Как закалялись скрепы

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН (РАСПРОСТРАНЕН) ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ диаконом АНДРЕЕМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧЕМ КУРАЕВЫМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУРАЕВА АНДРЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА>
Николаю Теляшину было 12 лет, когда он был отдан на прокорм и
воспитание в Нило-Столобенскую пустынь
Дело было в 1599 году, то есть эта обитель еще только создавалась.
Ее настоятелем и строителем был иеромонах Герман.
Позже Николай стал Нектарием, архиепископом Сибирским и Тобольским, и где то в 1630-е годы из Тобольска они отослал в Москву письмо-мемуар о своей юности в Ниловой пустыни:
«Како мне забыти труды, и раны, и глад, и жажду, наготу и босоту. Да и до смерти мне надобно помнить, какова милость Божие надо мною грешным была в пустыни и что мы кушали, вместо, хлеба, сие брашно: траву папорть и кислицу, ухлевник, и дягиль, и дубовые желуди, и дятлевину, и с древес сосновых кору отымали и сушили и с рыбою смешав, вместе истолкши. То нам и брашно было, а гладом не уморил нас Бог. И како терпел от начальника моего с первых дней два года: по дважды на всякой день в два времени бит был, а не во едино время на день бои были. Но и в светлое Воскресение Христово дважды бит был. И того сочтено у меня в два года, по два времени на всякой день, боев тысяча четыреста и тридесять. А колько ран и ударов на всякой день было от рук его честных, и тех не считаю, Бог весть, и не помню: от ран великих едва дыхание бысть во мне. Пастырь мой плоть мою сокрушал, а душу мою спасал. Что ему в руках прилучилось, тем и жаловал мене, своего сиротку и малого птенца. Учил клюкою и остном, прободал и мелном, коим в жерновы мелют муку, и пестом, что в ступе толкут, и кочергою, что в печи углие гребут, и поварнями, что еству варят, и рогатками, что раствор на хлебы, или на просфоры и на пироги в сосудех бьют, чтоб хлебы или просфоры и пироги белы были. Того ради и тело мое начальник бил, чтоб душа моя темная светла была и бела, а не черна. И в ушатах, что двоя воду носят, мотор, и тем древом из ногу моею икра выбита, чтобы ноги мои на послушание Христа ради готовы были. И не токмо древом всяким, но и железом, и камением, и за власы рванием, но и кирпичем, и что прилучилося в руках его, чем раны дать, и что тогда очи его узрят, тем душу мою спасал, а тело мое смирял. И в то время персты моих рук из суставов выбиты, и ребра мои и кости переломаны, и ныне немощен и скорбен, чаю себе вскоре смерти».
(Черты монастырского быта в XVII в.: Письмо архиеп. Сибирского Нектария и шутовская челобитная колязинских монахов // Русский архив, № 9. 1873, с.1774-1775)
«Тело мое начальник бил» — это про святого Германа († 1614; память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых).
Сам Нектарий тоже во святых; его память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых и в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых.
***
В ссылке я не уверен, т.к. в сети не смог найти «Русский архив, № 9. 1873» со страницей 1774.
|
</> |