Каноны про семяизвержение на литургии
diak_kuraev — 23.10.202418+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
Нет, таких канонов нет. Но есть грамота св. митр. Макария с рассказом о том, как священник во время чтения апостола на Литургии уснул прямо сидя на горнем месте и увидел он «влажный сон» и случилось у него то самое:
«в древних от отец повестех обносится, а в Правилех о том написано же: некоему священноиноку случись литургисати Божественную Службу, и егда взыде на горнее место, четцу наченшу Апостол чести, он же седе на горнем месте и воздрема втонце, сном обьят бысть, и от диявольския прелести в том часе бысть ему искушение. Он же страхом и трепетом объят бысть, не ведый, что сотворити. И в то время в той святей церкви лучися быти искусным и разсудителным великим старцем; он же воспомянув их, посла по них и сказа им со слезами случшаяся ему вся на горнем месте. Они же, разсудителныя отцы, слышав таковая случшаяся прозвитеру священноиноку, повелеша ему з горняго места со всяким опасением итти в сосудохранилницу и совлещися от священных, и повелевша свету на низ спустити, и чистую возложити, и искусныя молитвы изглаголати, и паки во вся священническая облачитися, и повелеша ему со страхом и трепетом и со многими слезами Божественую службу свершити о всем по священным правилом».
Грамота Митрополита Макария Новгородскому архиепископу Пимену о священнике, упавшем в обморок во время Литургии после «Достойно есть» (1558, февраля 6)
(на тему сексуально-литургических приключений в литературе Древней Руси см рассказ в «Зонаре»:
Был молодой священник. В конце Поста, вечером Великой Субботы он
стал приставать к жене, но та ему не дала (что вполне канонично:
пост не кончился, а кроме того, священник не имеет права ложиться с
женой накануне служения им Литургии).
А священник уже завелся, посему вышел во двор, нашел козочку и
совокупился с ней.
Потом он совершил пасхальную службу. Но в конце ее налетели хищные
птицы и перепугали всех. Никто из храма выйти не может. Тогда
священник публично покаялся в грехе - мол, это все из-за меня. Он с
женой вышел из рама. Его птицы не тронули - а вот его жену
расклевали и труп растащили по косточке.
https://diak-kuraev.livejournal.com/1738249.html).
***
В том же послании Макария есть и более крутая фантазия:
«Ото многих отец в древних повестех обносится: аще случится которому священнику литоргисая Божественную Службу онемети, или умертвити, и невозможно Божественный Службы совершити, и в то время которому священнику прилучится в той церкви быти готову к Божественой Службе, а будет не готовился, и причястныя молитвы не говоре ны, и он церковное правило и причастныя молитвы проговоря и облачится во вся священническая, и от самыя Проскомидия по Служебнику став пред Божественным престолом втайне себе вся изглаголет до тех мест, отнележе священник престал служити, а не претваряет ничтоже, а оттоле велегласно и втайне вся совершает в того священника место Божественную Службу о всех по священным правилам».
То есть: некий священник потерял сознание или умер во время совершения литургии. Другой священник должен про себя повторить все тайные и освятительные молитвы, уже произнесенные собратом, и громко затем их продолжить. То есть дублер точно знает, какие молитвы уже были сказаны, но по сути заново освящает Дары.
Когда-то за это пеняли священнику Дубовицкому: он повторял освятительные формулы и жесты вслед за своим настоятелем — Георгием Кочетковым. Макарий же предлагает молитвы читать («вся изглаголет»), а рукой дары не знаменовать («не претваряет ничтоже»).
|
</> |