собственную руку).
Усиливает мрачность ситуации паук на переднем плане, карабкающийся на поверхность саркофага.
Среди фигур молодого человека, сидящего справа, белый «король» в широком одеянии и крыльями на плечах — знак бессмертия души. Ферзь — Религия, самый мощный из всех защитников, благородная, величественная женщина с крыльями ангела. Одна её рука вытянута, словно предоставляя защиту, а другой рукой она держит крест, эмблему веры.
Среди других фигур: Надежда, опирающаяся на якорь и с нетерпением наклонившаяся вперед, как будто в ожидании; Истина, держащая факел и щит, стоящая рядом с Надеждой; Мир, с пальмовой ветвью в руке, Смирение, погружённое в молитву; Невинность (голый ребёнок, наивный и простодушный)
На первый взгляд кажется, что сатана уже выиграл игру. Говорят, что в прошлом картину даже называли «шахматами»: дьявол держит в руке больше сбитых белых фигур и имеет явное преимущество в игре. Его высокомерный взгляд наблюдает за обеспокоенными лицами юноши и ангела, а на фоне черепов, гроба и паука на переднем плане картины кажется, что будущее юноши уже предрешено.
«Художник изображает сатану сильным и терпеливым, он знает наши человеческие слабости и изнутри, и снаружи. Какова его стратегия? Какова его тактика?» — спрашивает доктор Нил Скофилд, анализируя картину как метафору реальной жизни.
Первая возможная тактика, как предполагает Скофилд, — это вовлечь игрока в ситуацию, в которой он не любит оказываться, чтобы обнажить его слабые места — ход, который хорошо известен профессиональным шахматистам. Ещё одна тактика дьявола — думать на много шагов вперёд, как прекрасный шахматист.
«Дьявол терпелив, он удивляет нас поэтапно», — объясняет он.
Мы знаем это из реальной жизни, например, когда пытаемся избежать какого-либо искушения, а оно медленно и постепенно просачивается к нам обратно.
Ещё одна тактика — заставить нас принимать решения на основе эмоций. Шахматисты осознают влияние эмоций на свои решения, как и дьявол. Это основано на том, что мы говорим себе:
«Если тебе нравится, сделай это. Но мы все знаем, что то, что приятно в этот момент, может „укусить“ нас позже», — говорит Скофилд.
Другая известная тактика — стирать границы между добром и злом, заставляя нас идти по пути, по которому нам не следует идти. В жизни, как и в игре, дьявол может сделать это, поставив под сомнение нашу способность различать добро и зло, и этот шаг наверняка затмит правильный путь.
Однако примерно через 70 лет после того, как Ретч написал эту картину, стало ясно, что преимущество сатаны в игре было лишь иллюзией. Согласно истории, опубликованной в 1898 году в шахматном журнале, один из величайших шахматистов всех времён Пол Морфи пришёл в гости к другу и заметил у того картину Ретча. Согласно истории, Морфи подошёл к картине, несколько минут изучал её, а затем сказал своему другу:
«Я могу выиграть партию для этого молодого человека, достань свою шахматную доску, и я покажу тебе».
Эти двое играли, и Морфи победил дьявола.
В одну секунду весь смысл картины меняется — хотя человек думает, что всё потеряно, а дьявол уже празднует, Бог (представленный в фигуре ангела) фактически оставил человеку выход.
Воспользоваться этим он сможет только в том случае, если правильно сыграет с имеющимися «фигурами» — «Король» (душа), «ферзь» (вера) и добродетели: надежда, мир, любовь, невинность, смирение и истина.
Автор: Майя Мизрахи
Vk Telegram Twittern Od Email Print
Искусство