рейтинг блогов

На чем основан выбор духов

топ 100 блогов color_harmony05.08.2022 Недавно  на  остальных  платформах  мы  обсуждали  духи,  так  как  я  столкнулась  с  идеей,  что  отторжение  каких-то  ароматов  указывает  на  проблемы  по  типу "не  любишь  розу,  оттограешь  женственность".  Это, конечно,  так  не  работает.  Тема  духов слегка  вбок  от  моей  основной  специализации,  но  тут, я  считаю,  даже  важнее  рассказать, как  и  что  работает,  поскольку  парфюмеры  итак  все  знают, а  вот  мы,  "рядовые  пользователи" духов можем  и  поверить в  "диагностику  по ароматам".

Прежде всего, напомню заезженную в школе идею, что человек это биологическое (1) и социальное (2) существо с высокой личной познавательной активностью (3). Из этой ботанистой фразы вытекает то, что рассматривать мотивации выбора можно с трех сторон: биология, социальные факторы и личный опыт.

На чем основан выбор духов


Итак, начнем с биологии. Ароматы— это химические соединения (я не про бытовое противопоставление «натурального и химии», я про научное понимание слова химия). В силу определенных процессов часть этих химических соединений могут влиять на нас предсказуемым образом — так работает ароматерапия ( «лаванда расслабляет» ) или применение в медицине —например, мнение, что масло чайного дерева обеззараживает. По этому же принципу работает и приведение человека в чувство нашатырём. Вопрос «нравится или не нравится» тут не задействован вообще, есть определенный эффект на организм, именно этот эффект и будет. Хотя мозг может попытаться его сгладить в некоторых случаях. Ну например: лаванда успокаивает, но в детстве вы потерялись в лавандовом поле, провели там ночь и сильно испугались — тогда не успокоит — личный опыт перебьет эффект. Но «среднестатистического человека» она успокоит, а не взбодрит.
С этими независящими от нашего сознания эффектами зато задействована чистота и концентрация вещества. Чем чище- тем предсказуемее эффект (поэтому масло doterra, скажем, будет эффективнее, чем аптечное, а отдушки вообще повлияют только на уровне самовнушения и личных ассоциаций). А с концентрацией — она у каждого своя, при недоборе не запустится процесс, или вы его не ощутите, при переборе будет плохо.
К биологической данности еще относится и химия кожи, гормональный фон и личная непереносимость. На разных людях духи по факту могут пахнуть по-разному, так как кожа имеет разный запах. И отторжение от ароматов может быть вполне биологически обоснованное (плохо на вашей коже, или вы в определенный период гормонального цикла воспринимаете запахи резче, или для вас сильна концентрация), а не потому что «вы не признаете в себе женственность». В этом случае нет адекватного логического объяснения, чем вам не заходит какой-то аромат.

На чем основан выбор духов

Тут подключим сразу третий пункт — человеческую познавательную активность. Вот, например, замечают люди, что лаванда расслабляет, запах выпечки предшествует вкусному обеду, после дождя воздух чистый и с определенным запахом… и запоминают ассоциативные связи в духе: лаванда = сон, ваниль и корица = домашний уют, свежесть после дождя = чистота, обновление, новое начало. За историю человечества все ароматы обросли хорошими ассоциативными рядами, более-менее основанными на фактических реакциях организма на аромат, и на окружающем быте. Они более-менее у всех людей по всему миру будут перекликаться.

На чем основан выбор духов

Но есть еще социально-культурный фактор — туда как раз относится вот это самое «девочкам цветочки, мальчикам деревяшки». Или «вот этот аромат статуснее, так как там редкое и дорогое масло» (поэтому «роза — королева цветов», а не одуванчик, скажем). По поводу ароматов в культуре написаны целые книги, между прочим, и культуральное восприятие меняется во времени, как меняется сама культура (как должны выглядеть и вести себя мужчина и женщина?) И особенности производства (может появиться технология, позволяющая легко получать ингредиент). Мало того, личное восприятие человека не всегда подчиняется культурной картинке, принятой в том времени и месте, где он живет. Вообще, любой аромат априори — это унисекс (с цветом, кстати, так же), гендерные качества ему приписывает общество. (Помните, у нас был урок, где мы обсуждали, что роза — первоначально мужской аромат, а вот жасмин — женский в некоторых культурах). Во многих культурах духи вообще до сих пор не делятся по гендеру, в Европе сначала не делились, потом делились, сейчас перестают.
Культурные ассоциации действуют как раз на уровне сознания и установок. И если какой-то аромат не нравится культурно — там будет очень прозрачное и понятное объяснение: «мне не нравятся ароматы ирисок, потому что они у меня ассоциируются со слащавыми девицами, меня такие раздражают». В общем- то человек для себя поймет почему. И избавиться от этой ассоциации можно, кстати. В отличие от биологического отторжения.
На стыке биологического воздействия, использования и культурных представлений и рождается ассоциативный код аромата, позволяющий использовать его в стилистике для поддержания\ создания какого — то образа.

