На чем основан выбор духов
color_harmony — 05.08.2022
Недавно на остальных платформах мы
обсуждали духи, так как я
столкнулась с идеей, что отторжение
каких-то ароматов указывает на
проблемы по типу "не любишь розу,
оттограешь женственность". Это, конечно,
так не работает. Тема духов слегка
вбок от моей основной специализации,
но тут, я считаю, даже важнее
рассказать, как и что работает,
поскольку парфюмеры итак все знают, а
вот мы, "рядовые пользователи" духов можем
и поверить в "диагностику по ароматам".
Прежде всего, напомню заезженную в школе идею, что человек это
биологическое (1) и социальное (2) существо с высокой личной
познавательной активностью (3). Из этой ботанистой фразы вытекает
то, что рассматривать мотивации выбора можно с трех сторон:
биология, социальные факторы и личный опыт.
Итак, начнем с биологии. Ароматы— это химические соединения (я
не про бытовое противопоставление «натурального и химии», я про
научное понимание слова химия). В силу определенных процессов часть
этих химических соединений могут влиять на нас предсказуемым
образом — так работает ароматерапия ( «лаванда расслабляет» ) или
применение в медицине —например, мнение, что масло чайного дерева
обеззараживает. По этому же принципу работает и приведение человека
в чувство нашатырём. Вопрос «нравится или не нравится» тут не
задействован вообще, есть определенный эффект на организм, именно
этот эффект и будет. Хотя мозг может попытаться его сгладить в
некоторых случаях. Ну например: лаванда успокаивает, но в детстве
вы потерялись в лавандовом поле, провели там ночь и сильно
испугались — тогда не успокоит — личный опыт перебьет эффект. Но
«среднестатистического человека» она успокоит, а не взбодрит.
С этими независящими от нашего сознания эффектами зато
задействована чистота и концентрация вещества. Чем чище- тем
предсказуемее эффект (поэтому масло doterra, скажем, будет
эффективнее, чем аптечное, а отдушки вообще повлияют только на
уровне самовнушения и личных ассоциаций). А с концентрацией — она у
каждого своя, при недоборе не запустится процесс, или вы его не
ощутите, при переборе будет плохо.
К биологической данности еще относится и химия кожи,
гормональный фон и личная непереносимость. На разных людях духи по
факту могут пахнуть по-разному, так как кожа имеет разный запах. И
отторжение от ароматов может быть вполне биологически обоснованное
(плохо на вашей коже, или вы в определенный период гормонального
цикла воспринимаете запахи резче, или для вас сильна концентрация),
а не потому что «вы не признаете в себе женственность». В этом
случае нет адекватного логического объяснения, чем вам не заходит
какой-то аромат.
Тут подключим сразу третий пункт — человеческую познавательную
активность. Вот, например, замечают люди, что лаванда расслабляет,
запах выпечки предшествует вкусному обеду, после дождя воздух
чистый и с определенным запахом… и запоминают ассоциативные связи в
духе: лаванда = сон, ваниль и корица = домашний уют, свежесть после
дождя = чистота, обновление, новое начало. За историю человечества
все ароматы обросли хорошими ассоциативными рядами, более-менее
основанными на фактических реакциях организма на аромат, и на
окружающем быте. Они более-менее у всех людей по всему миру будут
перекликаться.
Но есть еще социально-культурный фактор — туда как раз
относится вот это самое «девочкам цветочки, мальчикам деревяшки».
Или «вот этот аромат статуснее, так как там редкое и дорогое масло»
(поэтому «роза — королева цветов», а не одуванчик, скажем). По
поводу ароматов в культуре написаны целые книги, между прочим, и
культуральное восприятие меняется во времени, как меняется сама
культура (как должны выглядеть и вести себя мужчина и женщина?) И
особенности производства (может появиться технология, позволяющая
легко получать ингредиент). Мало того, личное восприятие человека
не всегда подчиняется культурной картинке, принятой в том времени и
месте, где он живет. Вообще, любой аромат априори — это унисекс (с
цветом, кстати, так же), гендерные качества ему приписывает
общество. (Помните, у нас был урок, где мы обсуждали, что роза —
первоначально мужской аромат, а вот жасмин — женский в некоторых
культурах). Во многих культурах духи вообще до сих пор не делятся
по гендеру, в Европе сначала не делились, потом делились, сейчас
перестают.
Культурные ассоциации действуют как раз на уровне сознания и
установок. И если какой-то аромат не нравится культурно — там будет
очень прозрачное и понятное объяснение: «мне не нравятся ароматы
ирисок, потому что они у меня ассоциируются со слащавыми девицами,
меня такие раздражают». В общем- то человек для себя поймет почему.
И избавиться от этой ассоциации можно, кстати. В отличие от
биологического отторжения.
На стыке биологического воздействия, использования и
культурных представлений и рождается ассоциативный код аромата,
позволяющий использовать его в стилистике для поддержания\ создания
какого — то образа.
Ну и последний интересный пункт — это личный опыт. Это то самое
«этот аромат уносит меня в детство» — он наиболее уникален, но и он
хорошо влияет на выбор приятного и неприятного запаха. Если
бабушка, которая била вас по попе по поводу и без, пахла гвоздикой,
то вы эту гвоздику возненавидите) Этот пункт иногда объясняет ярую
неприязнь к некоторым ароматам, и тоже не минует сознание — вы
отчетливо понимаете, чем он не нравится. (И нет, вовсе не
«проблемами в женской ветви рода, так как плохие отношения с
бабушкой», а банально тем, что было больно или унизительно под
аромат гвоздики). А даже если и не помните напрямую, эту связь при
желании можно восстановить.
Поэтому выбор аромата очень сложный, на самом деле, и прямой
связи ( «будь женственнее — душись розой») там нет. Если
обобщить:
1) Аромат имеет биологическое воздействие, минующее сознание,
и чаще всего он именно с воздействием и ассоциируется. Иногда еще с
воздействием продукта\предмета, источающего аромат (перец и имбирь
жгут))
2) Если он никак заметно не действует, он ассоциируется либо
со сферой использования, либо с культурным применением ( «пудровые»
саше — это про нежных дев и леди, а вовсе не про
рокера-брутала)
3) На первые два пункта накладывается личный уникальный
опыт.
Кроме того, среди всех ароматов человек будет чаще выбирать то,
что он ассоциирует с собой — просто откидывая неподходящие по
простой ассоциативной связи ( "чайное дерево резкое, а я нет — не
про меня духи»). Действительно, будут случаи, когда люди выбирают
аромат по принципу «ресурсироваться или взбодриться», но гораздо
реже, как и с одеждой. Кроме того, выбор аромата, который
ассоциативно будет диссонировать с восприятием вашей личности
чреват странным отношением людей (аромат им будет давать о вас одну
информацию, а ваша мимика с пластикой — другую). Поэтому
ресурсируются чаще ароматерапией, а не духами.