
Карабахские орлы


В связи со вчерашним инцидентом, в котором по-прежнему много неясного, несмотря на то что армяне, наконец, показали фотографии сбитого (а по утверждению азербайджанцев - потерпевшего катастрофу) Су-25, я решил дать краткий обзор ВВС обеих сторон конфликта, поскольку о них мы наверняка еще не раз услышим. Итак, начнем с Армении.
Самыми мощными и современными боевыми самолетами в этой республике, да и вообще - во всем Закавказье являются четыре полученных в прошлом году из России истребителя-бомбардировщика Су-30СМ. Заказано еще восемь машин, но когда они поступят, пока неизвестно.
В Азербайджане самолетов такого класса нет, но вряд ли четыре боевые единицы способны оказать существенное влияние на ход военных действий. Однако что-то вражеское они сбить могут, в таком случае это будут первые воздушные победы Су-30 за четверть века их эксплуатации в разных странах. Других истребителей у армян нет.

Армянский Су-30.
Ударная авиация представлена тринадцатью (со вчерашнего дня - двенадцатью) штурмовиками Су-25 и одним двухместным учебно-боевым Су-25УБ.

Армянский Су-25 совершает посадку.
Кроме того, имеется четыре (по другим данным - восемь) старых учебно-боевых Л-39 "Альбатрос", которые в принципе могут использоваться в качестве эрзац-штурмовиков, но в условиях современной ПВО это было бы весьма опрометчивым решением.

"Альбатрос" с опознавательным знаком ВВС Армении старого образца, снимок 2004 года.
Винтокрылая авиация представлена одиннадцатью (по другим данным - пятнадцатью) ударными вертолетами Ми-24 и двенадцатью транспортно-боевыми Ми-8.

Армянский Ми-24.
Теперь перейдем к Азербайджану. Его авиация гораздо более многочисленна. У него имеется 13 многоцелевых истребителей МиГ-29 и два учебно-боевых МиГ-29УБ, закупленных в 2006-2007 годах на Украине.

Азербайджанские МиГ-29УБ и МиГ-29.
С конца прошлого века Азербайджан держит на хранении 16 истребителей МиГ-25 и четыре разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ, частично доставшихся ему в наследство от СССР, а частично - закупленных в 1998 году в Казахстане. Однако боеспособность всех этих машин - весьма сомнительна. Во всяком случае, ни одного их снимка в полете, относящегося к XXI веку, я не нашел.

Азербайджанские МиГ-25 на авиабазе "Насосная".
Роль ударного самолета в Азербайджане, как и в Армении, выполняет Су-25, но у Азербайджана их больше - 16 одноместных боевых и три двухместных учебно-боевых. Все эти штурмовики были куплены в Грузии и Белоруссии в 2002-2012 годах.

Азербайджанский Су-25 в полете.
К сказанному можно добавить, что в феврале этого года Азербайджан заказал в Италии 10 новых учебно-боевых самолетов Леонардо М-346 "Мастер" (аналог российского Як-130 с итальянскими двигателями, авионикой и вооружением), подписав опцион еще на 15 машин. Они предназначены для замены крайне устаревших и изношенных учебно-боевых "Дельфинов" и "Альбатросов", состоящих на вооружении еще со времен СССР, которых у Азербайджана имеется примерно 40 штук. Но, насколько мне известно, ни один из "Мастеров" еще не получен.
Большое внимание Азербайджан уделяет винтокрылой машинам. У него есть 26 ударных Ми-24 и от 9 до 12 новых Mi-24G, представляющих собой южноафриканскую модификацию Ми-24 с усовершенствованной авионикой, приспособленную для круглосуточного и всепогодного боевого применения. А также - 13 транспортно-боевых Ми-8 и 20 Ми-17, купленных в России в 2010-2014 годах. Итого к началу нынешнего конфликта - от 68 до 71 боевых и транспортно-боевых вертолетов. Правда, сообщалось, что один Ми-8 уже потерян.

Азербайджанский Ми-24.

Mi-24G, выглядящий очень футуристично.
Таким образом, Армения имеет в общем счете 17 боевых самолетов (не считая "Альбатросов") и 23-27 вертолетов, а Азербайджан - 34 боевых самолета (не считая тех же "Альбатросов", "Дельфинов" и МиГ-25) и 68-71 вертолет, обладая более чем двойным (а по вертолетам - почти тройным) превосходством в воздухе. Посмотрим, удастся ли ему реализовать это превосходство.
|
</> |