Какие бывают цветовые контрасты и зачем нам о них знать?
color_harmony — 22.08.2022
Когда вы говорите слово «контраст», вам придется еще уточнять,
какой контраст вы имеете в виду. Ведь их выделяют очень
много:
«Приходите в колористику, у нас есть:»
— Контраст по цвету
— Контраст светлого и темного
— Контраст холодного и теплого
— Контраст дополнительных цветов
— Симультанный контраст
— Контраст по насыщенности
— Контраст по площади
1) Контраст по цвету
Так называется просто сочетание двух (и более) разных цветов.
Любое не-монохромное сочетание. Соответственно, бывает более
выраженным и менее выраженным, в зависимости от того, какие цвета
сочетаются.
Его ли имеют в виду стилисты, которые называют внешность
контрастной? Некоторые — да, подразумевая, например, рыжие волосы и
голубые глаза.
Можно ли утверждать, что внешность «контрастная по цвету» что
— то нам скажет о цветотипе? — не особо. Только в одном редком
случае, про который я сейчас расскажу.
Есть такой интересный эффект в колористике, что
противоположные цвета при смешивании дают серый, гасятся. Т.е.
можно построить градацию перехода из синего в рыжий через серый (на
колористике это часто одно из упражнений). По этой логике,
действительно, более смягченные оттенки синего и рыжего (скажем,
серо-голубые глаза и рыжевато — русые волосы, желтые звезды на
картинке) менее отличаются друг от друга чем более яркие оттенки
этих цветов (небесно-голубые глаза и ярко рыжие волосы, красные
звезды на картинке). Но есть несколько загвоздок:
— В реальности вам редко попадется внешность, где все цвета
внешности проявлены «в край» характеристик. Вполне могут быть
рыже-русые волосы и ярко-синие глаза, и человек все равно будет
ярким цветотипом при этом. С мягкостью то же самое. Любой цветотип
от средних параметров к выраженным, я про это как-то уже
рассказывала.
— Вы не сможете определить на глаз, насколько цвет яркий. Во
-первых, сам глаз это не очень хорошо видит, особенно, если нет
опыта. И другие характеристики подключатся, темнота, например, что
еще более затруднит оценку. Во-вторых, цвет не существует отдельно,
и если человек хотя бы одет в свои цвета, глаза будут казаться ярче
чем есть. И наоборот. А если еще человек умеет пользоваться
симультантным контрастом и контрастом дополнительных цветов — то
вам всё, что угодно может показаться=)
— Даже если вам удалось точно определить, что в данном случае
все цвета чистые и потому «контрастные по цвету», утверждать, что
«все яркие цветотипы контрастны по цвету» вы все равно не можете.
Потому что кроме рыжих голубоглазых есть еще куча типажей.
Например, кареглазые шатенки с бежевой кожей. Они вообще
«монохромны» и «по цвету» не контрастны. вот например внизу
цветотип выраженно яркий, а цвета «близкие». Просто они все
«чистые», это важно, а не то, насколько они различаются между
собой.
В общем, цветовой контраст в определении цветотипа — не
помощник. А в чем помощник? Ну, например, в колор-блокинге в
одежде, в сочетаемости цветов в целом. Во внешности он скорее может
повлиять на индивидуальную палитру — ответить на вопрос, сколько
цветов у вас «всегда с собой». Этот вопрос мы когда- нибудь обсудим
отдельно.
2) Контраст светлоты. Именно его чаще всего имеют в
виду, когда говорят о цветотипах. Это разница между самыми светлыми
и самыми темными цветами в объекте, в данном случае в вашей
внешности. Хорошо виден, если перевести фото в черно-белый, либо
при живом драпинге.
Для определения цветотипа он опять же не может сказать
практически ничего. Особенно по поводу яркости. Разброс красок по
темноте что у яркого, что у мягкого цветотипа может быть какой
угодно, нам важно то, что у яркого будут чистые пигменты, а у
мягкого сероватые. Небольшую подсказку контраст светлоты может дать
собственно по светлоте: у светлых цветотипов контраст светлоты
никогда не превышает средний (у них нет темных оттенков), а у
темных он не бывает низким (у них цвета от среднего к темному, но
есть свой белый, который сразу дает контраст не ниже среднего с их
цветами внешности). Но, учитывая, что остальные цветотипы могут
быть любого контраста, нам это знание ничего толком не дает.
Для чего же пригодится знание контраста светлоты в одежде? Для
наилучшего сочетания цветов. Особенно он заметен в сочетаниях
базовых цветов между собой, в минималистичных образах.
3) Контраст холодного и теплого.
Это не контраст теплых и холодных палитр, это контраст
ассоциативно теплых и ассоциативно холодных цветов цветового круга.
То есть контраст желто-рыже-красной гаммы и сине-бирюзовой.
например, так
В цветотипе не задействован никак. В стилистике пригодится,
если вы захотите подчеркнуть сложность и драматичность своей
натуры, привлечь внимание.
4) Контраст дополнительных цветов (комплементарный).
Интересен тем, что, находясь рядом, цвета, противоположные в
цветовом круге, усиливают друг друга и кажутся интенсивнее и
ярче.
Часто используется в одежде для усиления цвета, но еще чаще
находит свое применение в макияже — «как сделать глаза зеленее,
ярче итд».
5) Симультантный контраст. Это оптический эффект, когда
человеческий глаз при восприятии какого-либо цвета порождает
дополнительный ему цвет на нейтральном фоне. Например, если долго
смотреть на красный и перевести глаза на белую стену, увидите
бирюзовый отпечаток того красного предмета. Для чего может
использоваться в стилистике: можете колдовать со своим серым
платьем. С красными бусами оно будет более зеленое, с синими —
более бежевое итд) Ну и опять же используется в макияже.
Например, один и тот же серый смотрится чуть по-разному из-за
соседствующего цвета
6) Контраст по насыщенности. Это сочетание яркого и
мягкого. На нем работает принцип база + акцент, где «что мягче — то
и база». Он же задействован в монохромных тотал луках.
7) Контраст цветовых площадей. Он о том, что какой-то
цвет занимает бОльшую площадь, какой-то меньшую. Используется тоже
в понимании того, что база, а что акцент, и в подборе нужного
впечатления от цветов.
ну, например, так=)
Так что знание контрастов полезно, и мы еще к ним вернемся и
будем обсуждать, хотя конкретно для определения цветотипа они не
дают ничего.