рейтинг блогов

Каков он – постсовок?

топ 100 блогов burckina_new16.01.2018 Пока в ЖЖ некоторые персонажи активно исходят на дурно пахнущую вторичную субстанцию по поводу СССР и совков, социологи либерального толка дали крайне нелестный портрет нынешнего российского, постсоветского человека.
Каков он – постсовок?
И так, характеристики постсоветского человека:

Николай Розов свёл воедино черты разработанного Юрием Левадой и Львом Гудковым и подкреплённого результатами многолетних социологических опросов нормативного концепта «простой советский/постсоветский человек»:

– «массовидный, усреднённый, подозрительный ко всему новому и своеобразному;

- неспособный понять поведение другого, если оно не выражено в языке иерархии государственных статусов;

– адаптированный к существующему социальному порядку

- адаптация носит пассивный характер: массовый человек принимает произвол остающегося по-прежнему бесконтрольным «государства»;

– ограниченный (в интеллектуальном, этическом и символическом плане), не знающий иных моделей и образов жизни, ориентирующийся на упрощённые образцы отношений;

– иерархический, чётко осознающий, что не только экономические и социальные блага, но и человеческие права, внутреннее достоинство, уважение, «честь» распределяются в соответствии с социальным статусом и положением в структурах власти;

– хронически недовольный прежде всего, тем, что предоставляется ему в качестве всем «положенного», а потому разочарованный, завистливый, фрустрированный постоянным и систематическим расхождением внутренних запросов, и тем, что ему «дано»;

– считающий себя вправе обманывать всех, с кем он имеет дело: как начальство, власть, так и своих близких, лукавый, демонстрирующий лояльность властям и своему окружению, но по-настоящему заботящийся лишь о своем выживании или об очень узко понимаемых прагматических интересах;

– неуверенный в себе, он никогда не может полагаться на действие правил формальных государственных институтов, значит, на правовую и социальную защищённость, стабильность, предсказуемость условий своего существования; имеет хронический комплекс недооценённости, коллективной ущемлённости;

– вместе с тем его разочарованность и чувство неполноценности компенсируются сознанием своей (массовой, коллективной) исключительности;

– эти чувства прорываются неупразднимой ностальгией по идеализируемому прошлому, к которому относят все несостоявшиеся мечты, страхи вплоть до ксенофобии и параноидальной убеждённости в существовании внешних и внутренних врагов, тёмных сил и «заговоров» против России;

– жёсткость предъявляемых к нему нормативных требований и правил снимается не только двоемыслием и лукавостью, но и коррупцией (причём эта коррупция двунаправленная: подкупается не только власть, но и само население.

Эти социальные навыки, социальные механизмы организации жизни чрезвычайно устойчивы и важны, и они сохранились до сих пор. На них держится нынешняя культура – на таком низком уровне готовности к политическому участию, к отстаиванию своих прав, к проявлению солидарности
.

Очень не лестный портрет, да? Я понимаю, что сейчас в этом обвинят СССР, однако читаем дальше:

Истоки дуализма массового сознания в России обнаруживаются отнюдь не в «тоталитарном» советском прошлом, а в гораздо более ранних исторических периодах. Исследование становления российского политического сознания выявило ряд тенденций, воспроизводство которых в наши дни кажется постоянным возвращением на круги своя.

В России второй половины XVIII – XIX веков политическое сознание формировалось в условиях раскола – во-первых, между доминирующим по численности крестьянским населением и немногочисленным дворянством; во-вторых, между модернистским и антимодернистским мировоззрением (к середине XIX века этот раскол оформился в противостояние западников и славянофилов).

Одновременно сосуществовали политическое и предполитическое сознание, причём последнее преобладало Традиционная культура русских крестьян была сформирована в русле архаических суеверно-обрядовых представлений. Крестьянство было носителем верноподданнического и бунтарского типов «политического сознания». Разные группы дворянства представляли и консервативный, и либеральный, и революционный типы такого сознания. Представители «третьего сословия» склонялись к либерально-демократическому и революционному типам политического сознания.

В каждом случае сформировались свои традиции, определившие и последующее развитие политического сознания в России Процесс европеизации в дореволюционной России стимулировал антимодернистскую установку как у исповедовавших идеологию уравнительности низов, так и у образованной элиты.

«Двоемыслие» в результате заключалось в необходимости соответствовать в публичной сфере европеизированному образцу, абсолютно не органичному глубинным ценностям, архаичным по своей сути. Заимствованные у европейских народов технологии, формы организации труда и социальные идеалы парадоксальным образом воспроизводятся в социуме с глубоко укоренёнными стереотипами архаического мышления и поведения. Парадоксальным сочетанием европеизма и архаики определяются промежуточность, своеобразная двойственность российской цивилизации
.

Еще раз - это писали прожженные либерасты, ненавидящие как советских, так и постсоветских. В общем, не нужно крошить батон ни на тех, ни на других. Советские сделали то, что нынешним обличителям Совка никогда не достичь. Постсовкам же уготована печальная судьба вымирающего, деградирующего народа под рассказы о проклятом Совке, если он не поймет вовремя своей участи.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
КОРДОВЫЕ МОДЕЛИ Перед северным входом выставки простиралась необъятная площадь. Для одиноких пешеходов она была чересчур велика, но не слишком подавляла, как подавляет итальянский и германский имперский стиль 30-х. Перепад высот и масштабов не угнетал - он был смягчён белизной каменных ...
Люди! Вот что происходит в городе Сватово, Луганская обл: Ждем вежливых людей у нас уже Днепр, ПС, НГ было 400, вчера еще 800 привезли+оружие на молокозавод город в кольце вокруг города прокопали рвы,поставили пушки,и весь несогласный с референдумом луганский совет переезжает сюда к нам... ...
Что происходило с персонажем Лоуренса Аравийского в мировой литературе уже после его смерти (как издевались над человеком). Продолжаем изучать. Сегодня -- и про использование его образа в фантастических романах. source of ill.: http://www.ajfrena.com/lawrence-of-arabia *** С ...
я, когда училась, всегда не понимала одного: приходят студенты на пары. Порой не в полном составе. И препод выговаривает тем, кто пришел, за тех, кто не пришел. (ну не было у меня чувства коллектива, я бы никогда не стала говорить - ходите все. Мне пофигу, кто не пришел). и я всегда не п ...
Китай первым начал практические эксперименты с социальным капиталом, присваиваемым каждому гражданину. Социальный капитал снижается за различные правонарушения, за просиживание в играх, за критику властей и нездоровые пристрастия. Кому-то это может показаться несправедливым. Но не менее ...