На чем основан выбор духов

Ну и последний интересный пункт — это личный опыт. Это то самое «этот аромат уносит меня в детство» — он наиболее уникален, но и он хорошо влияет на выбор приятного и неприятного запаха. Если бабушка, которая била вас по попе по поводу и без, пахла гвоздикой, то вы эту гвоздику возненавидите) Этот пункт иногда объясняет ярую неприязнь к некоторым ароматам, и тоже не минует сознание — вы отчетливо понимаете, чем он не нравится. (И нет, вовсе не «проблемами в женской ветви рода, так как плохие отношения с бабушкой», а банально тем, что было больно или унизительно под аромат гвоздики). А даже если и не помните напрямую, эту связь при желании можно восстановить.


На чем основан выбор духов

Поэтому выбор аромата очень сложный, на самом деле, и прямой связи ( «будь женственнее — душись розой») там нет. Если обобщить:
1) Аромат имеет биологическое воздействие, минующее сознание, и чаще всего он именно с воздействием и ассоциируется. Иногда еще с воздействием продукта\предмета, источающего аромат (перец и имбирь жгут))
2) Если он никак заметно не действует, он ассоциируется либо со сферой использования, либо с культурным применением ( «пудровые» саше — это про нежных дев и леди, а вовсе не про рокера-брутала)
3) На первые два пункта накладывается личный уникальный опыт.

Кроме того, среди всех ароматов человек будет чаще выбирать то, что он ассоциирует с собой — просто откидывая неподходящие по простой ассоциативной связи ( "чайное дерево резкое, а я нет — не про меня духи»). Действительно, будут случаи, когда люди выбирают аромат по принципу «ресурсироваться или взбодриться», но гораздо реже, как и с одеждой. Кроме того, выбор аромата, который ассоциативно будет диссонировать с восприятием вашей личности чреват странным отношением людей (аромат им будет давать о вас одну информацию, а ваша мимика с пластикой — другую). Поэтому ресурсируются чаще ароматерапией, а не духами.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
"Ты знаешь, это будет просто бомба. В будущем, когда все это разрешат, мир сильно изменится. Женщины уже будут не нужны", — Так говорил мне один знакомый, - небедный и неглупый топ-менеджер, вхожий в общество людей, обладающих властью. Мы разговаривали про тенденции в обществе, в ...
Начну с не очень приятной новости. Новый акют-рентген который открыли досрочно, чтобы туда перевести всех с короной, в результате с такой задачей не очень справился и пациенты с короной теперь у нас практически везде. Последние дни это нечто вообще. Рекорд :ни одного пациента без короны ...
Теперь православные амазонки будут набегать на ваши уйутные греховные бложики, а также во френдленту организованно - из ortho_women . Трепещите, типа. А желающим вступить в православное ЖЖ-сестричество придется пройти ортофейсконтроль у ...
ESA опубликовало снимок, сделанный спутником Sentinel-2. Он демонстрирует рост нового острова, расположенного у побережья Иводзимы. Новый остров образовался в результате извержения подводного вулкана, произошедшего 21 октября. Уже 3 ноября принадлежащий NASA спутник Landsat-9 ...
Как быстро человек привыкает к красивому и хорошему. Но если он всю жизнь живет в подмене настоящей красоты и моральных ценностей, которую ему заменяют идеологической фигней, то он начинает верить, что Эрмитаж - самый большой и полный музей мира, а Москва - самая красивая столица мира, а ...