Каптацио беневоленцие

- Ой, Александр, ты такой высокий и сильный, не поможешь ли нам перевернуть бутыль.
Не вопрос, сходил, перевернул.
А потом, в лифте, говорит со знанием дела - синьора использовала прием, что по латыни назвывается captatio benevolentiae "каптàцио беневолèнцие", обеспечение благожелательности то есть.
Сначала похвалила, потом обратилась с просьбой. Классика ораторского искусства, известный риторический прием.
Удивилась таком всплеску эрудиции, спросила - никак от Шелдона Купера узнал?
Нет, сказал обиженно, из курса латыни в лицее, им пользовались еще всякие Квинтиллианы и Цицероны, чтоб расположить к себе публику, льстиво умаслив ее комплиментами.
Хороший прием, приходилось им пользоваться, но думала, что это я сама такая хитрая.
Вспомнила даже, когда делала это сознательно.
В первые годы в лицее у сына был препод по истории искусств. Странный тип, капризный, непредсказуемый. Не особо успешный художник, одним словом.
Любил он понаставить двоек и единиц, портя общую картину успеваемости. После очередной двойки пошла с ним беседовать, как предписывали отношения школа-родители. По словам побывавших на беседе родительниц, все уходили, несолоно хлебавши.
Поэтому, представляя себе персонажа, к встрече подготовилась: погуглила работы, почитала биографию.
Прихожу, он сидит, надутый, с очевидного похмелья, и ожидает, как очередная мамаша будет бухтеть на предмет оценок. А я ему такая льстиво "Проф, а вот кстати, видела ваши работы, очень любопытные и полные творческой индивидуальности..."
Оживился, зашелестел бумажками...вот, говорит, у меня тут случайно кое-какие репродукции имеются, хотите взглянуть?
Взглянула, снова похвалила, поговорили о его творчестве и вообще об искусстве, потом я осторожно соскользнула на тему своего студента и оценок.
Препод великодушно отмахнулся - да ничего страшного, они еще юные, отвлекаются... пусть подготовится, я его опрошу и оценку исправим. И исправил! И даже предварительно не опросил.
Великая сила captatio benevolentiae!
|
</> |